Недаром говорят, если человек талантлив, то талантлив во всём. Фёдор Иванович Шаляпин посвятил себя оперному искусству. Но кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он окончил Академию художеств ? Быть может, мы сегодня говорили бы о гениальном живописце или скульпторе, который в свободное время ещё и прекрасно пел.
О Шаляпине, кажется известно всё – вершина оперной сцены, мировая известность с непревзойдённым русским басом. Однако мало кому известно, сколько ещё уникальных талантов хранила в себе эта гениальная личность. Всё, к чему бы Шаляпин ни прикасался на своём творческом пути, удивительным образом становилось подвластным ему.
Шаляпин родился в Казани в бедной крестьянской семье. Мальчик успел побывать подмастерьем у сапожника, писарем, столяром, переплётчиком. Но однажды с другом, впервые попав в Казанский городской театр, он открыл для себя другой, блистающий мир. С той поры мысль о сцене не давала ему покоя. Наперекор родителям, в одиннадцать лет он поступает в театр статистом, в пятнадцать становится хористом. Подросток Фёдор также пел в церкви и как-то раз принёс отцу выручку серебром, что крайне отца удивило – разве можно зарабатывать деньги голосом.
Судьба Шаляпина была предрешена, когда благодаря счастливому обстоятельству, ему довелось исполнить оперную партию. Далее, исколесив полстраны провинциальным артистом, Шаляпин в 1896 году попадает в Москву в частную оперу Саввы Мамонтова. Там он знакомится с известными художниками: Коровиным, братьями Васнецовыми, Серовым и другими. Именно они научили двадцатипятилетнего артиста ценить каждую деталь, казалось бы, мелочь и дорабатывать её до совершенства. Когда Шаляпин пел Варяжского гостя, то в антракте к нему забежал кто-то из художников. Похвалив его и сказал: «Руки у тебя женственные, давай я нарисую тебе мускулы». Выйдя в следующем акте, Фёдор Иванович почувствовал себя совершенно другим Варяжским гостем. Кстати, работая над образом того или иного героя, приглашал известных профессоров-историков для бесед о своём сценическом герое.
Шаляпина увлекала манера художников схватывать куски жизни, отчего самому ему захотелось взять в руки карандаш, с которым он уже никогда уже не расставался. Шаляпин рисовал каждую свободную минуту, экспромтом – быстро и на чём угодно: клочках бумаги, салфетках, почтовых открытках. Рисунки были характеристиками самого себя. Такие, мгновенно схваченные могут делать только профессионалы; любительские рисунки, как правило, тщательно прорабатываются. Говорят, предприимчивый американский импресарио Шаляпина вставлял эти рисунки в рамки.
Умение точно схватить в карандашном наброске образ помогало Шаляпину находить яркие, убедительные и безошибочные решения в создании неповторимого сценического грима и костюма. В течение часа его округлое добродушное лицо, как по волшебству, превращалось в едкого, сухощавого Мефистофеля. Однажды в миланском театре Ла Скала, спев партию Бориса Годунова, он подарил весь гримировальный набор тогдашней итальянской знаменитости, который был уверен, что успех Шаляпина зависит от грима. Выступление итальянского баса провалилось.
Шаляпин в качестве скульптора вызывает удивление. Неужели это автопортрет? Но документальная фотография запечатлела певца за работой. Как патриот своей страны Шаляпин записался на приём к Ленину и обратил его внимание на бедственное положение артистов Большого театра.
Великий Шаляпин покинул Россию в 1921 году и, будучи Гражданином Мира, в совершенстве овладел несколькими иностранными языками. Чувство языка, казалось было у него в крови, потому он с успехом переделывал на свой лад переводы в оперных текстах.
Широты души прославленному певцу и актёру хватало, чтобы писал стихи и посвящать друзьям остроумные эпиграммы. Две книги «Маска и душа» и «Страницы из моей жизни», в которыых плвествуются о жизни и твворчестве со слов Ф. Шаляпина исал А. М. Горьким.
Фёдор Иванович Шаляпин умер в Париже в возрасте 65 лет. Прославленный певец России похоронен на Новодевичьем кладбище.