Приведение

Владимир Шумилов 2
     Частенько среди глубокой ночи видели его в разных местах нашей деревни. И те, кому довелось видеть, наводили страх на тех, кто позже  слушал рассказы о нём. Как и водится среди простого люда, передавались страшилки от старого к малому, а потому и сохранились в памяти людской. Как сейчас помню…
     Привидение, гуляя по деревне, появлялось то в одном, то в другом дворе, заглядывая в ночные окна. Приехавший в Смирновку Колька Филимонов поначалу не верил рассказам, но вскоре, наслушавшись о нём, решил покончить с привидением. Прослышал от старых, что надо вытесать осиновый кол, сходить вечерком на кладбище, вбить кол в изголовье на той могиле, чей образ в последнее время являлся в деревню, тогда привидение и перестанет шалить. Все слышали о способе избавления, но посетить кладбище, да ещё ночью, не решались, а вот Колька решился. Привидение и в самом деле перестало заглядывать в деревню…
     Однажды, собравшись в ночном у костра, мы вели споры о жизни, о происходящем, пока снова не вспомнили про то самое привидение. Не помню, какой леший дернул меня за язык заикнуться, что не побоюсь этого привидения, переночую на кладбище. Да что там привидение  – сам чёрт не страшен! Поспорили. Спор был принципиальным, на интерес. А, как известно, спор – почти картёжный долг, понимать надо. 
     В один из вечеров, накинув фуфайку, чтоб было теплее,  отправился на Смирновское кладбище, что на горе, в полутора километрах. С того места хорошо просматривается деревня, а за нею несла свои воды река Томь. Такая красота открывается, слезу порой вышибало.
     Оставив на берегу у костра своих друзей, вскочив на коня, поскакал в сторону кладбища исполнять условия спора. Зайдя на территорию кладбища, выбрал место для ночлега. Устроившись поудобнее, прилег,  наблюдая за ночным небом, за звёздами. Ну, думаю, литруха уже у меня в кармане! И всё же одна рука крепко сжимала уздечку лошади, так, на всякий случай.
     Некоторое время всё было спокойно. Деревня замолкала, медленно погружаясь в сон. Не заметил, как задремал. Неожиданно лошадь, почувствовав чьё-то приближение, мотнула головой, дёрнув уздечку с моей рукой. Приоткрыл глаза, присмотрелся через кусты, в сторону деревни, и …,вижу.
     Из-под горы, в направлении меня, плывёт белый конь-красавец, словно первый снег. Длинный волос гривы свисает до земли. И вот уже образ становится вся явственнее. Кажется, ещё мгновенье, и он поравняется с моей лошадью.
     От страха сознание стало куда-то уплывать. Сколько прошло времени с того момента, не знаю. Вздрогнув, открыл глаза. Рядом никого. Лошадка стоит в той же позе, разве что вытянула шею да навострила уши. Думаю, дернул черт меня спорить. Да пропади он этот интерес, эта литруха, к чертовой матери, ведь околеть от страха ненароком можно!
     Озираясь по сторонам, вывел быстрёхонько свою лошадь за территорию кладбища, вскочил в седло и – рысцой к ожидавшим у костра товарищам. На ходу несколько раз оглянулся в сторону кладбища, никто не преследует?
     –Что с тобой? – увидав моё бледное лицо, вопрошают хлопцы.
     Тут я и рассказал, что произошло на кладбище. Слушавшие верили и не верили. Однако испытать себя вызвалось пара смельчаков – Василий и Семён, парни не из робкого десятка.
     Вдвоём всё же веселей, да и посмелей. Пригубив из бутылки, заняли место, что и я прошлой ночью. Стоило деревне погрузиться в сон, как в том же направлении, через кусты шиповника, стал надвигаться на них образ привидения. Светящиеся глаза медленно приближались к смельчакам. Василий и Семён трухнули. Стало не по себе. Василий чертыхнулся, пролепетав: «Дернул чёрт на кладбище забраться».
     Однако было поздно. История с привидением повторялась…
     Оно исчезло так же неожиданно, как и появилось. Смельчаки даже не поняли толком, что произошло. Прихватив фуфайки, постарались быстрёхонько покинуть место засады.
     Днём, уже втроём, мы наведались на кладбище, убедившись, что привидение являлось с одного и того же места – поднималось из–под горы, со стороны деревни, проплывая через кусты в направлении кладбища. Все трое согласились, привидение было.
     Больше никто ночевать на кладбище не соглашался. Однако с того момента привидение в деревне перестало появляться. Видно, не хотело тревожить попусту жителей, не особо веривших в потусторонние силы. 
     Сторожиха наших мест, бабушка Васса, позже рассказывала, что где-то в этих местах, в далёкие годы гражданской войны, белогвардейцы расстреляли местного служителя церкви. Может, это его божий образ обходил свои владения, а может, души усопших устраивали обход кладбища, оберегая его от нечистой силы! Кто его знает. Вот и не верь тут в потусторонние силы…