Лекцию читает Начальник Штаба

Александр Курлаев
Черный ящик.  Повести и рассказы офицера Службы специального контроля. Курлаев Михаил Сергеевич.

Начальник Штаба по долгу службы строго спрашивает с подчиненных за  качество проводимых занятий.  Нет предела его негодованию, если офицер особенно молодой  занятие провел на низком методическом уровне или недобросовестно отнесся к его подготовке. Наблюдая, как он отчитывает за это руководителя занятия, какие высокие требования к нему предъявляет, как взывает к служебному долгу и партийной совести, невольно представляешь, что Начальник Штаба так проводит занятия, что с него можно брать пример. «Вот у кого не мешало бы поучиться методике» - подумает новичок, слушая Начальника Штаба, который дает указания, как надо проводить  занятия. Мнение о Начальнике Штаба как о хорошем методисте, внушаемом им самим так и сохранилось бы, если бы Начальнику Штаба иногда, по долгу службы, не приходилось бы проводить занятия.
29 мая 1979 года в день командирской подготовки Начальник Штаба должен был читать лекцию национально-государственное устройство СССР – воплощение ленинской национальной политики. В 9 часов в лекционном зале собрались девять (должно было присутствовать 20) человек офицеров. Лектор задержался сначала на 10 минут (выяснял с кем-то важный вопрос) затем еще минут 10 выяснял, где остальные офицеры, после чего приступил к чтению лекции. Бодро продиктовав тему, вопросы лекции, перечислил необходимую литературу. Произведения В. И. Ленина – единственное ленинское произведение в рекомендованной литературе, было продиктовано: В. И  Ленин, ПСС, Т.. стр 14. На вопрос слушателя, что это за произведение, лектор ответить не смог.
Лекцию Начальник Штаба взял готовую и как несознательный подчиненный, которого он так любит отчитывать, даже не удосужился прочитать ее перед занятием, не говоря уже о подготовке наглядных пособий. Во время лекции приходили к Начальнику Штаба подчиненные для решения служебных вопросов, поэтому лектору так и не удалось показать высокий методический уровень проведения занятия. Он добросовестно перечитал материал лекции, в качестве примера рассказал об аборигенах Новой Земли времени его лейтенантской молодости, когда он служил в тех краях. После рассказа лектор не без основания заключил, что материал изучаемой темы хорошо известен слушателям, во всяком случае, в том виде, в котором он нам его преподнес и на этом закончил чтение лекции. До перерыва оставалось еще минут 20, которые он употребил на то, что бы обо всем упомянуть понемногу (старый прием взводного, не подготовившегося к занятиям). Сначала он сделал разбор «летучки» по ЗОМП (защита от оружия массового поражения), которую накануне писали офицеры. С чувством отчитал присутствующих в плохой подготовке к «летучке», возмущался незнанием элементарных вещей, тупостью офицеров.  «Как не совестно, упрекал он, - не знать, что противогаз состоит из двух частей: лицевой части и противогазной коробки. Даже солдаты это знают, а вы не знаете. Один офицер, я не буду называть его фамилию, так и написал, что не знает устройства противогаза».  Этим офицером, который не описал устройства противогаза, был я сам. Такие «высокие» на протяжении ряда лет требования к интеллекту инженеров со стороны Начальника Штаба, которому недосуг подготовить для «летучки» более серьезные вопросы, могли бы оскорбить любого. Поэтому я не стал отвечать на такой «сложный» вопрос. Забыв, что 10 минут назад его самого надо было отчитывать за слабую подготовку к лекции, Начальник Штаба выдал поручение: «Я в назидание всем вам говорю, что нельзя так готовиться к занятиям». Дальше в том же назидательном тоне стал отчитывать офицеров в том, что они, будучи дежурными по части, недобросовестно исполняют свои служебные обязанности, что у солдат плохой внешний вид, что они строем ходят плохо, и никому до этого нет дела и т. д. и т. п.
Начальник Штаба мог бы еще долго упражняться в словесности, обвиняя офицеров в существующих и несуществующих грехах, если бы время лекции не истекло. С сожалением он прекратил свое любимое занятие – по надобности и без надобности отчитывать и воспитывать офицеров. Свой долг он считал выполненным. Офицеры с неприятным чувством покинули лекционный зал.