Член Жюри Лариса Вер - о Конкурсе Мемуаров

Ящик Инструментов
Если позволите, я немного скажу о своём судействе, именно этого конкурса…

Для меня выносить решение и ставить оценки всегда сложно. Я – не профессиональный филолог, и потому необходимо держать на контроле много аспектов вынесения вердикта. Пытаюсь ставить оценку в соответствии с теми установками, что важны для меня: искренность, логика повествования.

Неожиданно для себя обнаружила, что в формате «мемуары» есть несколько незыблемых правил. Если эти правила при написании не соблюдены, то вчитываться и осмысливать эти творческие работы мне тяжело. Я говорю исключительно о своём подходе к оцениванию, не претендуя на единственно правильный  метод выставления оценок.

Итак, для меня важно, чтобы в этих мемуарных заметках автор обязательно отдавал отчёт себе: все ли люди, которые откроют его текст, смогут понять, о чем здесь говорится? Это первое. Конечно, у каждой специальности есть свои термины, «свой» язык, и даже определённые специфические нюансы, которые интересны узкому кругу причастных. Но задача автора – подать историю так, чтобы ни один человек не «пробежал глазами» бегло текст, а прочёл с удовольствием и нашёл что-то для себя. Значит, надо избегать терминов или мягко их расшифровывать («ЧСВР», «ЦДЛ», «Притчи 10:22»).

Вторая особенность мемуаров: это должна быть личная история, прочувствованная, осмысленная. Не просто зарисовка из прошлого, а даже чуточку проанализированная. Не набор фактов, не чужая история, рассказанная от третьего лица, не додуманное в стиле фэнтази нечто… У каждого жанра есть свои законы. Не строгие, но их надо пытаться придерживаться. Мне кажется, что не стоит путать «автобиографию» и «мемуары».

Да, и тут же хочется вставить ещё одно маленькое замечание. Опять-таки, исключительно моё, личное: ценность текста теряется, если автор пытается впихнуть «невпихуемое»: в одну зарисовку вставить много историй, в череде которых нет чётко прослеживаемой нити, яркого «сквозного» героя, не ясно, короче говоря, где главная часть повествования, а что нанизано для веса и уточнения. Так, историю про любовь к шахматам я перечитывала трижды, чтобы понять – где основное?

Лариса Вер