Запал

Владимир Шумилов 2
    
          Чего только не бывает в нашей жизни, а особенно, когда свои условия диктует случай. Именно так и было в далёкое  лето семьдесят второго года. Происходило всё в Приморском крае на полигоне морской пехоты в Славянке, где проходило обкатывание молодое пополнение.
     Отделение наше было интернациональным по своему составу.  С украинцем Петрухой Говорковым мы сдружились быстро. Был он покладист характером, тих и немного застенчив, чем вызывал у командира взвода некую сердечную жалость, когда у того что-то не получалось. Особенно Петрухе не везло на физподготовке.
     Под два метра ростом, он никак не мог преодолеть комплекс внутреннего страха, когда пытался перепрыгнуть через спортивный снаряд, называемый «конём». Казалось, приподнимет ногу и перешагнёт его, ан нет! Какая-то страшинка сидела в его душе. Разбежится, бросит руки на снаряд и…с ходу в "седло". И до того достал старшину отделения, что тот пошёл на хитрость. Поставил с одной стороны сослуживца, с другой стороны снаряда встал сам. Стоило Петрухе сигануть, как, ухватив за руки, они протащили  его вдоль «коня», выдернув тело вперёд. Петруха от неожиданности перелетел снаряд, упав на четвереньки на маты. И верите, с тех самых пор, как рукой страх сняло. Разбежится и, словно орёл, мягко приземлится за снарядом. Старший лейтенант даже от радости чуть не прослезился.
     –Ну, Говорков, ну птичка! Это же надо, как парит, как порхает! Орёл, честное слово орёл!
     Видно, перехвалил. Буквально через неделю предстояло метать боевую гранату РГД-2. Тут-то Петруху словно подменили. Половина взвода уже отметали гранату, успешно сдав упражнение, когда очередь дошла до него. Казалось, дел–то: – вкрути запал, выдерни за кольцо чеку и бросай в окоп, а сам в укрытие. Рванёт, возвращайся на исходную. Смотрю, достаёт он эту самую РГД-2, а у самого руки трясутся, словно кур воровал. Ну, думаю, снова у Петрухи та самая страшинка в душу забралась. С чего бы? Только хотел его поддержать, как старший лейтенант подал команду: «Рядовой Говорков, на исходный рубеж!»
     Выдвинулся Петруха на этот самый рубеж, сам никакой, а тут очередная команда:
     –Вставить запал!
     Руки ходуном ходят, кое-как вкрутил его в тело гранаты. Сам потом покрылся. Даже слышно было, как челюсти «говорят». Заметив замешательство, командир спросил:
     –Ты чего, Говорков?
     Но Петруха уже был готов к очередной команде. Когда последовала следующая команд, он с силой рванул за кольцо, метнув гранату в сторону окопа. Сам тут же залёг за бетонной стеной, служившей укрытием, в ожидании разрыва гранаты. Взрыва не было. Контрольное время прошло, тишина. Старший лейтенант, достав бинокль, стал изучать местность. Через какое-то время лег на землю и пополз вперед. Долго что-то высматривал, затем встал, подошёл к Говоркову. В руке он держал неразорвавшуюся гранату с торчащей в запале чекой. Мы затаили дыхание, не поняв, что произошло. А Говорков ещё сильнее застучал зубами.
     –Силён ты, Говорков, ох силён. Это ж надо, чека на месте, а кольцо вмах разогнул. Вот реакция! Где оно?
     Петруха разжал ладонь, из которой на землю упало кольцо. Немного помороковав, офицер вставил его в чеку и, дернув за кольцо, бросил гранату в сторону окопа. Через несколько секунд раздался хлопок сработавшей
РГД-2. Дёрнувшись телом, Петруха перестал дрожать. Только глаза ещё какое-то время выдавали прежний испуг.
     И прошли-то с того момента сутки, как снова предстояло бросать гранату, только теперь на точность, по мишени. Наша очередь была после второго взвода. Построив взвод, старший лейтенант проводил инструктаж. Подойдя к Говоркову, поинтересовался о готовности.
     –Так точно, готов! – бодро доложил тот.
     –Всем внимание! – офицер повысил голос. – Видите, третий взвод ползает по полигону? Так вот, берегите запалы, не теряйте, а то тоже будете ползать. Вопросы есть? Вопросов нет!
    Всё шло своим чередом. Вновь очередь дошла до Петрухи. Уже опытный, он вкрутил запал, дернул вполсилы за кольцо и… слегка  подбросив гранату впереди себя, принял позу вопросительного знака, наблюдая за развитием событий. Комвзвода, следивший за выполнявшим упражнение, не успел что-либо сообразить, как раздался хлопок от взрыва гранаты. Над ухом просвистел осколок.
     –Ты что, Говорков, рехнулся? Какого хрена под ноги гранату бросаешь? Почему не в укрытии?- выругался старший лейтенант.
     –Так вы же наказали этот, как его, запал не терять. Я и смотрю, куда полетит, потом ищи его, как второй взвод.
     На какое-то мгновенье офицер лишился дара речи, но опомнившись, поинтересовался:
     –Что, усмотрел?
-Никак нет, товарищ командир. Видно, и я его потерял!…