Мари и Лунин

Дина Новая
                УРИК. ВЕСНА. Доносятся голоса хора из церкви.
      Виден профиль молящейся Волконской Лунин смотрит на нее.  И, кажется, старается запомнить ее такой.
     ГОЛОС ЛУНИНА.
«…Мы наделены способностью любить, которую следует обратить на нашего создателя, а через него – на его творения. Иначе чем более способны мы чувствовать, тем мы несчастней.
…Отврати взор мой от совершенств твоих созданий, дабы душе моей не было помех в ее стремлении к тебе».
         Лунин выходят из церкви, набирает в легкие чистого весеннего воздуха. Смотрит на бегущие облака.
   ГОЛОС ЛУНИНА.
«Бури в мыслях возникают столь же внезапно, что и океанские, но волнение тут длится долее. В нашей власти вызывать их, но не в нашей – самим их успокоить».
                Выходят из церкви  д-р Вольф, Никита Муравьев с Нонушкой. Лунин
                встречает их.
   -  Христос воскресе!
   -  Воистину воскресе!
   -  Лунин,  право молодец, какой цветущий вид, - замечает Вольф.
   -  Здоровье мое удивительное, - как всегда язвительно, с иронией отвечает Лунин. Если не вздумают меня  повесить или расстрелять,, я способен прожить сто лет. Это каламбур. А печальная истина такова, что новые тучи сбираются на горизонте. Я готов, мой друг, я готов!
   - Право, Лунин, - похлопывает его по плечу Муравьев – Твои опасения напрасны… Все обойдется.  Что же может быть хуже нашей участи?
   -  Мой друг, я готов! Они слишком любят читать мои шедевры, чтобы допустить, будто не станут читать больше сочинения, которые я недавно отослал.
 Итак, я начинаю приводить мои дела в порядок.
                Выходят из церкви  Волконские.
   -  Христос Воскресе!
   -  Воистину Воскресе! – Отвечает Лунин Волконскому. – Мой дорогой друг, наша старинная дружба, делает мое пребывание здесь счастливым.
Но, кажется, меня, без моего ведома, судят в каком-то уголке империи. Я прошу вас, в случае надобности распорядиться имуществом.
                К нему подходит Волконская.
   - Христос Воскресе!
   -  Воистину Воскресе! Дорогая сестра по изгнанию! Настоящий праздник – символ счастья. Этот день – счастливый для меня.
Поверьте, сударыня, можно быть счастливым и в заточении. Я люблю вас не меньше, чем мою сестру. Мне надо бы сказать вам еще тысячи вещей, но нет времени. –  Он                раскланивается.
   -  Прощайте, сударь.
   -  А на охоту с Мишей мы так и не собрались. – Он обернулся еще раз и пошел один к своему дому. – Жду вас сегодня вечером у себя.
                ДОМ ЛУНИНА.
            Постепенно сгущается темнота. Мелькают черные тени людей вокруг
   Дома Лунина. Окна в нем погашены. Дом окружен. Полночь.
                Жандармы вламываются в дверь. Лунин крепко спит. Его трясут за плечо.
   -  Чему обязан,  столь поздним посещением?
   -   По приказу его императорского величества.
   -  С кем имею честь, господа?
   -  Успенский, чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе.
   -  Вот странно, у нас все при ком-то состоят, а я так всегда при жандарме.
                Лунин окидывает взглядом комнату. Жандармы лихо перетряхивают книги, рукописи, вещи. Все вверх дном. Его взгляд останавливается на висевшем на стене оружии.
   -  Ни с места, - крикнул жандарм.
   -  Не беспокойтесь, таких людей бьют, а не убивают.
   -  Следуйте за нами.
   -  Я готов, господа. Я давно готов.
   -  Возьмите необходимое.
   -  У меня есть все необходимое, недостает только зонтика, - ответил Лунин, улыбаясь.
                Его толкают к выходу.
                НОЧЬ.  У ДОМА ЛУНИНА.
                Его встречает Волконский.
   -  Сергей Григорьевич, дорогой друг, прощайте!
Прошу вас засвидельствовать мое глубокое почтение Мадам. Как бы то ни было, я питаю к ней неизменную преданность. Прощайте, дорогой друг, я очень признателен вам за дружеское участие.
   -  Не падайте духом, mon cher ami! Жена будет вам писать. Прощайте.
                Лунина толкают в коляску.
   -  Трогай. – Коляска с грохотом покатилась
                Толпа крестьян побежала за коляской, выкрикивая на ходу.
   -  Да помилуй тебя бог, Михаил Сергеевич!
   -  Бог даст – вернешься!
   -  Мы будем оберегать твой дом, за тебя молиться будем. – Крестьянин на бегу бросает в коляску каравай.
                Варка бежит следом за коляской.
                РАННЕЕ УТРО. ДОРОГА.
      Кое-где снег. Туман. В 40-ка шагах у дороги на лесной лужайке расположились жандармы. Постелен коврик, они пьют чай из самовара. Лунин сидит в стороне.
         Послышался колокольчик. Подъехали Никита Муравьев и Волконская.
Лунин бросается им навстречу. Попадает в объятия Муравьева.
   -  Я говорил вам, что готов… Они меня повесят, расстреляют, четвертуют. Но пилюля была хороша! – Он рассмеялся.
                За ним подходит офицер.
   -  Стоять!
   -  Я при жандарме, вот, мой ангел Гавриил… - Он обернулся.
   - Надевайте скорее пальто, прошу вас, - сказала Волконская тихо.  – В пальто пачка ассигнаций. И шоколад для вашей больной груди.
   -  Постарайтесь переслать чернильный порошок, - прибавил он, так же вполголоса. – Я очень вам буду признателен. – И уже громко. – Позаботьтесь о моем бедном Варке.   И распорядитесь о моих вещах, а главное, книги.
   -  Мы постараемся переслать все необходимое.
   -  Пора ехать. – Жандармы встают
                Лунин стоит у коляски.
   -  Мой нежный привет Мише. Прощайте, моя добрая сестра по изгнанию. Пусть бог и его добрые ангелы хранят вас и ваше семейство. Прощайте, дорогой друг.
                Коляска трогается. Муравьев и Волконская машут вслед.
                Лунин обернулся. Последний прощальный взгляд.
     Волконская стоит на сырой колее дороги. Губы плотно сжаты. Черную одежду треплет ветер. Она смотрит на дорогу, как медленно удаляется коляска.
                ГОЛОС ВОЛКОНСКОЙ.
«Лунин был увезен всей этой военной стражей , вооруженной против одного человека, и заключен в Акатуе, самой ужасной тюрьме, где содержались преступники-рецидивисты, совершившие убийства и грабежи. (…) Это был человек твердой воли, замечательного ума, всегда веселый,  бесконечно добрый и глубоко верующий».
                На дороге, вдалеке застывает маленькая фигура в черном.
                АКАТУЙ.
                Наша современница стоит у остатков Акатуевской тюрьмы.
          НАША СОВРЕМЕННИЦА.
Из этой тюрьмы Лунин не вернется, оттуда редко, кто возвращался. (Читает). Волконская пишет в «Записках» :  «Он недолго мог выносить  зараженный и сырой воздух этого последнего заключения  и умер в нем через четыре года».
   - Мы находимся у стен бывшей Акатуевской тюрьмы. Теперь здесь мемориальная доска, читаем:
«Остатки стен бывшей Акатуевской каторжной тюрьмы.
В тюрьме содержались : декабрист М.С. Лунин, польские повстанцы, народовольцы, матросы с транспорта «Прут», Курнатовский и другие».
Тюрьма построена                Закрыта
В 1832 году                в 1917 году»
                Звучит песня «Славное море – священный Байкал».
                Наша современница проходит дальше по тропинке.
   -  Здесь же в Акатуе, вблизи сопок – находится могила Лунина. Устройству могилы и заботу о ней проявляли Волконские.
   Вот, надпись гласит: «Незабвенному брату
                Михаилу Сергеевичу Лунину
                Скорбящая сестра Е.Уварова
                Умер он 4 декабря 1845 года.»