Черная паутина

Владимир Шумилов 2
      Третий курс факультета  радиоэлектроники Высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова г. Владивостока готовился к последнему экзамену в летней сессии. Через четыре дня предстояло отправиться в очередной отпуск и это радовало курсантские души.
     Однокурсники  штурманского и минно-торпедного факультетов уже  четверо суток, как разъехались по домам, а радиоэлектроникам - «белой косточке» военно-морского флота, предстояло сдать два экзамена.
Курсанты  гладили расклешенные «торпедой» - фанерным клином, флотские брюки, готовясь к завтрашнему экзамену.
Неожиданно подали команду:
- Двадцать шестая рота, построиться в спальном помещении.
Последовали  команды  дежурных двадцать пятой и двадцать четвертой роты. Все три роты располагались на одном этаже, поданные  команды были хорошо  слышны. Курсанты засуетились, забегали. Через пару минут  роты в полном составе стояли посреди огромного спального помещения.
     В  дверном проёме второго этажа появился дежурный по факультету капитан-лейтенант   Алексей Клоков. Увидав вошедшего офицера, дежурные отрапортовали о построении  личного состава. Приняв доклады, Клоков приказал построить всех  в  помещении двадцать шестой роты. Прозвучала команда:
-Смирно! Товарищ капитан-лейтенант! Личный состав по вашему приказанию построен. Дежурный по двадцать шестой  роте главный  старшина Мещеряков.
-Вольно!
-Роты, вольно!
Через пару минут вошёл начальник факультета капитан первого ранга  Виктор Преверенда.
Дежурный по факультету скомандовал:
-Смирно!
-Вольно. 
-Товарищи курсанты! -  Преверенда откашлялся. - Только что нас собирали  начальник особого отдела училища. Через несколько дней вы разбежитесь по  отпускам. Попрошу не терять политической бдительности. Вы  не молодые, не первокурсники.  Наш курсант, ваш сокурсник со штурманского факультета, сто двенадцатого класса,  Харитонов, оказался связан с бандитской организацией именуемой – «Черная паутина.». Имеется  информация, что ему поручили во время отпуска взорвать Челябинский тракторный завод , нашу гордость -  ЧТЗ.
Курсанты  заволновались.  Пронёсся лёгкий шумок.
-Сейчас все проверяется ,- продолжал капитан первого ранга. - Разбираются  соответствующие органы. Командир штурманской роты нашёл в классе оставленную бумажку, что-то вроде расписки!
     Офицер  вынул из кармана блокнот и начал читать переписанное содержание. Расписка гласила: "Я, Харитонов Анатолий Васильевич, добровольно вступаю в организацию «Черная паутина», в период отпуска обещаю взорвать Челябинский тракторный завод"…
Далее в документе шло описание явки, пароли, ответы, а в самом конце стояла подпись Харитонова.

     Сокурсники помнили историю, произошедшую  со старшим курсантом Харитоновым в зимнюю сессию, ещё на втором курсе. Перед экзаменами требовалось сдать зачет по кораблевождению, штурманскую прокладку. Возиться особо не  хотелось, и он обратился к коллеге по классу Виктору Масленникову:
-Витя,  браток выручай, иначе отпуска не видать, как своих ушей.
Виктор  ни минуты ни задумавшись, достал планшетку с огромной пятёркой в нижнем правом углу.
-На, пользуйся добротой, - и засмеялся. - Дай слово, шоколадных с отпускных.
-Заметано,  Витя!
        Анатолий,  изучив содержимое, аккуратно  поправил планшетку, стёр ластиком лишние птички и закорючки. Ещё раз пристально оглядел  работу Масленникова. Можно нести. Поставив в верхнем углу свои инициалы,  направился на штурманскую кафедру.
     Кабинет  № 312 располагался на третьем этаже учебного корпуса.  Постучавшись, приоткрыл дверь и  переступил порог.
- Товарищ капитан второго ранга, старший курсант Харитонов для сдачи зачёта прибыл.
- Проходите, курсант. Давайте вашу работу, посмотрим, что там у вас.
Старший курсант протянул планшет с прокладкой.
-Так - так, забурчал, просматривая  работу, преподаватель.
Она напоминала ему чью–то… Он ещё внимательнее стал изучать планшет.
- Ваша работа?
-Так точно, моя.
     Последовало молчание. Через пять минут, капитан 2 ранга, сияющий произнес:
-Нет батенька, работа Масленникова. Вот она родненькая точечка, - он ткнул отточенным как игла  грифелем карандаша в найденную метку.
-А я то думал, где её родненькую видел.
      Кузнецов приподнялся со  стула и, сдвинув очки на лоб, внимательно посмотрел на Харитонова. "Все" , - подумал тот. - "Конец моим свершениям. Этот точно своего шанса не упустит. Коротать мне свой отпуск при училище. И дернул  меня черт согласиться на этот  шоколад. Лучше бы сам     выкрутился".  Но было  уже поздно.
-Идите, курсант. Доложите командиру, что пытались обмануть капитана 2 ранга. А  ещё  комсомолец!
-Разрешите идти?
- Идите!
      Анатолий  пулей вылетел из кабинета. Что делать далее не знал в этот момент и сам Бог. Но на то оно морское братство. Анатолий рассказал  о пикантной истории, произошедшей между ним и капитаном 2 ранга товарищам, которые смеялись , хватаясь по очереди за животы. Командир роты, узнав о случившемся, начал воспитывать его воспитывать:
-Ты же не первокурсник!...
Кто хоть раз был в море знает, что закон моря гласит: - "Сам погибай, а друга выручай!" Поэтому в каждой  роте и тем более классе, болели друг за друга, помогая, чем могли. В кабинете командира   роты штурманов раздался звонок.
-Смирнов! Вам передали случившееся с курсантом?
-С Харитоновым? Так точно! Хорошо - проведем комсомольское собрание. Доложу, когда будем готовы.- Старший лейтенант положил трубку.
-Ну ты силен, курсант Харитонов, - подумал Смирнов.
Анатолию повезло. Через полчаса капитана 2 ранга Кузнецова вызвал начальник кафедры, а на следующий день он убыл в командировку на Камчатку.   Комсомольское собрание курсантов класса выразило Харитонову общественное порицание в виде традиционного - «...У, сука… ».
На этом история закончилась. Зачёт курсант получил у другого преподавателя. Этого порой хватало в морском братстве, чтоб осознать свою ошибку.  Но иногда отдельные события вносят свои коррективы в жизнь.   
     Уже через день, сдав экзамены, он убыл, как и все его однокурсники, в очередной отпуск. Но история с распиской на этот раз повторилась, с той лишь разницей, что события имели более серьезные последствия…
     Предстояло сдавать государственный экзамен по математике.
Харитонов  плавал в этих математических  алгоритмах. Прежде чем быть допущенным к экзамену, предстояло сдать контрольную работу. Вот тут-то и подвернулись под руку Анатолию верные друзья-хохмачи,  братья - Владимир и Юрий Вериш.
-Что, Толян? Нужна помощь? Оформим!
Юрий протянул подготовленную расписку Анатолию.
-Подписывай, а не то, не видать тебе контрольной, как своих ушей!
Делать нечего. Харитонов расписался под текстом. Как только расписка была получена, её тут же огласили всему классу, вызвав  очередной смех среди товарищей…
         Командир роты штурманов, войдя в пустой учебный класс, увидел смятую бумажку, оказавшуюся той самой распиской курсанта Анатолия Харитонова.
     Не долго думая, доложил в особый отдел,  там, посовещавшись, доложили на Флот. Решил подстраховаться и Особый отдел Флота - доложив о чрезвычайной ситуации в органы КГБ в  г. Челябинск…
     Харитонов прилетел в родной Челябинск в обеденное время.  Родители на работе. Ключи от дома в кармане. Привел себя в порядок после перелета Владивосток - Челябинск, искупнулся, приготовил стаканчик  чая. Всё шло по плану. Накинув на распаренное тело халат, Анатолий принялся за чай. В прихожей раздался звонок в дверь. Держа стакан, вышел в прихожую. Щелкнула защелка английского замка, дверь приоткрылась. На площадке стоял высокий мужчина в черном кожаном пальто. На руке красовалась трость. Вторая рука держала баул. Незнакомец произнес:
-У вас  продается Славянская витая кровать, с черной тумбочкой ?
Как только были произнесены  слова, тело Анатолия обмякло, и он тихо стал сползать вдоль стенки, ещё держа в руке стакан.
     В его сознании моментально всплыли весёлые лица братьев Юрия и Владимира Вериш  и   расписка... 
     Когда Анатолий открыл  глаза, он лёжал в кресле. Рядом хлопотали двое незнакомых мужчин… 
    Харитонов вернулся домой поздно вечером.  Родители, благополучно отработав, готовились к встрече с сыном. По вещам, оставленным в комнате поняли, что тот прибыл в отпуск, но куда-то отлучился. Не рассказывая родителям о случившемся, молча обнял мать и отца, поцеловал их в щеку.
-С «приехалом», сынок.  Мой рученьки и за стол, отметим, - забеспокоился отец.
     Анатолий приняв половину гранёного, основательно закусил. Повторили. Отец, разойдясь, достал вторую бутылочку «Столичной». Мать не препятствовала. Сын был дома, повзрослевший, здоровый.
     Харитонову, как и двоим однокурсникам - шутникам, дали возможность окончить училище. Все-таки перешли на четвертый курс. Да и вовремя разобрались с «черной паутиной».
   Через много лет, при встрече в кругу друзей, капитан 2 ранга подробно рассказывал историю, о том, как побывал на «Лубянке» в Челябинске  и что произошло впоследствии. Как - никак история  заслужила внимания. Не каждый день дают расписки - взорвать ЧТЗ!
   Жизнь продолжалась.  ЧТЗ исправно выпускал трактора. Владимр Вериш дослужился до капитана третьего ранга, побывав с велопробегом на Красной площади, Юрий, в звании капитана первого ранга, работает в Морском регистре, Капитана 2 ранга, Анатолий  вышел в  запас, стал фермером, а на заданный вопрос чем он сегодня занят , отвечает шутя: «Выращиваю из куриных яиц -  коров.
     Иногда  память берёт своё. Снова звучит из  его уст пересказ  о  «Черной паутине ». И снова товарищи, от души смеются, хватаясь за  животы. А как же иначе!