Памяти захита

Вячеслав Ананьев
С Захитом Акбировым мы вместе жили в строительной общаге на Абрамцевской. В 1978-80 году. Это был благообразный татарин с персидской густой окладистой бородой и очень длинным именем из частей пятнадцати эдак.
После армии (а служил он на Тихоокеанском флоте, штурманом пограничного корабля) Захит приехал в Москву, как и я на строительство Олимпийских объектов.
Выяснилось, что он пишет стихи. Я тоже тогда этим делом начинал баловаться. Но так как трудно восточному человеку во все тайны языка русского проникнуть, особенно синтаксиса и морфологии, стихи у него получались с забавными смысловыми отклонениями. А главное, Захит был такой строгий насчёт выпить и покурить, что мы, соседи, вынуждены были и курить, и пить на балконе, чтоб не беспокоить акына и его бороду сварщика широкого профиля. Держал он нас, короче, на нервах. Можно было и в лоб дать, но мы, советская молодёжь, были не то что нынешние отморозки. Мы были во всём примером разума и справедливости. И поэтому лишь полузлобно огрызались.
Ну вот. Не стану тут в деталях распространяться о нашей общежитейской жизни. Скажу лишь одно --- Захит был скрягой. Никому взаймы не давал, питался очень экономно и порой долго очень думал, а есть ли смысл сходить в кинотеатр хотя бы раз в месяц.

Общались мы с Захитом немногословно и нечасто. К чему словами-то сорить? Прожили вместе мы тоже не долго. За мою известную выходку на Красной площади меня выперли из Москвы с треском. Кто не в курсе, тем сообщаю, что я на день Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1980 года, в хорошем подпитии, крикнул напротив Мавзолея: --- Долой Брежнева! Долой Советскую власть!
Ну и не церемонились со мной большевички. Пинка под зад!

Блуждал я блуждал по провинциям, да снова в Москву и воротился. Захита долго не видел. и что ж? Случайно как-то встретил его на улицах Москвы. И это был уже иной Захит.
Он рассказал мне, что женился на грузинке, тоже со стройки. Родилась дочь Зульфия. Уже большая. Но прожил недолго. Развелись. Захит признавал, что из-за его характера, но признавал так же и то, что ничего не может с собой поделать.

Многое пропущу здесь. А то ведь не формат для таких рассказов фейсбук.

Частенько я стал встречаться с Захитом, который был уже конченый пьяница. Он уже пил и аптеку и чёрт-те знает что.И вот однажды зимой приехал ко мне в гости в Подмосковное Коренёво Захит. А он иногда приезжал ко мне. Ведь одиноким полностью был. Приехал, немного выпили , закусили. Ещё захотелось. Тут Захит и говорит: ---- Поехали со мной в Лианозово, если выпить ещё хочешь. Мне там пенсию надо получить, да и водка где подешевле знаю.
Трезвым бы такую даль не поехал. А тут загорелся.

Ну вот. Приехали мы с Захитом кое-как до сбербанка. Захит снял строго определённую сумму. Педантизм тупости в нём ещё сохранился. Это в крови. Пришлось потом идти и ещё снимать деньги, чтоб добавить керосину. Зашли в магазин. Захит первым делом взял бутылку водки, затем две сосиски, два помидора, половинку чёрного хлеба и два сырых яйца.
Как я потом понял, ему нравилось запивать водку не кока-колой, а сырыми яйцами. Упакованные таким образом мы двинули в Лианозовский парк. День был суперсолнечный и не очень морозный. Без перчаток руки терпели. Пришли в парк, мой любимый в Москве, кстати. Нашли лавочку. Налили. И вдруг Захит оживился как ребёнок, которому подарили любимую вещь, засуетился и приказал мне сидеть и не дёргаться. Через мгновение я увидил рядом с нашей скамейкой бомжового вида ворону, но бойкую и справную.

---- В чём дело? --- шепнул я Захиту.
---- Сейчас увидишь!
Он отломил кусочек чёрного хлеба, сунул в свой беззубый рот и тут же прихлебнул водки. Потом, смочив водкой хлеб, Захит извлёк его изо рта и бросил этой вороне. Я был поражён. Ворона стала с удовольствием клевать, игриво поглядывая по сторонам и всё ближе и ближе становясь к нам по мере опьянения. Сразу было видно, что Захита она знает давно. Наконец ворона подошла так близко к его ноге, что он взял её и погладил, проговорив: --- Пей, Марфуша!

Такого я не видел в жизни никогда! Мы уже захмелели. Ворона лежала на спине в снежной вмятине и весело дёргая ногами что-то каркала непотребное и невразумительное. И Захит рассказал мне, что как только развёлся с женой, то начал приходить один с чекушкой водки в парк и потихоньку заливать своё горе. И вот уж 10 лет делит с ним застолье и чарку эта мудрая птица. Он с ней разговаривает и кажется она его понимает. Честно, я немного позавидовал Захиту тогда.

Потом не было более полугода вестей рт Захита. Решился съездить к нему в Медведково на Заревый проезд. Позвонил, спросил. соседка сказала, что месяца два назад умер.
Сердечная недостаточность. А вот жива ли ворона я не знаю. Разок пришёл, правда, с чекушкой, в парк, сел на наше место, ждал, ждал, так и не дождался Марфуши. Можа тоже того-с. с тоски. И ты спи с миром, Захит! Помню... Ценю. ©