Портрет

Любовь Огарь
               

Однажды, гуляя в парке, я познакомилась с женщиной, которая пишет портреты. Её звали Ирина. Мне довелось дважды видеть от начала до конца её творческую работу. Первый портрет был портретом девочки 8 лет, выполненный красками, второй – мужчины примерно 40 лет, выполненный карандашом. Оба наброска на моих глазах превращались в живые портреты. Работа красками длилась 40 минут, карандашом – 20 минут. С первого листа смотрели ясные, наполненные радостью глаза, лицо освещалось детской искренней улыбкой. Смотришь на девочку, неподвижно сидящую напротив Ирины, и на портрет и удивляешься, как мастерски, ловки и точно создаётся образ – точная копия ребёнка: укладка волос, заплетённых в две косички, блеск глаз, ямочка на щеке, овал лица и непосредственная детская чистота. Словно сама девочка глядит на мир с листа. Это ли не Божье творение?
     А с другого листа – немного задумчивые, но живые карие глаза, лицо получилось чуть моложе, но заказчик был доволен и не согласился, чтобы добавили морщинки, т.к. портрет он хотел подарить любимой женщине.
     Оба портрета притягивают к себе каким-то обыкновенным внутренним светом. И одному Богу известно, как Ирина может перенести на лист точную копию оригинала. Чистый листок – а благодаря умению и дару творца  на нём изобразили Божественную красоту, запечатлённую в человеческом облике. Смотрит художник на своё творение, наносит дополнительные штрихи, лишнее убирает, подтирая, и так продолжает творить, пока не увидит точную копию образа.
     Смотрела я портреты и других художников, все они разные: каждый несёт в творчество свою индивидуальность, открывая и отражая на листе свой внутренний мир. Насколько открыта и чиста душа художника, столько любви и света будет вложено в творение.
     Почему-то задумалась я над творением этого творчества, так уж затронуло мою душу. Вот так же и Творец, вложив в наши души своё творение: всю любовь, доброту, красоту, свет и чистоту, - оберегая, закрыл её физическим телом. И он видит каждого не как разбойника, блудника, грешника, а смотрит глубже, в душу, в Своё творение.
     Вот так и Ирина пишет портреты, глядя в глубину души каждого человека, видя и создавая образ Божьего творения. Это умение при общении с человеком видеть в нём не его звание, не его должность, не происхождение и социальное положение, а образ и подобие Божие, очень важно для каждого человека.
     Чистая душа, посылаемая на землю Творцом, заранее согласна следовать его заповедям. Но, начиная жизнь, забывает обо всём, обольщаясь земными благами, блуждая по дорогам жизни, теряя свет, чистоту, тепло и красоту души.  Видя своё заблудшее чадо, Отец берёт его за плечи, сначала встряхнёт хорошо, чтобы человек задумался о смысле своей жизни, и начинает выводить его, очищая душу от обид, жестокости, злобы, восстанавливая смирением и послушанием прежний образ.
     И так, штрих за штрихом, год за годом, через различные события: общения, встречи и расставания. Невзгоды и радости, слёзы и смех, убирая и очищая чужое, мёртвое, неродное – в общем, всё лишнее, что приносит образу изуродованность – Творец продолжает создавать копию богоподобного, в которую вкладывает свою любовь, заботу, нежность и тепло. И до тех пор Он творит, пока не засветится живой, вечный свет в глазах и в душе.

     Мне кажется, что очень важно представить себе это, потому что душа человека не должна превращаться в сухое дерево, она должна быть искоркой, которой зажигается вечная жизнь.
     Священник Евграф Ковалевский говорил, что когда Бог смотрит на нас, Он не выискивает наши успехи или неудачи, которые могут быть, а могут и не быть; но в наших глубинах Он видит Свой лик – запечатлённый в нас Свой образ.