Наташка - вперёд!

Людмила Троян
Я увидела её в небольшом израильском городке. Я думаю, не стоит писать название города. Это не столь важно.
В Израиль я и мой муж прилетели по приглашению друзей. Несколько лет назад они гостили у нас, в Штатах. Ну, вот и мы, наконец-то, решили выбраться к ним.  Так сказать – транзитом.  Возвращаясь из Украины в США.
Произошла эта встреча зимой в 2020 году. Погода в Израиле стояла холодной, по мнению наших друзей.  Всего лишь 20 градусов тепла по цельсию. Представляете, как мы выглядели, когда вышли в аэропорту в своих шубах, после Украины? Ну, это к делу не относится.
Так вот, стоим мы (я и мой муж) на перекрёстке и ждём, когда загорится светофор. Людей и всяких магазинчиков вокруг нас великое множество. Мне всё здесь нравится. И запах цитрусовых и Солнце и много русской речи. И вдруг, среди всего этого гула я чётко слышу команду «Наташка, вперёд»! Да-да, это звучало именно как команда. Почему-то перед глазами предстала собака моего знакомого. Я, тогда ещё жила на Украине и часто работала в ночную смену. И естественно, спала днём. Так вот этот мой сосед, гуляя со своим псом, часто меня будил своим «Джек, сидеть»!
Я оглянулась и увидела миловидную женщину лет 45. Одета она была в спортивный костюм и кроссовки. Перед собой женщина толкала инвалидную коляску. В коляске сидел внушительных размеров старик.  Голос принадлежал именно этому старику. Он говорил короткие фразы типа – «Наташка пить». Или «Наташка стоять». Наташка чётко выполняла все его требования. Но у неё было какое-то странное выражение лица. Отсутствующее.  Вот словно бы её тело на месте и чисто механически выполняет все заложенные в неё команды. А глаза (душа) где-то далеко. В свободном полёте и к телу отношения не имеет. Вскоре загорелся нужный свет на светофоре, и я потеряла эту пару из виду. Нам нужно было попасть в один дом, по указанному адресу. Один из друзей мужа купили новую квартиру. И перед тем, как переехать, её нужно было, как бы сказали христиане – освятить. Собирались все родственники на ужин. Но, прежде чем зайти в квартиру, старший из семьи должен совершить определённый обряд.  И опять же, как бы сказали христиане, прибить на двери оберег и прочитать молитву.
Конечно, нам предложили доехать на машине и не идти пешком. Но, мы отказались. Так хотелось просто пройтись! Тем более идти было совсем не далеко.  И хотя в Израиле мы уже пробыли больше месяца – я не переставала удивляться тому, что на уличных аллеях растут лимоны и мандарины. Во многих местах они просто валялись под ногами.
Мы довольно быстро нашли нужный адрес.  У подъезд дома собралось много людей. Все они были родственниками и ждали, когда соберутся все приглашённые. Меня знакомили то с одними людьми, то с другими. Я мило улыбалась и мне улыбались в ответ. Хотя, сказать по правде, это был просто акт приличия. Почти все задавали мне один и тот же вопрос «Вам нравится Израиль»? И тут, я снова услышала этот приказной тон: «Наташка, стоять». Я снова обернулась и увидела этого старика в инвалидной коляске, ну и ту же Наташку. Оказалось, этот старик и есть старший член семьи. Ему 95 лет! Вау, на Украине столько не живут. Меня подвели к старику и представили:
-  Люда. Яшина жена. Они прилетели из Америки.
Старик взял меня за руку и внимательно оглядел. А возможно мне это только показалось. Ведь он просто был стар и скорее всего плохо видел.
- Очень приятно. – Ответила я старику и попыталась освободить руку.
- Ты из Америки? – Переспросил старик.
- Да. – Махнула я головой.
- А откуда ты родом? Из Закарпатья?
- Нет. Я из Днепропетровска. Это центральная часть Украины.
Больше старик ничего не сказал и отпустил мою руку. Его взгляд словно потух. Я стояла и разглядывала дом. Он ничем не отличался от других новостроек. Но мне было интересно за что люди платят 3 миллиона? Когда я услышала такую цифру, то у меня «глаза полезли на лоб». Три миллиона долларов за квартиру? Они тут нормальные? Но, оказалось, что не долларов, а их национальной валюты. Вообще-то жизнь в Израиле не дешёвая. Дороже американской. Хотя, смотря в каком штате жить. При первой же возможности я спросила
- Фейга, кто эта женщина возле коляски?
- Она присматривает за нашим отцом. Мы наняли её через агентство. Раньше была другая женщина, она больше нравилась отцу. Но у неё кто-то умер, и она уехала на Украину.
- А эта почему не нравится? Плохо справляется?
- Не могу сказать, что плохо. Но она какая-то без души.
-  Она вам дорого обходится?
-  Полторы тысячи долларов в месяц. Но ей не нужно искать и платить за жильё и еду. Она живёт в одной квартире с отцом. У неё есть своя комната.
- Она готовит еду? Ходит в магазины?
- Нет. Едой и уборкой занимается другой человек. Она только смотрит за отцом.
- 24 часа в сутки?
- Не совсем так. У неё есть свободные часы и тогда она может заниматься своими личными делами. Почему ты спрашиваешь?
- Просто мне никогда не приходилось так работать. Хочу понять, это тяжёлая работа или нет?
-  Не переживай. Она не утруждает себя. Не всем, кто приезжает заработать так везёт.  Просто она уже больше 10 лет в стране и хорошо себя зарекомендовала в этой фирме. А наш отец прожил трудную жизнь. Он прошёл через фашистские лагеря, восстанавливал Израиль. Он заслужил хорошую старость.
- Да, конечно. Только у этой Наташки, наверное, есть семья и она не от хорошей жизни здесь оказалась.
- Да, у неё есть семья где-то в России. Она говорила, но я не помню. Вот только в отпуск она не домой ездит, а на курорты с мужчинами.
Оказалось, что в этом новом доме отключили лифт.  Дом ещё не совсем был готов к полному пользованию, но люди в нём уже жили. Подниматься нужно было на 10 этаж. К слову сказать, в Израиле чем выше этаж – тем дороже квартира. Первое что я подумала, при известии об отключенном лифте «как Наташка запихает наверх коляску со стариком»? А если она перевернёт коляску? Она же этого старика просто убьёт и себя покалечит.
Мои переживания были напрасными. Четверо мужчин, с горем пополам, подняли коляску на нужный этаж. На какое-то время Наташка была свободной. Я сделал вид что у меня развязался шнурок в кроссовках и отстала от мужа. Мне хотелось поравняться с Наташкой и перекинуться с ней порой слов.
- Ты прилетела из США? – Спросила Наташка.
- И «да» и «нет». – Ответила я. Наташка вопросительно на меня глянула. И я пояснила:
- Именно сюда, сейчас, мы прилетели из Украины. Но живём в Америке.
- Из Украины? Проблемы в аэропорту были? Сейчас многих из Украины и России не пропускают. Люди даже не рискуют выезжать.
- Ну, особых проблем у меня не было после того, как я показала гринкарту США и билеты на самолёт до Нью-Йорка. А многим действительно отказывают. Жалко этих людей. Неужели нельзя было им отказать до того, как они прилетели в Израиль? Что им теперь делать? Как назад лететь? Один мужчина в аэропорту, плакал. Он всё не мог понять почему его не пропускают? А ему никто ничего объяснять не собирался. А ты здесь давно?
- Да уже больше 10 лет.
- У тебя есть израильское гражданство?
- Нет. Только разрешение на работу. Но сейчас и это разрешение не всегда помогает при въезде в страну.
- Тяжело работать?
- Я уже привыкла. А по началу – тяжело было. Не столько физически, сколько морально.
- А с самого начала трудно было устроиться на работу?
- Не так что бы очень трудно. У меня три высших образования.
- Сколько???? – Я аж споткнулась на ступеньке. Три высших и эта инвалидная коляска с требовательным стриком? Я отказывалась в это верить. Хотя я прекрасно знала, что в Америке подобное тоже в порядке вещей. Но одно дело знать по наслышке и совсем другое, видеть перед собой.
- Ладно, увидимся ещё. Мне нужно догнать мужа. – Промямлила я и поспешила вперёд.
- Не обидишься, если спрошу? – Услышала я вдогонку голос Наташки.
- Спрашивай. – Обернулась я к ней.
- А ты давно со своим? Ну, в смысле – замужем?
- Нет. 5 лет.
- Как захомутала?
- Я не хомутала. Не имею такой привычки. Извини.
Я ещё какое-то время понаблюдала за Наташкой, когда все сидели за столом. Она опять напоминала мне неодушевлённого робота. Но, больше мы с ней не пересекались.
Почему я вспомнила эту историю сейчас? Просто на днях позвонили наши друзья из Израиля и сказали, что старик умер. Почему-то я подумала про Наташку. Она навряд-ли вернётся в Россию к семье. Да есть ли та семья, если она уже столько лет в Израиле? Её фирма найдёт ей другого старика, за которым нужно будет ухаживать. И наверное, она будет думать, что ей повезло. Ведь других в страну не пускают. Почему же мне так грустно вспоминать эту Наташку? Или Надю из Украины, которая приходила убирать квартиру наших друзей, у которых мы остановились. Почему я слышу этот голос «Наташка – вперёд»! Почему всё во мне возмущается от этого тона? Да, этот старик многое в жизни испытал. И таких как он много. Как в Израиле, так и в Америке. Но почему нельзя сказать другим тоном: «Наташа – пошли»? Или «Наташа – подай пожалуйста». Как-то не правильно это всё и грустно.