Сберкнижку мне

Максим Оленев
Знаменитая ценная бумага, сберегательная книжка, увековечена в легендарном диалоге главаря банды «Черная кошка» Горбатого и МУРовца Шарапова из сериала «Место встречи изменить нельзя»:
Горбатый:
- Сберкнижку принесешь мне…
Шарапов:
- Мне… Сберкнижку мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем. Мне с ней и милицейские пушки не страшны. Знаю, за что рискую…

****

Как оказалось, тяга (и разумный подход) к безналичным деньгам существовала и 70 с лишним лет назад. Главное, как мы понимаем, их достоинство – возможность сохранить средства от посягательства чужих рук, что явствует из этого же диалога в загородном воровском притоне.
- А зачем тебе сберкнижка?
- Ааа… В ней вся моя надежда, что не пришьете меня потом… С моей сберкнижки денежки-то вам не выдадут!
В общем, «полная любовь и доверие друг дружке», как выразился Шарапов.
Но, сберкнижка – это отнюдь не изобретение советской власти и любили ее не меньше (а, может быть, даже и больше) и 100 с лишним лет назад.
В РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ!
В свое время и я Родину защищал не бесплатно. Мне, как рядовому срочной службы, полагалось жалования 7 руб. (по сравнению с моим предыдущим заработком, повышенной стипендией в МВТУ имени Баумана в размере 50 руб., это были сущие крохи). Деньги нам выдавал старшина роты, старший прапорщик Семененко, приезжая в казарму с набитым деньгами портфелем и ведомостью.
Как Вы понимаете, хранить эти и другие «драгоценности» приходилось только при себе (т.е. я носил военный билет и кошелек с деньгами в нагрудном кармане  гимнастерки). Оставлять все это в казарме в тумбочке возле кровати не было никакого смысла.
Перед Первой мировой войной многие нижние чины имели неплохие сбережения, которые, естественно, предпочитали держать вдали от посторонних глаз. Как оказалось, у солдатушек накопилось немало средств – это были либо переводы от родных и близких, либо жалование за службу.
Из приказа по 3-му железнодорожному батальону за №270 от 21 июля 1914 года явствует, что средства свои солдаты держали в Минском отделении Государственного банка, а наличность (и посылки) получали из Барановичской почтово-телеграфной конторы.
С объявлением в Виленском военном округе военного положения, командование рекомендовало вручить своим подчиненным 17 книжек Государственной сберегательной кассы и 2 временные квитанции в приеме книжек, всего на сумму 510 руб. 43 коп.
№1 ефр. Игнатий Подоляко № сбер. книжки 10516 сумма 100 руб.

№3 ряд. Василий Цветков № сбер. книжки 12129 сумма 50 руб. 62 коп.
№4 ряд. Михаил Лис № сбер. книжки 12159 сумма 55 руб.

№9 ряд. Григорий Дубовик № сбер. книжки 10906 сумма 150 руб.

№13 ряд. Онуфрий Шевчук № сбер. книжки 10851 сумма 9 руб.

№16 ряд. Григорий Дуб № сбер. книжки 11749 сумма 75 руб. 81 коп.
Как видно, суммы не малые!
Все эти денежные средства были сняты с объявлением военного положения, а книжки вручены ротным офицером нижним чинам.
Куда они их потом дели (когда вспыхнули военные действия) – остается неизвестным…

****

Главный же вывод озвучен Леонидом Куравлевым в не менее знаменитом фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:
- Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…