Они воевали в Испании ч. 14

Николай Мринский
73. ЗОТОВ ВЛАДИМИР НИКИФОРОВИЧ – штурман, ПОГИБ.

Родился в 1907 г. в г. Уфа (Башкирия), в семье рабочего ж/дороги. Русский. Окончил Харьковскую военно-авиашколу, затем штурманские курсы. Присвоено звание лейтенанта. Член ВКП (б). С 1934 г. служил в Киевском ВО штурманом звена бомбардировочного авиаполка, г. Белая Церковь. Жена – Александра Григорьевна – г. Белая Церковь. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 г. по 3 января 1937 г. в качестве штурмана бомбардировщика СБ 2-й эскадрильи 12-й бомбардировочной группы республиканской авиации. Совершил около 30 боевых вылетов 3 января 1937 г. на бомбардировщике СБ-2 лейтенанта Иванова П.И. был сбит двумя истребителями Фиат-32 в районе Кордовы. При вынужденной посадке в горах самолёт разбился и весь экипаж погиб. Похоронен в г. Андурхаре. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 01. 1937 г.

74. ЗАНГИЕВ АДАМ ХАДЖИ МУРАТОВИЧ, 1911 г.р., ПОГИБ в Испании 3 сентября 1937 г.

75. ЗИГАНШИН ХУСНУТДИН МИНГАЖЕВИЧ – ПОГИБ в бою на территории Испании. 1912 г.р., урож. дер. Иткучуково Мелеузовского р-на Башкирской АССР.

76. ЗИМНЯКОВ КАРП ИВАНОВИЧ – ПОГИБ в бою в Испании, красноармеец, урож. с. Яловка Красногорского р-на (оттуда и призван на службу РВК) Брянской обл.

77. ИВАНОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ - лётчик.

Родился в 1914 г. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 34-й истребительной авиаэскадрильи 56-й истребительной авиабригады Киевского ВО. По натуре был очень озорным, любил подшутить над друзьями. Участник национально-революционной войны в Испании с 31 мая 1937 по 28 января 1938 г. Был пилотом, а затем командиром звена и эскадрильи истребителей И-16. Летать начал в эскадрильи Александра Минаева, был его ведомым. Очень не любил свое имя, поэтому друзья дали ему новое - Панас. После гибели Александра Минаева, командование эскадрильей принял Борис Смирнов   (будущий Герой Советского Союза), а Иванов стал командиром звена. Вскоре выяснилось, что Панас стреляет не так, как обычно другие лётчики. Вместо того, чтобы большим пальцем правой руки или всей ладонью нажимать гашетку, он давил на неё пальцами обеих рук, бросая в этот момент сектор газа и не управляя мотором. А это могло ему дорого стоить. 3 ноября 1937 г. его наградили орденом Красного Знамени. В том же месяце "Чайка" Иванова была повреждена в бою и пилоту пришлось воспользоваться парашютом. Приземлился он рядом с подразделением республиканских войск и вскоре вернулся в эскадрилью. За период своей деятельности в Испании совершил около 150 боевых вылетов (боевой налёт - 190 часов), участвовал в 50 воздушных боях. По данным советских времён, уничтожил 4 вражеских самолёта лично и 10 - в группе. С.В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные и 2 групповые (звеном) победы. Награждён орденами Ленина (2.03.1938) и Красного Знамени (3.11.1937). После возвращения из Испании получил звание капитана, и стал лётчиком-испытателем. Погиб при испытании самолёта.

78. ИЛЬИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - лётчик.

Родился 12 февраля 1910 г. в Москве. После окончания школы работал автогенщиком. Окончил 2 курса рабфака. В Красной Армии с июня 1932 г. Окончил 3-ю Оренбургскую военную авиашколу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в 1935 г. В звании лейтенанта командовал звеном в 142-й истребительной авиабригаде Белорусского ВО. С 20 августа 1937 г. по 8 апреля 1938 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был командиром звена истребителей И-16. Совершил около 50 боевых вылетов. 23 августа 1937 г. в воздушном бою, в районе Бельчите, в составе звена сбил самолёт-разведчик противника. 30 декабря 1937 г. в воздушном бою с немецкими истребителями Ме-109 был тяжело ранен, но сумел вернуться на аэродром, и благополучно приземлиться. После 2-х месяцев пребывания в госпитале был отправлен на родину. 2 марта 1938 г. награждён орденом Красного Знамени. После возвращения из Испании, 29 августа 1938 г. получил звание капитана. Будучи командиром 4-й ОИАЭ, с 25 декабря 1939 г. по 13 марта 1940 г. участвовал в советско-финляндской войне. 22 февраля 1941 г. награждён вторым орденом Красного Знамени. С мая 1940 г. был помощником командира, а с июня 1941 г. - заместителем командира 13-го ИАП ВВС КБФ. С 22 июня 1941 г. участвовал в ВОВ. Летая на истребителе И-16, вёл бои над Прибалтикой. Командуя сводной группой полка из 2-х эскадрилий, с июня по декабрь 1941 г. участвовал в героической обороне полуострова Ханко. Совершил 157 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях, лично и в группе сбил 5 самолётов. За участие в войне был награждён орденом Красного Знамени (20.05.1944 ), медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За боевые заслуги" (3.11.1944), "За победу над Германией" (9.05.1945). После окончания войны продолжал службу в морской авиации. 24 ноября 1946 г. ему присвоили звание подполковника. В 1948 г. окончил Высшие офицерские курсы. 5 марта 1953 г. стал полковником. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени (21.08.1952), Нахимова 2-й ст. ( 27.02.1946 ), Красной Звезды  (6.11.1947). Погиб 25 октября 1954 г. в авиационной катастрофе.

79. ИВАНОВ ПИКАР ИВАНОВИЧ – лётчик ГУГВФ. ПОГИБ.

1903 г.р., г. Плевна, Болгария. Окончил авиашколу техников с присвоением
звания воентехника 2-го ранга. Служил в разных авиационных частях. Жена - Мария Ивановна, г. Свердловск. В Испании с осени 1936 г. по 1937 г. в составе технического персонала республиканской авиации. 03.01.1937 г. в воздушном бою в р-не Кордовы самолёт был подбит и при посадке взорвался. Лётчик был похоронен в Андурхаре. Награждён орденом Красной Знамени - 02.01.1937 г.

80. КЛИМОВ ЛЕОНТИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.
               
Родился в 1908 г. в с. Тешнярь Городищенского р-на Пензенской обл. Мордвин. В Красной Армии - с 1930 г. В звании ст. лейтенанта командовал звеном в 107-й истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. Член ВКП (б). Участвовал в боевых действиях в Испании с 26 марта по 18 мая 1938 г., в качестве пилота истребителя И-16. 18 (20) мая 1938 г. был сбит в воздушном бою немецким истребителем Ме-109 (пилот майор Готтхард Хандрик). Вместе с самолётом упал в районе Сан-Матео, занята врагом и погиб. По другим данным был сбит над аэродромом Ла-Сения или над аэродромом Вилар – дель - Арзобиспо. Похоронен в Испании.

81. КАПУСТИН ИОСИФ ЕГОРОВИЧ - лётчик.

Родился в 1908 г. в городе Калач (Воронежская область). С 1931 г. в рядах Красной Армии. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 109-й истребительной авиаэскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского ВО. С 20 августа 1937 г. по 25 апреля 1938 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был пилотом, командиром звена И-16. Совершил около 70 боевых вылетов (имел 92 часа боевого налёта), участвовал в 32 воздушных боях, лично сбил 2 истребителя противника (1 Ме-109 и 1 Fiat CR-32). Награждён орденами Ленина (14.11.1938) и Красного Знамени (2.03.1938). В 1938 г. получил звание капитана, продолжал службу в своём военном округе. В 1940 г. был назначен командиром эскадрильи 69-го ИАП и стал служить в Одесском ВО. Участник ВОВ c первого дня. Во главе своей эскадрильи на истребителях И-16 воевал под Одессой, где сбил 2 самолёта. 5 июля 1941 г. сбил в воздушном бою бомбардировщик Не-111. В полку все радовались этой победе: ведь сбит был уже 4-й по счёту расхваленный немцами "неуязвимый" самолёт. В июле был ранен в воздушном бою. В 1942 г., после излечения в госпитале, получил звание майора, и был назначен командиром 788-го ИАП.

Летал на Як-1. В этом же полку среди советских лётчиков сражались также испанские лётчики Хосе Паскуаль Сантамария (погиб 8.10.1942 г. под Сталинградом), Доминго Болина, Антонио Кано, Хуан Ларио, Луис Негра. С августа 1942 г. авиаполк принимал активное участие в битве под Сталинградом. Всего в сражениях ВОВ сбил 3 самолёта (2 лично и 1 в составе группы). 23 августа 1942 г. погиб в районе Варваровки под Сталинградом. В тот день четвёрка истребителей Як-1, ведомая Капустиным, вылетела на разведку в район Самофаловка-Калач. Уже возвращаясь на аэродром лётчики обнаружили группу из 20 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей Ме-109. Не раздумывая, они бросились в бой. В результате 2 бомбардировщика были сбиты сразу. Однако вскоре навалились "Мессеры" и ввиду малого остатка топлива наши стали выходить из боя. Правда, не обошлось и без потерь: майор И.Г. Капустин в лобовой атаке сбил один истребитель противника, но и сам был смертельно ранен пулей в живот. Совершил посадку на фюзеляж и умер. Похоронен в братской могиле пос. Майский Горнополянского сельсовета Волгоградской обл.

82. КАРПОВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1908 г. в дер. Гусово Сухинического р-на Калужской обл. Русский. В Красной Армии - с 1930 г. В звании старшины служил лётчиком 35-й истребительной авиаэскадрильи 56-й истребительной авиабригады Киевского ВО. Член ВКП (б). «...Карпов был в первой группе советских добровольцев, которая формировалась ещё осенью 1936 г. Чтобы избежать вездесущих контролёров «комиссии по невмешательству» Лиги наций, изыскивались различные пути переправки добровольцев за Пиренеи. Карпова с другими товарищами решили отправить через Австрию и Швецию с документами чехословацких подданных. Но в Швеции его задержали и, установив, что он не знает чешского языка, до выяснения личности посадили под арест. С большим трудом советскому посольству удалось вызволить Карпова и отправить обратно в Москву. От всех мытарств лётчик расхворался и находился на излечении в Крыму. Из санатория Карпов сбежал и снова появился в Москве с настоятельным требованием послать в Испанию. Вторая попытка, наконец, оказалась успешной. С 18 апреля 1937 г. с беззаветной храбростью и большим мастерством воевал Карпов, и не один вражеский самолёт врезался в землю от его меткого огня...». (Из книги «Вместе с патриотами Испании»). Всего в Испании лейтенант Карпов И.М. произвел несколько боевых вылетов, лично сбил 1 истребитель. По другим данным сбил несколько самолётов. Около 7 часов утра 7 июля 1937 г. в составе четверки истребителей И-15 участвовал в бою против 22-х итальянских истребителей Фиат-32 из 23-й истребительной группы «Клуб асов». В районе Каса-де-Кампо под Мадридом сбил один вражеский самолёт, но и сам был подожжен. Упал вместе с горящим самолётом на землю и погиб. Похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён двумя орденами Красного Знамени - 27.06.1937 г. и 11.11.1937 г. - посмертно.

83. КАЛАЧЕВ ПЁТР ФЁДОРОВИЧ – танкист, ПОГИБ.

Родился в 1912 г. в Рязани. Русский. В Красной Армии - с 1934 г. В звании мл. командира служил механиком-водителем в 3-м танковом батальоне 13-й механизированной бригады. С июля по 13 октября 1937 г. находился в Испании и принимал участие в национально-революционной войне. Был механиком-водителем танка БТ-5. Пропал без вести (погиб) 13 октября 1937 г. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

84. КАБАНОВ ИСАЙ ТРОФИМОВИЧ – авиатехник, ПОГИБ.

Родился в 1904 г. Окончил военную школу авиатехников. Жена – Клавдия Сергеевна, г. Брянск. Член ВКП (б). Служил в разных авиачастях. Присвоено звание воентехника 2-го ранга. В Испании с октября по 25 ноября 1936 г. в качестве техперсонала республиканской авиации. Умер 25 ноября 1936 г. от  тяжёлого ранения, полученного в бою. Похоронен в г. Алькала-де-Энарес.  Награждён орденом Красной Звезды - 02.01.1937 г.

85. КОВАЛЕВСКИЙ АНТОН ВИКЕНТЬЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1909 (1908) г. в Черепаново Новосибирской обл. Поляк. Занимался  планеризмом, был начальником планерной станции. Смастерил планер собственной конструкции, за что получил премию в 500 руб. В Красной Армии служил с 1927 г. Жена - Ковалевская - г. Москва, ул. Красноармейская 12-110. Окончил лётную школу в Вольске, затем Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей в 1931 г., после чего получил назначение в особую авиабригаду при Военно-воздушной академии им. Жуковского на должность инструктора лётного обучения. Установил несколько рекордов при полётах на большой высоте и прыжков с парашютом. В звании ст. лейтенанта командовал отрядом в 1-й легкобомбардировочной авиаэскадрилье Московского ВО. В Испании с 26 октября 1936 г. по 1 февраля 1937 г., был пилотом истребителей Ньюпорт-52 и Лоир-46 в истребительной авиаэскадрилье «Испания», а также пилотом И-15 в 1-й истребительной авиаэскадрилье. Имел псевдонимы «Капитан Казимир», «Казимиро» и «Бенгольд». За невероятную храбрость его называли также «Красным дьяволом». За успешное выполнение боевого задания был удостоен благодарности и награждён ценным подарком (пр. НКО № 01782 от 11.06.1936 г. С начала 1937 г. под Малагой действовала группа из 10 советских лётчиков. Среди них был и Антон Ковалевский. По состоянию на 9 декабря 1936 г. имел 1 сбитый "Хейнкель". 2 января 1937 г. награждён орденом Красного Знамени. Всего сбил 3 самолёта противника (по др. данным - 5). 1 Февраля 1937 г. в воздушном бою над Малагой с итальянским бомбардировщиком Савойя-Маркетти-81 был подбит и, вероятно, ранен ответным огнём бортового стрелка. Пытался совершить посадку на аэродром, но зацепил крылом за дерево, упал и сгорел в самолёте. Похоронен на кладбище в г. Малага. Награждён орденом Красного Знамени - 02.01.1937 г.

Продолжение следует в части  15                http://proza.ru/2021/02/10/465