Курица - не птица

Владимир Валеовод
Повторюсь. Читая мои биографические очерки, я предупреждаю, что это малосвязанные воспоминания о моей жизни и тех впечатлениях, которые остались в памяти. Это просто «болтовня» с незнакомцем в вагоне поезда, мчащегося через пространство и  время длиной в жизнь.

Выезжая в 1977 году первый раз в Болгарию, я вспоминал пословицу: «Курица не птица - Болгария не заграница!». После двух недель путешествия по стране я уже говорил: «Может курица и не птица, но Болгария заграница!». Несмотря на то, что вроде вокруг всё было, как у нас, болгарская действительность отличалось от нашей. В магазинах не было той толкучки очередей, как в Харькове. Магазины были без покупателей. Все покупатели – такие же туристы, как и я. Когда я заходил в магазин «просто посмотреть» ко мне сразу же подходил продавец с вопросом, что мне нужно. Само то, что на тебя обратили внимание, шокировало. У нас такого не было. Нашим продавцам, когда они видели потенциального покупателя, было всё равно. Я заметил, что в магазинах не было рубашек с коротким рукавом и начал отвечать, что ищу их. А раз их не было, то продавец отходил, и мне можно было рассматривать товар, который был на полках. И ещё. Если на витрине чего-то не было, то спрашивать это было бесполезно. Этого не было в магазине. Наши туристы тогда с удовольствием покупали наши советские книги, которые стоили на 20% дешевле, чем в СССР. Скупали шубы, ковры, дешевый хрусталь и разное шматьё. Тогда я впервые попробовал швэпс. Мне было удивительно, что все прилавки в магазинах завалены этим напитком, а у нас его не было.

Стоит заметить, что все мои путешествия в Болгарию и Румынию я осуществлял, как руководитель группы туристов. Это было не сложно, так, как с группой всегда работал гид. В его обязанности входило организация культурного досуга туристов. Они получали задания от своего начальства получить от каждой группы по 2000 левов. Вот они и рекламировали «поездки за покупками» в соседние с курортами областные центры. Когда я ехал в первый раз, то я этого не знал. Вот поэтому мы и ходили по одним магазинам. Выезжая второй и третий раз я уже ставил перед гидом задачу: - Должны быть: варьете, Робинзон, французская дискотека, встреча с иностранными туристами и ещё один-два выездных ресторана. Это было недорого. С человека получалось 50-60 левов. Я заказывал, чтобы мероприятия проходили через день. В свободные от мероприятий дни мы могли шататься по курорту в свободном полёте, посещая бесплатные концерты, кино и разные аттракционы. Мои гиды были довольны, так как мы тратили на свои развлечения до 3000 левов с группы. Мне удалось отдыхать на таких курортах Болгарии: Албена, Солнечный берег, Несебр, Елените, Приморско. Тёплое, хоть и не очень чистое, море, песок, умеренные цены, высокое качество обслуживания мне очень нравились. Я отдыхал в Болгарии ещё в 1987 и 1989 годах. И тоже руководителем группы туристов.

Кроме моря, мы с удовольствием ездили по стране. Вот только неполный перечень болгарских городов, которые я посетил. София, Варна, Бургас, Барчик, Толбухин, Казанлык, Пловдив, Плевен, Велико-Тырново, Ямбол, Габрово и других. Был на Шипке и на комплексе памятников советским солдатам в Пловдиве, заходил в габровский музей смеха. Было удивительно видеть памятники российским царям, которые помогали освобождать Болгарию от турок. В Пловдиве в 1977 г. был в передвижном цирке, приехавшем из Италии. Тогда я понял, что наши цирки ни в какое сравнение не идут с итальянским. Итальянцы провели своё представление на таком высоком уровне, что я не представляю, как его можно улучшить. Мне очень понравился светомузыкальный фонтан в Плевене. На мой взгляд, тогда это был один из лучших фонтанов, которые я знал.
 
Меня поразило то, что болгарские власти поддерживали традиционные ремесла. Во многих городах были улицы или даже посёлки, где ремесленники могли при вас изготовить какой-нибудь сувенир, а вы могли его сразу купить в смежной с мастерской лавке. Особенно мне запомнились такие магазинчики в Велико-Тырново. Вообще, из всех болгарских городов он мне показался особенно колоритным.

В моих группах туристов были люди, непосредственно связанные с искусством. Особенно мне нравилось ходить по болгарским музеям с Александром Осиповым. Он был тогда молодым художником, и посещение художественных галерей было обязательным пунктом в нашей программе. Меня тогда поразили болгарские музеи. В каждом областном центре был музей. И это были, как правило, новые современные здания. По своему величию музеи были на уровне самых лучших правительственных зданий. В городе Казанлык, величиной с нашу Лозовую, был музей, достойный столице страны. Вспоминаю, как зашли в Софии на выставку картин в сюрреалистичном стиле. На мой взгляд – «мазня». Но Александр меня просветил, сказав, что это всего лишь картины настроения. Просто смотря на эту «мазню» можно почувствовать, какое настроение хотел передать художник, рисуя это картину. Позднее я попросил Александра нарисовать на память маме портрет моего отца.

В 1987 году я вместе с Болгарией посетил и курорт Сатурн в Румынии. Меня тогда поразила бедность этой страны. Дороги в Болгарии были хоть и узкие, но с отличным  асфальтовым покрытием. Переехав на румынскую сторону, я был поражен. Там были уже только привычные нам ямы на дороге. Вместо болгарских сказочных миниатюрных поездов, между румынскими курортами ездил УАЗик с какой-то тележкой. Зато цены за проезд они лупили по полной программе. Сатурн был убитым румынским курортом, где даже вода в душе была постоянно холодная, а бассейн возле гостиницы грязный. На пляже стояла неработающая, ржавая горка. Но это не всё. Все мероприятия, в том числе и ночные клубы, закрывались в 22 часа. В стране был комендантский час. Чаушеску боялся, что его свергнут. После 22 часов на курорте были слышны только песни советских туристов. Им были непонятны причины по которым введен был комендантский час, а им хотелось развлекаться.

Ездили в Констанцу. Хороший портовый город, ничем не выделяющийся от других портовых городов. Вот здесь я и купил рубашку с коротким рукавом. Носил её очень долго. Меня поразило, что в магазинах вообще не было никакого импорта. Всё только румынского производства.

Вспоминая Болгарию, постоянно скучаю по этой стране. Думаю, что, если получится, съездить туда ещё раз.