Цыгане-призраки

Митрофан Игнатьевич
     Зря мы грешим на молодое поколение и обвиняем его в никчёмности. И читать оно не умеет, и ничего оно не знает, и пребывает оно в своём иллюзорном мире. Какое-то оно недоделанное и убогое. Одним словом, пропащее.

     Ой, зря... Сразу отбросим в сторону проблематику, связанную с так называемым спором отцов и детей. Этот "спор" сам по себе абсурден из-за глубокомысленной пустоты, которая заставляет углубляться в дебри рассуждений, ничего не объясняющих. Ты в них углубился, тут же потерял нить рассуждений и моментально заблудился без надежды выбраться из них без последствий и сидя на белом коне победителя.

     Этот спор больше напоминает коммунальную разборку, где вспоминают старые обиды, взаимные ошибки и пустопорожние домыслы, только повышающие накал "дискуссии", а конкретики, ведущей к итоговой нормализации отношений - самый мизер, стремящийся на всех парах к нулю. Самая обыкновенная перебранка и сотрясание воздуха и никакого полезного "выхлопа". Оставим эти стенания злобствующим старпёрам. Пускай, они трещат на завалинке, если им делать больше нечего.

     Случай, который заставил меня перебирать весь этот хлам, произошёл в стародавние времена развитого, но уже пованивавшего мертвечиной, социализма, в самом начале 80-ых годов, когда я учился ещё в начальных классах школы. В дни моих очередных летних каникул в деревне.

     Иной раз просто поражаешься, насколько наши пожилые люди склонны (особенно этому подвержены, именно, в сельской глубинке) ко всяческим суевериям и глупым привычкам. Причин этому множество, но главная основа - собственная темнота и необразованность или же, печальные недоразумения из прошлого. Я ещё понимаю, например, когда в сильную грозу в избе выключается свет, но зачем в погреб-то забираться!? Оттуда быстрее можно выскочить, если не дай Бог, изба ненароком, от удара молнии всё-таки, запылает!? Как этим старушкам втолковать, что в возможном пожаре будет виноват не Перун, а дышащая на ладан проводка и отсутствующий громоотвод? Серьёзно, иногда, кажется, что языческие времена в наших деревнях ушли, не так далеко, как некоторым кажется. Никакими другими логическими построениями невозможно объяснить подобные выкрутасы. Приходилось умолять, подбирать убедительные слова и выражения, чтобы люди не позорились на старости лет и поберегли свой радикулит. И смех и грех...

     Впрочем, остаётся необъяснённым для меня с научной точки зрения поразительный факт, когда посредством полной Луны, чистого полотенца и святой воды прабабушка за неделю свела бородавки с моей руки. Я, конечно, порадовался, но мне со всем своим воинствующим атеизмом и научным подходом пришлось заткнуться на полуслове и с позором признать случившееся, как данность, полученную в ощущениях.
     Всё же, вынесем за скобки нашего повествования этот уникальный эпизод, который меня поразил, но, конечно, не переубедил. Продолжу разговор о деревенских предубеждениях, иной раз, принимавших характер, если и не комический, то сюрреалистический и иррациональный. Возвращаемся к тому самому, врезавшемуся в память, эпизоду из начала 80-ых.

     О том, что в нашей деревне, районе и области недолюбливают цыган, я узнал, как только научился ходить. Пошёл не туда - цыгане уведут, нашкодил где-нибудь - отдадим цыганам в табор и так далее в том же духе. Ну, я и привык, что цыгане - не люди вовсе, а настоящие исчадия ада, которые несут зло и разрушение всему, что попадается на их пути. Некоторое время я их и за людей-то не считал - мифические существа, которых никто не видел, но они у всех на слуху. Население деревни почему-то было уверено, что цыганский табор обязательно появится и принесёт с собой море горя и несчастья. И увезёт с собой всех малолетних детей...

     Если покопаться в архивах, можно найти свидетельства о возможных причинах столь дикого предубеждения к этому народу. Давным-давно, когда наш колхоз был посильнее, имелся у него собственный немаленький табун лошадей. И так получилось, что цыганский табор стоял в наших краях (в те годы они ещё позволяли себе перемещаться по стране таким образом): то ли в Касимове, то ли в Путятино... Может, стоял, а может, и нет... За давностью лет факты и вымысел перемешались. Но кони из табуна стали пропадать. Нашли конокрадов или нет - история умалчивает. Но, на всякий случай, обвинили цыган. Говорят, даже посадили кого-то из них... С тех пор и повелось - обвини цыгана и не ошибёшься.

     Время прошло, о цыганах забыли уже, табун изрядно поредел и без их "помощи"... И вдруг, по деревне пронёсся слух - через неделю по деревне проедет табор! Говорят, выделили им в соседней области участок под посёлок и с кочевой жизнью они "завязывают". И вот, уже за неделю бабки стали прятать своих малолетних внуков и внучек по избам от обязательного "увода в табор", запретив им казать свой нос на улице. Началась настоящая тихая паника! Ждали этот мифический табор, как второе Христово пришествие! Все двери заперты, окна занавешены, собаки проинструктированы, общая бдительность повышена...

     Табор не проехал... Моральную травму получили все дети, так неудачно попавшие под этот "каток" предрассудков.