Возвратился через 79 лет...

Евгений Голоднов
Имя лётчика-истребителя Николая Худкина вмиг стало близким сразу для четырёх областей России – Рязанской, Липецкой, Московской и Тверской.
Имя героя планируют увековечить к  Дню Победы на месте его героической гибели, в Осташковском округе Тверской области…


В январе нынешнего года родная сестра лётчика, почётный гражданин подмосковного Ликино-Дулёва, педагог с полувековым стажем Лидия Васильевна Худкина обратилась  к местным краеведам с просьбой уточнить фронтовую судьбу её старшего брата, пропавшего без вести 9 сентября 1941 года во время ожесточённых боёв с фашистами на территории бывшего Осташковского района Калининской (ныне - Тверской) области. 21 февраля она ушла из жизни, немного не дожив до 85-летнего юбилея и до долгожданной весточки, которую  много десятилетий ждала.
25 февраля пришёл официальный ответ из администрации Осташковского городского округа Тверской области с сообщением, что имя лётчика-героя будет увековечено на воинском захоронении деревни Крапивня, - где был сбит самолёт нашего земляка, - в числе 35 других погибших советских воинов.
Летом-осенью 41-го Осташковский район являлся важным оперативным пунктом на дальних подступах к Москве, так как находился на стыке двух фронтов Московского направления – Западного и Северо-Западного. Именно здесь была поставлена задача остановить врага и создать плацдарм для дальнейшего наступления Красной Армии.
По сообщению военного комиссара Тверской области А.Савельева, «по данным учёта военнослужащих, погибших, умерших от ран и захороненных в период Великой Отечественной войны на территории Тверской области сержант Н.В. Худкин не значится». Однако, областной военком просил военкома Осташковского округа Валентину Кочнову внести героя в списки захороненных и ходатайствовать перед администрацией Осташковского городского округа об увековечении его памяти на мемориальной плите братского захоронения № 24 деревни Крапивня.
Некоторые архивные данные о 20-летнем Николае Худкине нам удалось сообщить Лидии Васильевне ещё до её кончины.
Николай Васильевич  был старше своей сестры на 14 лет. Родился в Рязанской области, а до поступления в лётное училище проживал в Ликино-Дулёве.  В Красную армию призван в 1939-м. С этого времени служил в 27 истребительно-авиационном полку.  Полк сформирован в Московском военном округе в городе Переславль-Залесский на основе Отдельной истребительной авиационной эскадрильи Особого назначения в составе четырёх эскадрилий на самолетах И-16 и И-15бис. Авиационный полк сержанта  Худкина воевал с фашистами с первых дней войны. Николай, как и его однополчане, летал на одномоторных истребителях, в народе прозванных «ишачками» и «чато».
С июля 1940 по сентябрь 1941 гг.  командиром пока 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа был подполковник Пётр Куприянович Демидов. Авиаполк под его командованием был включен в состав ПВО Москвы, а в октябре 41-го — в Московскую зону обороны. С приближением гитлеровцев к столице и с началом битвы за Москву полк под командованием Демидова активно поддерживал обороняющиеся части Красной Армии, совершал боевые вылеты с аэродромов Серпухова, Калинина, Клина, Загорска… В этих вылетах вместе с товарищами участвовал и Николай Худкин.
9 сентябре 1941 года его атаковали немецкие истребители. Силы были неравные. Уклониться сержанту не удалось. Он был сбит в небе над деревней Крапивня Осташковского района.
Юношу похоронили в 9 километрах от Крапивни по дороге в город Осташков.
В последнем для него бою он проявил «геройство и мужество». Этот факт подтверждается руководством 4 смешанной авиационной дивизии и истребительно-авиационного полка в письме-извещении к родителям лётчика-героя от 30 сентября 1941 г. В нём также говорится, что «извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии». Под письмом к родителям погибшего лётчика второй после командира 4 САД, капитана Василия Ильича Рындина (1902- 21.03.1942 гг.) стоит подпись 30-летнего военного (батальонного) комиссара 28 иап, лётчика-героя  Дмитрия Григорьевича Авелева (1911-1941 гг.), погибшего через месяц - 27 октября 1941 г. - в воздушном бою под Клином.До 27 августа 41-го кавалер ордена Красного Знамени Д.Авелев был одним из руководителей 27 иап, в котором также служил Николай Худкин.Вероятно, они были хорошо знакомы.
Близкие родственники, потомки лётчика Н.В. Худкина планируют посетить  в майские дни воинский мемориал в Осташкове.
В своё время на обороте фотографии брата Лидия Худкина написала:

Жизнь уходит, души остывает накал,
И бывает, вздохну я на карточкой этой:
Боже мой! Этот мальчик меня защищал…
Всю страну защищал,
Всю, по сути, планету!