Трасса мужества АлСиб 4 часть

Алла Бочкор
четвёртая часть

                По стальной магистрали

    За время существования АлСиба на советском участке трассы потери были чувствительные: 279 лётных происшествий, из них — 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Комдив И. Мазурук постоянно держал руку на пульсе перегонки, фиксировал успехи и неудачи.  Именно сложнейшие метеорологические и природные условия были основной причиной потерь людей и техники, но мы, исследуя данную тему, имеем возможность рассмотреть некоторые моменты более детально, так как в нашей местности находились аэродромы и еще сохранились свидетельства очевидцев. Трагических случаев происходило немало и во время тренировок летчиков. Вот что по этому поводу рассказала моя мама       Т. Халаим.
  — Аэродром был хорошо виден из окна нашего дома, самолеты стояли за нашими огородами. У нас не было игрушек, и с наступлением холодов, наблюдение  из окна было нашим единственным развлечением. Мы с сестрой Верой забирались на подоконник и часами наблюдали за стаями волков, рыскающих вокруг села и взлетами самолетов. Они, зачастую, только оторвавшись от земли, воспламенялись на наших глазах, какие-то из них летчикам удавалось потушить, иные взрывались, — вспоминает Таисия Ивановна.
Судя по воспоминаниям очевидцев, постоянным и значимым моментом в деятельности аэродромов можно назвать ремонт летной техники, как после случаев возгорания, так и по другим причинам. Двигатели переправляли на ремонт в с.Большой Изюм, где в здании Успенской церкви (упраздненной в 1930-ом советской властью и восстановленной в 90-е годы) их разбирали и ремонтировали. Жительница села Татьяна Недвига сообщила следующее: «Моей маме Галине Дмитриевне Бондаренко (Панченко) тогда было 24 года, ей довелось помогать летчикам в ремонте. Она рассказывала мне, чтобы извлечь двигатель, самолет механикам приходилось распиливать. Затем мама и другие односельчане мыли около церкви двигатели и отдельные запчасти соляркой, потом летчики их заносили в здание. Как видите, местные жители были не только свидетелями происходящего, но и его непосредственными участниками.
    В селе Новоприречное тоже базировались летчики. Это могут подтвердить старожилы, которым уже за 80 лет — П.Е. Назарько, В.Г. Зыкин. А проживающая в этом селе уроженка с. Мироновки О.И. Майер помнит летчиков и аэродром в районе Старосухотино.
В военную пору Пелагее Евдокимовне Назарько было лет шесть, но она помнит, что около села в поле стояло очень много иностранных самолетов, летчики тоже жили на квартирах сельчан, заводили романы с местными представительницами прекрасного пола и постоянно проводили ремонтные работы в приреченской церкви. Это здание располагалась неподалеку от нынешнего тока и весовой в небольшом сквере, оно было немного меньше здания изюмовской церкви, но видимо вполне устраивало летчиков-механиков. Пенсионерка не знает точно, какие виды работ проводили в церковном здании, но по нашим данным, в этом помещении, как и в с.Большой Изюм, могли не только ремонтировать, но и осуществлять сборку самолетов, ведь эти села расположены близ железнодорожного пути, а большеизюмовская железнодорожная станция с давних пор называется Приречная. Именно это название фигурирует в некоторых сведениях, как одно из мест сборки американской техники, пребывающей в СССР по ленд-лизу. Часть самолетов и других грузов переправляли по АлСибу не своим ходом, а на поездах. Их везли в полуразобранном виде. Эту версию озвучил в своих исследованиях по данной теме преподаватель Петропавловского железнодорожного колледжа А.Радченко, с которым мне недавно посчастливилось познакомиться.
    Александр Петрович еще с 80-х годов собирал сведения об аэродромах АлСиба и полках ВВС ВМФ, базировавшихся в степях Тайыншинского района. В беседе он рассказал, что много лет назад ему удалось связаться с самим Ильей Павловичем Мазуруком — генералом-майором  авиации, Героем Советского Союза, руководившим перегоночной авиатрассой.   Но в то время эта тема находилась еще под грифом секретности, и комдив АлСиба, уже пожилой человек, не вдавался в мельчайшие подробности, о которых хотелось услышать моему собеседнику. Изучая материал, собранный годами по крупицам, А.Радченко пришел к определенным выводам, которые озвучил в нескольких опубликованных статьях:
«Из Красноярска  бомбардировщики «своим  ходом» перегонялись вдоль железной дороги по маршруту: Новосибирск-Омск -Свердловск-Казань -Москва.  Одним из промежуточных базовых аэродромов и была станция Тайнча. Часть истребителей переправляли  вместе с бомбардировщиками по железной дороге». 
Автор подчеркивает важность железной дороги, и что «станция Тайнча, поселки Ново-Сухотино, Многоцветное,  Заречное и Приречный (ныне Новоприречное) входили в единый комплекс перегоночного авиаполка». Однако у него отсутствовали сведения о Большом Изюме (станции Приречной), Октябрьском, Мироновке.
    На протяжении нескольких публикаций село Заречное оказалось как будто в тени,  красочных повествований жителей других населенных пунктов этого единого комплекса. Так вышло, потому что сведений было недостаточно. Однако, когда очередная часть материала была почти готова, в этот момент позвонил зареченский старожил Иван Маркович Гончар. Читатель почтенного возраста посетовал на невнимание к селу Заречное и сообщил, что в ту пору, когда в селе во время войны базировался тренировочный полк, ему было 8 лет, и в его семье жил офицер по фамилии Артамонов с женой и маленькой дочерью. Иван Маркович помнит, что летчик не раз угощал его конфетами или печеньем, приносил иногда продукты родителям.
— Заречное носит название по имени бывшего совхоза, а раньше оно состояло из двух сел — Татьяновки и Кривошеевки, а те, ранее назывались Аврамовка и Крылов. Аэродром находился близ аврамовского кладбища. У нас также летчики жили у многих сельчан, строили землянки,  тренировались в полетах и на стрельбищах, неподалеку от нашего дома находился склад с боеприпасами. За селом всегда можно было увидеть с десяток самолетов, это были одномоторные истребители, одни улетали, на их место прилетали другие. Я часто видел, как взлетали однокрылые самолеты, это крыло находилось внизу корпуса. Один самолет был просто изрешечен дырами, на нем чаще всего проходили тренировки. Бывало, во время тренировок самолет движется по земле и тянет на тросе за собой мишень в виде конуса из технической ткани, наполненного воздухом, а другой самолет кружит в воздухе и старается поразить эту цель. Потом жители подбирали отслужившие мишени, использовали в домашнем хозяйстве. Особо хочется упомянуть случай, когда у нас погиб летчик.  Однажды сельчане увидели, как со стороны Октябрьского аэродрома очень низко летит горящий самолет, летчики всполошились, бежали, что-то кричали, надеясь помочь, но все было тщетно. Самолет упал прямо на огород Ёсыпа Раковича. Летчики сразу оцепили место, чтобы никто не приближался, потому что самолет был укомплектован по боевому, в огне начали взрываться боеприпасы, — поведал рассказчик. По словам Ивана Марковича, без романтики в Заречном тоже не обошлось. Его тетя Мария вышла замуж за летчика Алексея Нестёрина, помнит он и женитьбу ещё двух парней.   
Отрадно, что в результате общения с новым знакомым, многочисленных бесед с жителями этих сел, имеется разностороннее представление о функции аэродромов, находившихся на территории нашего района.
Эхо войны


Шли годы, но эти события для сельчан были наподобие яркой вспышки, поэтому остались в их памяти до сих пор, а отголоски войны давали о себе знать на протяжении многих лет. С окончанием Второй мировой, базирующийся  в  Октябрьском    3-й запасной авиаполк ВМФ, переменил свое местоположение, но все, что находилось на территории аэродрома, летчикам увезти не удалось. Возможно, сборы проводились в сжатые сроки, может по другим причинам, но Октябрьское было просто начинено предметами военного оснащения летного полка. Старожилы рассказывали, что вокруг села долгое время торчали железные пружины, за которые привязывали самолеты. После войны колхозники, пахавшие землю, то и дело выковыривали их из земли. В нынешнее время, кое-где  сохранились ямы и бугорки на месте землянок и хозяйственных помещений летчиков.
  Каждый из нас, родившийся в Октябрьском, уже с детства мнил себя следопытом и пытался раскопать на месте аэродрома что-нибудь интересное. Лично мне, кроме ржавых ножниц и нескольких бытовых предметов, не удалось найти ничего существенного, а ведь главной мечтой сельской ребятни были патроны и другие боеприпасы. Увы, мы не думали о последствиях, как и наши предшественники постарше. Они по горячим следам не раз обнаруживали опасные находки. Выкопав порох, пули, патроны, дети пытались их поджигать и взрывать, что несколько раз имело плачевные последствия. Как рассказал Виктор Ильич Радченко, таким образом пострадал в детстве его дядя, в результате взрыва он лишился руки, в других случаях горе-искатели отделывались царапинами и шрамами. Кстати,  И.Гончар тоже припомнил случаи о том, как зареченские мальчишки после отъезда летчиков поджигали найденные патроны, такие забавы для некоторых не прошли даром.
    Коренной житель с. Октябрьское Жаксыбай Сатанбеков вспомнил, что в детстве видел на полях около села учебные авиационные бомбы, гильзы, вышеупомянутые пружины, ими были усеяны все близлежащие поля.
Учебная бомба, отлитая из цемента, является аналогом настоящей, внутри корпуса, где должен находиться заряд, зияло сквозное отверстие. В корпусе имелось металлическое ушко, для подвески авиабомбы под самолет и крылышки в нижней части. После войны авиабомбы не сразу убрали, рачительные сельчане порой использовали их для своих нужд. К примеру, известна была всему селу хозпостройка с погребом из авиабомб на подворье семьи Крутевич.
После разговора с очевидцами прошло всего пару дней, и в моем доме раздался звонок, в телефонной трубке прозвучал голос Ж. Сатанбекова: «Я  нашел её! Бомба сейчас у меня дома!» (на фото). Сфотографировать и прислать фото по электронной почте вызвался Константин Гаврилов, живущий поблизости. Парень, увидев находку времен войны, был удивлен и с энтузиазмом принялся мне помогать, сделал он для  предыдущей статьи и фото могилы летчика на Октябрьском кладбище.
    Об обилии авиабомб, находящихся близ села,  говорил и В.Радченко, а ещё ему с детства запомнился рассказ соседки Екатерины Кирюшиной: «Когда шли летчики по улице в баню, у сельских девушек просто сердце замирало, парни — сибиряки, такие высокие, стройные, красивые…». Один из них видимо был влюблен в соседку, она не раз говорила, что он часто дарил ей цветы. Да уж, романтических историй здесь было не мало, война вносила коррективы в людские судьбы разным способом. Мама мне рассказывала, что по соседству жила семья летчика, женившегося тогда на октябрьской девушке. К сожалению, из-за новой любви он оставил прежнюю семью, и, видимо, очень переживал. Из России иногда приходили ему письма от первой супруги или детей, и он в укромном месте, обычно поодаль за стогом сена, перечитывал их и вздыхал. 
    Возвращаясь к военному арсеналу села, хочется упомянуть и рассказанное большеизюмовцем  А.Пинчуком. По его словам, сарай деда  Пинчука Николая Петровича был долгое время «стратегически важным» объектом, на чердаке строения хранились авиаприцелы американских истребителей «Аэрокобр» и  «Кингкобр», бороздивших октябрьские поля. О них вспомнили лишь в 60-ых годах, прибывшие военнослужащие погрузили их и увезли в надлежащее место.
(На фото фрагмент учебной авиабомбы, найденный в селе Октябрьском жителем Ж.Сатанбековым)
Продолжение следует.
Алла Бочкор