Эту картину М. Врубель сначала назвал «Татьяна», потому что хотел передать в ней состояние пушкинской Татьяны – её одиночество, стремление к лирическому, неизвестному, высокому.
Как истинный художник, Врубель также завораживался пением жены в опере «Евгений Онегин», и именно черты Надежды Забелы-Врубель угадываются в образе Татьяны…
В то же время Врубель очаровывался цветением сирени – мистическим, загадочным, пьянящим… Не мене таинственной казалась мастеру сирень в ночном освещении – под луной, поэтому позже возникло другое название этой картины – «Ночь».
Все эти чувства – и от цветения сирени, и от звучания оперы – переплелись в душе художника в единое целое и подтолкнули к созданию живописной сиреневой СИМФОНИИ…
Картина «Сирень», как и большинство других картин Врубеля, создана новаторскими методами, которые приближают её к сюрреализму, – своеобразной композицией, крупными рельефными мазками, отсутствием планов, различными оттенками голубого, розового, зелёного.
Гроздья сирени на этой картине – словно свечи природного храма, своей пышной красотой они втягивают зрителя в таинственный растительный мир, но этот мир цветения недолговечен – как недолговечны сильные любовные чувства, как недолговечна и сама жизнь на земле.
Картина «Сирень» – это ЗВУЧАНИЕ величественной музыки, сродни музыке Чайковского, Баха, Вивальди…
Она звучит гимном красоте – человеческой и природной…
Она звучит гимном неповторимому таланту Михаила Врубеля…