Неизвестный Шаляпин

Виктор Алёнкин
    Недаром говорят, если человек талантлив, то талантлив во всём.  Фёдор Иванович  Шаляпин посвятил себя оперному искусству. Но кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он окончил Академию художеств ? Быть может, мы сегодня говорили бы о гениальном  живописце или скульпторе, который в свободное время ещё и прекрасно пел.

    О Шаляпине, кажется известно всё – вершина оперной сцены, мировая известность с непревзойдённым  русским басом. Однако мало кому известно, сколько ещё уникальных талантов хранила в себе эта гениальная личность. Всё, к чему бы Шаляпин ни прикасался на своём творческом пути, удивительным образом становилось подвластным ему.

    Шаляпин родился в Казани в бедной крестьянской семье.  Мальчик успел  побывать подмастерьем у сапожника, писарем, столяром, переплётчиком. Но однажды с другом, впервые попав в Казанский  городской театр, он открыл для себя другой, блистающий мир. С той поры мысль о сцене не давала ему покоя. Наперекор родителям, в одиннадцать лет он поступает в театр статистом, в пятнадцать становится хористом. Подросток Фёдор также пел в церкви и как-то раз принёс отцу выручку серебром, что крайне отца удивило – разве можно зарабатывать деньги голосом.

    Судьба Шаляпина была предрешена, когда благодаря счастливому обстоятельству, ему довелось исполнить оперную партию. Далее, исколесив полстраны провинциальным артистом, Шаляпин в 1896 году попадает в Москву в частную оперу Саввы Мамонтова.  Там он знакомится с известными художниками: Коровиным, братьями Васнецовыми,  Серовым и другими. Именно они научили двадцатипятилетнего артиста ценить каждую деталь, казалось бы, мелочь и дорабатывать её до совершенства. Когда Шаляпин  пел Варяжского гостя, то в антракте к нему забежал кто-то из художников. Похвалив его и сказал: «Руки у тебя женственные, давай я нарисую тебе мускулы». Выйдя в следующем акте, Фёдор Иванович почувствовал себя совершенно другим  Варяжским гостем. Кстати, работая над образом того или иного героя, приглашал известных профессоров-историков для бесед о своём сценическом герое.

    Шаляпина увлекала манера художников схватывать  куски жизни, отчего самому ему захотелось взять в руки карандаш, с которым он уже никогда уже не расставался. Шаляпин рисовал  каждую свободную минуту, экспромтом  – быстро и на чём угодно: клочках бумаги, салфетках, почтовых открытках. Рисунки  были характеристиками самого себя.  Такие, мгновенно схваченные  могут делать только профессионалы; любительские рисунки, как правило, тщательно прорабатываются. Говорят,  предприимчивый американский импресарио Шаляпина вставлял эти рисунки в рамки.

    Умение точно схватить в карандашном наброске образ помогало Шаляпину находить яркие, убедительные  и безошибочные решения в создании неповторимого сценического грима и костюма. В течение часа его округлое добродушное лицо, как по волшебству, превращалось в едкого, сухощавого  Мефистофеля.  Однажды в миланском театре Ла Скала, спев партию Бориса Годунова, он подарил весь гримировальный набор тогдашней итальянской знаменитости, который был уверен, что успех Шаляпина зависит от грима.  Выступление итальянского баса провалилось.

    Шаляпин в качестве скульптора вызывает удивление. Неужели это автопортрет?  Но документальная фотография запечатлела певца за работой. Как патриот своей страны Шаляпин записался на приём к Ленину и обратил его внимание на бедственное положение артистов Большого театра.
 
    Великий Шаляпин покинул Россию в 1921 году и, будучи Гражданином Мира, в совершенстве овладел несколькими иностранными языками. Чувство языка, казалось было у него в крови, потому он с успехом переделывал на свой лад переводы в оперных текстах.

    Широты души прославленному певцу и актёру хватало, чтобы писал стихи и посвящать друзьям  остроумные эпиграммы. Две книги «Маска и душа» и «Страницы из моей жизни», в которыых плвествуются о жизни и твворчестве со слов Ф. Шаляпина исал А. М. Горьким.
 
    Фёдор Иванович Шаляпин умер в Париже в возрасте 65 лет. Прославленный певец России похоронен на  Новодевичьем кладбище.