Пел для нас Анатолий Соловьяненко

Василий Храмцов
ПЕЛ ДЛЯ НАС АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО
Как справедлива и бесспорна народная поговорка: «Дорога ложка к обеду!» В другое время она нам не нужна. Даже может и мешать.

Жил я тогда в Одесской области  и заочно учился в киевском вузе. А что значит заочно? А то, что два раза в году приезжаешь для сдачи экзаменов , сдаешь их и параллельно слушаешь лекции по программе будущего семестра. Естественно, что основное внимание уделяешь подготовке к очередному экзамену. Подбираешь «хвосты», переделываешь  контрольную работу, если вернут. После лекций «на будущее», которые век бы не слушал (они воспринимаются как помеха), готовишься часов до трех ночи к встрече с экзаменаторами.
 
А там – нервотрепка!  Не поверите – в обморок падали женщины-заочницы! Все волновались, и я тоже. Но меня выручало то, что я много читал, был в курсе событий в стране и за рубежом. Почти всегда Тамара из Донецка, жена офицера, бездетная, подходила ко мне и спрашивала:

- Вася, ты сколько раз учебник прочитал?

- Ни разу. Сегодня ночью перелистал. Некогда было. Семья, заботы.

- А я – три раза. И все равно боюсь, что завалю экзамен. Как же ты сдавать будешь?

Толпимся в коридоре, ожидая, пока вся группа отчитается. Тамара меня спрашивает, какую оценку мне поставили.

- Пятерку, - отвечаю.- А тебе?

- А мне тройку. Из головы все сразу вылетело. Задают дополнительные вопросы, чтобы подсказать ответ, а мне кажется, что меня «топят». Тебе хорошо: ты не волнуешься.

- Волнуюсь, Тамара, волнуюсь! Только виду не показываю.

Когда проэкзаменованы все, группу приглашают в аудиторию для «разбора полетов».  Там мы выслушиваем замечания, узнаем, как выглядели в глазах преподавателей. Нас журят за слишком нервозную обстановку.

В такой вот момент в аудиторию вошла секретарь кафедры и объявила, чтобы мы все дружно проследовали в актовый зал. Перед нами выступит оперный певец Анатолий Соловьяненко. На его концерты билетов не достать, а тут - проходи, рассаживайся и слушай. Казалось бы, такой подарок нам преподнесли! А нам еще не до развлечений. Мы все еще напряжены, но идем, располагаемся. И слушаем уникальный голос украинского певца, известного не только у нас, в СССР, но и во всем мире. Парень из Кузбасса уже взрослым стал брать уроки вокала у специалистов.  Никто так проникновенно не исполнял народные песни: Нiч, яка мiсячна, Ой ты дiвченка, Чернява Иванка, Дивлюсь я на небо и еще десятки.

Мы слушаем и постепенно успокаиваемся. Но не успели еще сбросить напряжение, как к сидевшему с краю студенту подошла секретарша, подала ему букет цветов: вручите артисту. И ушла. Ошеломленный студент, мысли которого все еще на экзаменах, думает с минуту и передает  соседу: вручишь солисту. Тот, в свою очередь, передает  дальше.

 В зале полутемно, свет только на сцене, но мы видим, как букет движется от человека к человеку, от рядя к ряду. Дошла очередь и до меня. Из-за этого  я и певца слушал рассеянно, постоянно отвлекался. И досада меня взяла: не могли договориться до начала концерта! Естественно, я тоже передал цветы дальше.
А Соловьяненко пел! И арии из опер, и песни народные и современные. Мы механически аплодировали. Но наше внимание было приковано к букету.  К концу выступления он оказался в руках старосты. Деваться ему было некуда: «Назвался груздем…». Он и вручил букет артисту.

Между певцом и слушателями так и не возник тот контакт, который высекает искру, заставляет переживать, наслаждаться неповторимым тембром голоса. Не способны мы были после экзаменационной нервотрепки воспринимать искусство. Не перестроились. Вот я и говорю: «Дорога ложка к обеду!»   
 Когда написал этот текст, разыскал в Интернете запись выступлений Анатолия Соловьяненко и долго слушал.