Мессир или Хроники Сатаны часть 48

Александр Крапивин Эльф
Мессир или Хроники Сатаны часть 48

• Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.
• Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
• Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
• Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
• Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
• За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:

Гелла – 500 лет Гелла — персонаж романа «Мастер и Маргарита», женщина-вампир из свиты Воланда. Внешне привлекательная рыжеволосая и зеленоглазая девушка. Имя для персонажа Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на острове Лесбос этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
На протяжении всего романа появляется несколько раз и представляется читателю немногословной служанкой Воланда, некоторые булгаковеды высказывают мнение, что Гелла расположена внизу иерархии свиты. Это предположение доказывает тот факт, что вампирши нет в сцене последнего полёта, когда вся свита перевоплощается.
Хотя Гелла очень красива, на шее у неё есть безобразный шрам, который указывает на то, что Гелла — вампир. По квартире, в которой остановилась вся свита Воланда, она ходит обнажённая, в одном переднике.

Шахерезада Шахереза;да — многозначное имя собственное. Также произносится как Шехереза;да, Шихираза;да и Шахраза;да. В переводе со среднеперсидского означает «свободная горожанка» или «благородная горожанка» — от «шахр» («город, область или держава» — от древнеперсидского «хшатра»: «власть, сатрапия или держава») и «азад» («свободный» либо представитель сословия «азадан», аналога дворянства во времена Сасанидов — династии, к которой принадлежал Шахрияр, сын шаханшаха Хосрова II и отец последнего зороастрийского шаханшаха Яздгерда III).
Али-Баба – год рождения – Али;-Баба; (араб. ;;; ;;;;;) — главный герой арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников», которая обычно включается в сборник «1001 ночь».
В Европе сказка появилась в XVIII веке во французской обработке. У Али-Бабы есть более успешный брат Касим и жена Зейнаб. Работая лесорубом, Али-Баба неожиданно узнаёт тайну волшебной пещеры, где разбойники прячут свои сокровища, и сказочно обогащается.
«Али;-Баба; и со;рок разбо;йников» — восточная сказка, которая со времени Антуана Галлана (1646—1715) включается в издания сборника «Тысяча и одна ночь». Наиболее ранняя версия написана на французском языке пером самого Галлана, в чьём распоряжении находился арабский оригинал этой и других сказок, впоследствии утерянный[1]. В современных изданиях часто воспроизводится с сокращениями.
По Аарне-Томпсону, относится к типу сказок № 676. В арабских странах следов сюжета не сохранилось. Есть предположение, что Галлан записал рассказ во время путешествия по Ближнему Востоку. Рукопись сказки на арабском языке, обнаруженная в начале XX века в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета, оказалась мистификацией.

Аладдин – год рождения – Аладди;н (также Ала ад-Дин[1], араб. ;;;; ;;;;;;, ;Al;; ad-D;n, кит. ;;;) — главный герой одной из наиболее знаменитых арабских сказок, входящих в собрание «Тысяча и одна ночь». Некоторые современные исследователи полагают, что первоначально эта сказка в сборник не входила, а является более поздним западным «наслоением»[2]. Галлан, опубликовавший первый перевод «Тысячи и одной ночи», включил в него историю об Аладдине[3], однако, этой сказки нет ни в одном из арабских рукописных или печатных изданий, поэтому Галлана долго подозревали в фальсификации[4]. Согласно дневнику переводчика, Галлан услышал эту историю из уст сирийского рассказчика Ханны, который был привезён в Париж из Алеппо английским путешественником Полом Лукасом. В дневнике Галлан поясняет, что сделал перевод «Аладдина» зимой 1709—1710 годов. Он включил сказку в IX и X тома своего издания «Тысяча и одной ночи».
Омар Хайям  - год рождения –  1048 Ома;р Хайя;м Нишапури; (перс. ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131[1], там же) — персидскийфилософ, математик, астроном и поэт[2].
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

Улукбек – год рождения – Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (перс. ;;;;; ;;;; ;;;; ;; ;;;;;;; 22 марта 1394, Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — среднеазиатский[1][2][3] государственный деятель, правитель тюркской державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известен как выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени, также интересовался историей и поэзией. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.
Титул «Гураган» (перс. ;;;;;;;;, Gurk;n) — иранизированный вариант монгольского к;р;гэн или х;ргэн, «зять», «ханский жених». Титул Гуркани первым принял Тамерлан, породнившись с домом чингизидов[4]. Представители династии Тимуридов традиционно вступали в брак с чингизидками и таким образом приобретали титул Гурагани.
В советских энциклопедиях Улугбек называется среднеазиатским [5] или узбекским деятелем[6][7], Британника также отмечает, что дед Улугбека Тимур происходил из племени барласов[8]. Бобынин В.В назвал Улугбека татарским князем[9][10].
Гарун – аль Рашид –
Харун аль Рашид
Аббасидский правитель
Арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786 - 809 годах. Википедия
• Родился17 марта 763 г., Реи;, Иран
• Умер24 марта 809 г. (46 лет), Тус, Хорасан
• В браке сЗубейда бинт Джафар
• РодителиХайзуран, Мухаммад ибн Мансур аль-Махди
• ДетиАль-Мутасим, Мамун, Аль-Амин
• Абу; Джафа;р Хару;н ибн Муха;ммад, более известный как Хару;н ар-Раши;д (араб. ;;;;; ;;;;;;;; февраль 766, Рей (или 17 марта, 763) — 24 марта 809, Тус) — арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786 (с 14 сентября) — 809 годах.
• Прозвище ар-Рашид («Праведный»)[1] получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда был назначен наследником престола.

Салах аль-Аддин – Саладин – год рождения – Аль-Ма;лик ан-На;сир Сала;х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу;ль-Муза;ффар Ю;суф ибн Айю;б (араб. ;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;), в русской и западной традиции Салади;н (араб. ;;;; ;;;;;;; 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века.
Курд по происхождению[1]. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.
В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры»[2]. Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).
(1138-1193), Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, первый султан Египта из династии Айюбидов и великиймусульманский полководец, по происхождению курд, родился в 1138 в Тикрите (Месопотамия). Поступил наслужбу в армию султана Hyp ад-Дина, который в 1157 объявил священную войну всем неверным, в первуюочередь Иерусалимскому королевству, и был направлен в Египет. Hyp ад-Дин сделал его визирем прислабом халифе Аль-Адиде из династии Фатимидов. В 1169 Саладин унаследовал от дяди пост визиря ипосле смерти в 1171 низложенного незадолго до этого Аль-Адида, последнего фатимидского халифа, сталсултаном Египта. Восстановив над Египтом сюзеренитет халифа Багдада, Саладин ликвидировалисмаилитский Фатимидский халифат и вернул Египет в лоно суннизма. В 1174 Hyp ад-Дин умер, и в 1175халиф провозгласил Саладина султаном Сирии и Египта. В течение последующих 13 лет Саладинаннексировал территории вокруг Иерусалимского королевства. К 1187 он захватил Иерусалим и отобрал ухристиан все земли, кроме городов Тир, Триполи и Антиохия. Во время 3-го крестового похода крестоносцысняли осаду с Акры, которую Саладин держал в течение двух лет, вновь захватили Яффу и Кесарию, однакоим не удалось отвоевать Иерусалим. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинныйрыцарь. Ему оказалось не под силу полностью изгнать крестоносцев из Святой Земли, и по договору 1192 оноставил им небольшую прибрежную полосу, которую они удерживали еще в течение столетия, и свободныйпроход к Иерусалиму. После смерти Саладина в Дамаске 4 марта 1193 его владения были поделены междуродственниками.
Ходжа Насреддин – год рождения – Ходжа; Насредди;н — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (например, в городе Акшехир, Турция). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым. На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй[1].