Прогулка по Львову. Глава 14. Озера города

Василий Доценко
   Город Львов совсем безводным не назовешь. Реки Полтвы уже полторы сотни лет в городе нет, а озера можно пересчитать на пальцах одной реки.

   Алтайские озера (с 1990 года Песочные озера) образованы источниками ручья Сороки. В советское время название озер было связано с улицей Алтайской, ведущей к озеру (в 90-е годы улицу назвали Городинских). В ХІХ веке назывались озерами Франца, известного промышленника, изготавливавшего и торговавшего гипсом. Полагают, что эти два небольших озера образовались на месте бывших гипсовых карьеров. В 1923 году вокруг озер был разбит спортивно-беговой парк – популярное место отдыха в предвоенный период. После завершения войны озера стали свалкой отходов находявшихся рядом лампового и эмалевых заводов. Лишь в 1950 году озера расчистили, а окружающую территорию засадили кленами, липами, каштанами, рябиной. В парке проложены дорожки, а в озерах плещутся зимующие в городе дикие утки. Ухаживают за парком не только городские службы, но и жители-волонтеры дома №132 по улице Чупрынки. Восхищает такая дружной опека чуда природы.

   Мы, три члена Клуба «Кому за 80», с огромным удовольствием, без одышки и хруста в суставах обошли озера и направились в кафе по улице Мельника (когда-то Энгельса) выпить традиционную чашку кофе, чтобы завершить милый, солнечный день. За кофе я вспомнил мою единственную  прогулку на озера в студенческие годы с купанием в теплой, с  чудным болотным запахом июльской воде.
 
   Око – два небольших озерца (одно больше, другое поменьше) расположены в Снопковском парке. Кажется, что большее озеро – это полностью раскрытый глаз, а меньшее – тоже глаз, но прищуренный. К озерам ведет металлическая лестница, и, судя по многочисленным следам на влажной земле, народ не только прогуливается у «Глаз», но и по улице Крымской добирается в центр города. В отличие от Песочных озер, Глаза неухожены, берега болотистые, заросшие камышом, одним словом, в «природном» состоянии. Провожатым в компании из двух человек (Терапевт и Микробиолог) был последний, знавший все проходы через дворы для спуска к озерам с улицы Зеленой. Глаза я видел впервые, поэтому никаких связанных с этими озерами воспоминаний у меня не было.

   Озеро  без названия в парке Вознесения расположено на месте карьера, где добывали песок для расположенного напротив стеклозавода. В студенческие годы я был свидетелем работы экскаваторов, безжалостно разрушающих склоны Кайзервальда. К озеру можно спуститься по дороге, оставшейся после разрушения бобслейной трассы. Изредка в озере купаются мальчишки, но чаще терпеливо ожидают клева редкие рыбаки. Спускаясь к озеру в солнечный день, можно залюбоваться сияющими до боли в глазах  белизной постройками северной части города.
 
   К озеру мы любили спускаться с моим внуком. Ему нравилось наблюдать за кругами на воде после брошенных камешков или палок. Я пытался его остановить из-за вызванного баловством «волнения» рыб. От озера мы по тропинке  поднимались к Кайзервальду и топали по центральной аллее домой. Как-то по пути домой на ухо внука свалился клещ. После хлопотливой процедуры его извлечения из распухшей раковины  мы так расстроились, что больше на озеро не ходили.

   К сожалению, немало озер города в последние годы были засыпаны. Одно из них было у пересечения улиц Дорога Кривчицкая и Богдановская, рядом с костелом, варварски переделанного в греко-католическую церковь. Проезжая на работу, многие годы я наблюдал как по поляне на месте озера ходили в поисках воды безутешные гуси.

   Засыпаны и застроены высотными домами оказались озера по улице Черновола (когда-то 700-летия Львова). Кто знает, сколько еще будет беспощадно уничтожено озер в городе?