Мессир или Хроники Сатаны Книга 1 часть 1

Александр Крапивин Эльф
 Мессир или Хроники Сатаны* Книга 1 часть 1

Пора. Пора  Мессир, мы улетаем,
Осталось много недосказанного здесь…
Людей Мессир, мы этих презираем,
Пороков их воистину не счесть…

Мессир, давай умчимся в Бухару,
Наш друг Ходжа, наверное, заждался…
Сказал, открыв,  Коровьев, кобуру,
А то вон Бегемот, уже зазнался…

Нет, нет Мессир! Наш Бегемот взорвался,
Мне Азазелло, кое в чём признался…
Я Вам Мессир, всегда повиновался,
Я даже с Геллой, никогда не целовался…

Горели в зале, ясным светом свечи,
Камин потрескивал весёлым огоньком,
И на Москву спускался, тихий, летний вечер,
Друзья собрались над прощальным камельком.

Дела все сделаны, пора и к Насреддину,
Ходжа их пригласил отметить юбилей…
Он обещал свозить их к Алладину*,
И познакомить с Салах ад-Дином** потеплей…

Да. Мы завтра улетаем,   в полночь, ровно,
Пока же, есть одно лишь дельце, здесь.
Пустяк,  но нужно сделать полнокровно ,
Сбить с одного субъекта, его спесь…

*Аладди;н (также Ала ад-Дин[1], араб. ;;;; ;;;;;;, ;Al;; ad-D;n, кит. ;;;) — главный герой одной из наиболее знаменитых арабских сказок, входящих в собрание «Тысяча и одна ночь». Некоторые современные исследователи полагают, что первоначально эта сказка в сборник не входила, а является более поздним западным «наслоением»[2].

** Аль-Ма;лик ан-На;сир Сала;х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу;ль-Муза;ффар Ю;суф ибн Айю;б (араб. ;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;), в русской и западной традиции Салади;н (араб. ;;;; ;;;;;;; 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века.
Курд по происхождению[1]. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.
В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры»[2]. Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).
Султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века. Курд по происхождению. 
• Родился1137 г., Тикрит, Джезире, Аббасидский халифат
• Умер 4 марта 1193 г. (56 лет), Дамаск, Syria, Айюбиды
• В браке сИсмат ад-дин Хатун (с 1176 г.)
• РодителиНаджм ад-Дин Айюб ибн Шади
• ДетиАль-Азиз Усман ибн Юсуф, Аль-Афдаль Али ибн Юсуф


Давно родились лучшие поэты,
И лучшие написаны давно стихи…

Омар Хайям*, Ходжа** и Алладин,
Мессира ждали с наслаждением…
Он должен прилететь, и не один,
Со свитою своей и вожделением.

Здесь в Бухаре, и даже в Самарканде,
Омара и Ходжу любил народ,
И шла молва в Ходженте и в Коканде,
Как Насреддин избавит от невзгод.

Он для людей, был вечно юн и весел,
Всегда шутил, и чувства возвышал,
А суд его, был справедлив и весил,
Гораздо больше, лицемерия похвал.

Они собрались в доме Алладина,
Али-Баба***, назначен тамадой.
И пригласил  Шахерезаду****, Салах ад-Дина ,
И вот поднялся месяц молодой…

Во внутреннем дворе, расположились гости,
И сам Харун***** был приглашён на пир,
Парча струилась, мягко шёлк мерцал, играли в кости,
И в нарды, и в зеро, а в шахматы играл, эмир…

Звучала музыка великого ашуга******,
И спор газелей*******, был волшебен и пригож…
Раздался шум, как будто взвыла вьюга,
И по гостям и слугам, пробежала  тихо дрожь…

Мессир, со свитою на небе появился,
Все на блистающих конях с крылами,
Мгновение; и эскадрон с небес спустился,
Сверкнув  плащами, словно зеркалами.

*Ома;р Хайя;м Нишапури; (перс. ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131[1], там же) — персидскийфилософ, математик, астроном и поэт[2].
Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

**Ходжа; Насредди;н — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (например, в городе Акшехир, Турция). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

***Али;-Баба; (араб. ;;; ;;;;;) — главный герой арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников», которая обычно включается в сборник «1001 ночь».
В Европе сказка появилась в XVIII веке во французской обработке. У Али-Бабы есть более успешный брат Касим и жена Зейнаб. Работая лесорубом, Али-Баба неожиданно узнаёт тайну волшебной пещеры, где разбойники прячут свои сокровища, и сказочно обогащается.

**** Шахереза;да (Шехереза;да, Шихираза;да, Шахраза;да) — легендарная главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь» и служащего связующей нитью между другими рассказами.
Шахерезада — старшая дочь царского визиря, девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра (пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин, но поскольку обойтись без них было сложно, Шахрияр каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро её убивал).
Напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада применила всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). Любопытство в Шахрияре всякий раз перевешивало кровожадность, и он давал Шахерезаде отсрочку до следующей ночи, желая услышать окончание сказки, но на следующую ночь всё повторялось. Таким образом хитрая девушка тянула время достаточно долго, пока к Шахрияру не вернулся здравый смысл и он не отказался от массового истребления женщин.

*****Абу; Джафа;р Хару;н ибн Муха;ммад, более известный как Хару;н ар-Раши;д (араб. ;;;;; ;;;;;;;; февраль 766, Рей (или 17 марта, 763) — 24 марта 809, Тус) — арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786 (с 14 сентября) — 809 годах.
Прозвище ар-Рашид («Праведный»)[1] получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда был назначен наследником престола.

****** Ашу;г (ашик) (азерб. A;;q, арм. ;;;;;, перс. ;;;;;;)[1] — народный певец-поэт у азербайджанцев[1][2][3][4] и армян[3][4][5], а также других народов Закавказья[6]. Является эквивалентом менестреля в английской и трубадура во французской средневековой традиции[7]. В азербайджанской музыкальной традиции ашуг аккомпанирует себе на сазе[3], играя также под музыку балабана и дафа[8]; в армянской — на таре, кеманче[3], сантуре, кануне, сазе[9] и кемани[10]
Слово «ашуг» имеет арабское происхождение, и впервые появляется в литературе в XV веке, заменяя собой более древние термины: тюркский—озан[2] и армянский—гусан[3][4]. Изначально, оно означало — «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», далее перешло в тюркский, а затем и в армянский и грузинский языки, уже со значением «певца-поэта»[11]. При этом слово «ашуг» в армянском языке[12][13][14][15] сохранило характерное для юго-западных тюркских языков тяготение к удержанию «у» после слога с «а»[12].

*******   Газель (араб./перс.: ;;;, азерб. q;z;l) — строфа арабского стихосложения, является самой распространённой формой стихосложения на Ближнем и Среднем Востоке.

Я гадости писать не буду,
А злые пакости, оставлю при себе…
Вы не увидите изъяна, и обман,
Я сноб, знаток всего, и сам себе я Будда.
Ценитель тонкий, я эстет, жуир, гурман…

Мессир, был как всегда, загадочен и мрачен…
Коровьев говорлив, и суетлив, и деликатен.
У Азазелло, день не очень был удачен,
А Бегемот какими то заботами охвачен…

Служанка Гелла, тихо пела,
Она была и ведьма и вампир…
За Воландом, она везде успела,
Но вот расселись все, и грянул пир.

Ходже сегодня стукнуло семьсот.
Хоть маленький, но всё же юбилей…
Омару скоро тысяча, вот это анекдот!
Мессир же был, среди гостей, гораздо постарей…

Он видел многое, а знал ещё чуть больше;
Беседою Христа с Пилатом был польщён…
Этруски гибли на его глазах; а в Польше,
Он королями  был безмерно восхищён…

Он жил в Лемурии и в Атлантиде,
На дне морском он открывал дворцы,
Охотился на динозавров в Антарктиде,
Служили у него, творцы небес и мудрецы…

Вот стихла музыка, Али-Баба поднялся,
Халат парчовый он держал в руках…
Ходжа! Прими сей скромный дар, он заикался,
Волшебный сей халат, любого, он оставит в дураках.

Одень его,  и лишь скажи: сим-сим откройся,
Он в миг, перенесёт, куда захочешь,
Другой полой халата ты закройся,
Невидим и неслышен, делай всё, что хочешь…

Сатана* Сатана
[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
См. также: Сатана (значения), Дьявол (значения), Шайтан и Иблис
Сатана; (от ивр. ;;;;;;;;; ;;;;n, др.-греч. ;;;;;; satana, арам. ;;;; s;;ono, геэз ;ay;;n — «сатан(а)» — «противник»[4], «клеветник»[5], от сев.-зап.-семитск. корня *;;n «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»[6]) — в религиозных представлениях авраамических религий — главный противник небесных сил[источник не указан 202 дня]. Представляет собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели[источник не указан 202 дня].

Образ сатаны в Библии[
В Ветхом Завете
В Ветхом Завете сатана — имя нарицательное, как падшее творение Божие, как мятежный подданный державы Божией, который против собственной воли в конечном счёте может содействовать выполнению Божиего замысла[8]. В Библии это слово относится к людям[9][10]. Исключение, вероятно, составляет книга Паралипоменон[11][12][неавторитетный источник?].
В отношении ангела и самое первое упоминание в Библии появляется в книге Чисел[13] где слово употребляется в прямом значении «препятствующий»[14].
В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии[источник не указан 200 дней][15], где сатана выступает обвинителем на небесном суде.
Согласно христианской традиции, сатана впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея[источник не указан 199 дней][цитата не приведена 202 дня], обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким[16]. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным»[17].
Библия описывает сатану также в образе Левиафана[18]. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон[19][20].
В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника[21]. В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов)[22] и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю[23][источник не указан 234 дня], а также влиять на атмосферные явления[24][источник не указан 234 дня], насылать болезни[25].
В христианской традиции к сатане относят[источник не указан 202 дня] пророчество Исаии о царе Вавилона[26]. Согласно трактовке[Чья?], он возгордившись и пожелав быть равным Богу[27], был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы»[источник не указан 201 день], отцом лжи, человекоубийцей[28] — предводителем мятежа против Бога[источник не указан 234 дня]. Из пророчества Исаии[29] взято «ангельское» имя сатаны — ;;;; (восхвалять, хвалить, славить[30]), переводимое как «светоносный» (лат. Lucifer)[31]. Многие богословы (несмотря на то, что слово Господне для Иезекиля было адресовано царю Тира[32]) относят к сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля[33]:
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
— (Иез. 28:13–15)
В Новом Завете
Иисус видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию»[34].
Апостол Павел утверждает, что сатана: принимает вид Ангела света[35].
В Откровении Иоанна Богослова описывается «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем», про которого утверждается что «он есть дьявол и сатана»[36]. Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами сатаны»[источник не указан 200 дней]. Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом[37], после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов[38][источник не указан 234 дня].
Иисус Христос полностью и окончательно победил сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых[39][40]. Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени.
— (Отк. 12:10–12)
В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет[41]. Через тысячу лет он будет освобождён на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное»[42].
Распространённые имена и синонимы
Имена сатаны в Библии
Сатана имеет в русском переводе Библии следующие имена:
• Дьявол[43] (др.-греч. ;;;;;;;; — лукавый, клеветник[4][44]).
• Вельзевул[2][3] (ивр. ;;;; ;;;;;;, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете[страница не указана 234 дня]. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён сатаны в иудаизме[45][источник не указан 234 дня].
Эпитеты[править | править код]
• Люцифер (лат. Lucifer — «светоносец, сын зари, несущий свет»). Как эпитет сатаны стал использоваться со Средневековья[46]. В переводе на русский — «денница», в оригинале — «хейлель» (утренняя звезда)[47].
• Дракон[48], Большой Красный Дракон[49], Великий Дракон[50]
• Древний змий[51]
• Жестокий ангел[52]
• Злой ангел[53]
• Злой дух от Бога[54]
• Искуситель[55]
• Князь бесовской[56]
• Князь Мира Сего[57]
• Лживый дух[58]
• Лукавый[59]
• Отец лжи[60]
• Человекоубийца от начала[61]
Другие популярные синонимы
• Мефистофель — дьявол в германской повести «Фауст» XVI века, заключивший договор с человеком[источник не указан 233 дня].
• Воланд — имя дьявола, происходящее или от имени древне-скандинавского бога-кузнеца Велунда, или от имени Фаланд, встречающегося в старинной немецкой литературе[источник не указан 233 дня]. М. А. Булгаков позаимствовал его имя из трагедии И. В. Гете «Фауст», в которой Мефистофель просит нечистую силу расступиться: «Дворянин Воланд идёт!»[источник не указан 233 дня]
Трактовки
В иудаизме
Согласно представлениям иудаизма, сатана не является силой, равной Богу, не выступает соперником Бога и не может действовать без Его позволения[62]. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом[источник не указан 233 дня].
В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти[63], но часто наделяется собственной индивидуальностью[62].
В христианстве
Христианство считает грехом и безумием любое обращение к сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов[источник не указан 154 дня].
«Отречение от сатаны» входит в православный[64][65] и католический[66] чин крещения.
Некоторые христиане считают рассказ о сатане аллегорией[источник не указан 1500 дней]. Среди них: Фауст Социн и социниане, Т. Гоббс, И. Ньютон, Пристли, и, начиная с середины XIX века, христадельфиане[источник не указан 1500 дней].
По церковному преданию[страница не указана 233 дня], Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница — самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной) с другими падшими духами — бесами или демонами с Неба[67][68][69].
В исламе
Основная статья: Иблис
Иблис (сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесён милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг[источник не указан 233 дня]. Он был верующим[источник не указан 233 дня], но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно:
И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога]». Поклонились все, кроме [джинна] Иблиса (сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников, [отвергнувших дары Всевышнего и проявивших непокорность Ему].
— Св. Коран, 2:34[70]
В сатанизме
Основная статья: Сатанизм
Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний»[71].
Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт[72].
В психологии
Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного[73].
Сатана в искусстве
Образ сатаны
Средневековые описания образа сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть сатаны часто отождествлялась со входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им[74].
В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с сатаной[75].
В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя[76].
Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.
Отрывок из речи сатаны в «Потерянном раю»[77]:
«…А я пущусь в полёт, за берега
Бесформенного мрака, чтобы всех
Освободить. Попытку предприму
Один; опасный этот шаг никто
Со мною не разделит!» Кончив речь,
Монарх поднялся, наложив запрет на возраженья…
Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную сатане[78]. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной»[79].
В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве[источник не указан 233 дня].
В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу. Люцифер ведёт Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познаёт[80].
Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера[источник не указан 233 дня].
Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа»[источник не указан 233 дня].
М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окружённый свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у сатаны также посвящён немалый отрывок романа[источник не указан 233 дня].
В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа[81].
В современном искусстве
Изображение сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж)[82][83][84].
Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени сатаны, а также других демонов[82][83][84]. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection[85]: