Тур де... Где я?

Митрофан Игнатьевич
     Лето в нашей средней полосе. Нет лучшего места и, конечно же, времени года для школьника на каникулах! Необозримые просторы родного района... Придумайте лучшее места для велосипедных прогулок, чем деревенская глубинка со всеми её милыми бородавками? Ничего у вас не получится! Я не буду спорить с любителями вальяжных туров по всяким удобным заграницам. Несопоставимые величины, ну, совсем не то... И комары не так звенят, и грязь какая-то прирученная, и соляркой не воняет там, где могло бы повонять... Нет ощущения дремотной расхлябанности и прирученности природы только наполовину. Перегибать палку не нужно, но и абсолютная стерильность нам совсем не нужна - не интересно и для здоровья не полезно.

     Нам нужен поход без гамаков с матрасами и прочими навигаторами. Не совсем в глушь, где не то, что на велосипедах кататься - не каждый трактор проедет. И не там, где от медведя ногами быстрее убежишь, чем накручивая педали по целине с её кореньями и ухабами. Это перебор и выход совсем в другую область досуга. Здесь люди и понятия не имеют, что такое настоящая велосипедная прогулка на лоне природы для созерцания умиротворяющего баланса окружающей  красоты и человеческого присутствия в ней. Я говорю о велосипеде не, как о средстве передвижения из одной точки пространства в другую, а, как о чудесном приспособлении для релаксации души и тела.

     Речь идёт о такой почти глуши, где просёлочные дороги межуются с нормальным асфальтом. Где медведи не шатаются по деревням, но с кабаном или лосем столкнуться можно запросто. Но человек с местной живностью, как-то "договорился" и такие встречи происходят на почтительном расстоянии.  Мой рассказ о такой глубинке, как наш район... Он не большой и не маленький, не то, чтобы слишком уж цивилизованный и обихоженный, но со своей историей и своими правилами... Для меня он - самое лучшее, что придумано на планете Земля. Многим тоже нравится. Здесь можно заблудиться и пропасть, если только к этому стремиться и отчаянно хотеть. Сегодня такие "пропадания" - редкость... Ну, это больше для снобов и зазнаек - нормальному человеку бояться нечего... Но расслабляться не стоит... ой, не стоит...

     Любил я это дело - схватить велосипед, взять бутылочку чего-нибудь освежающего и пуститься по знакомым окрестностям в небольшое "кругосветное путешествие" на весь световой день. Много провизии брать не нужно - если в магазин не успел, всегда можно найти заброшенный сад со всем необходимым. Как правило, такие покатушки проходили большой компанией пацанов, разделяющих твоё увлечение, таких же городских школьников на каникулах. Но с возрастом незаметно скатился я на одиночные вылазки в места, доселе не изведанные, для меня таинственные. И забираться в подобных велопоходах приходилось от дома всё дальше и дальше. В том числе и от асфальта с человеческим жильём... Не всегда это получалось запланировано и осознанно, однако, всегда заканчивалось весело, поучительно и незабываемо.

     К такому марафону нужно готовиться. Нельзя, взять и просто так сорваться с места и раствориться в дорожной пыли. Такие экспромты заканчиваются часа через три, в паре километров от линии старта. Это - не интересно. Такие вылазки, другим словом, кроме, как баловство, назвать нельзя. Они тоже нужны и ничего страшного или бестолкового в них нет, ну, настоящий поход не удался, зато - неплохо покатался, размялся и подышал свежим воздухом.

     Серьёзное дело требует серьёзного подхода. И каждая неучтённая перед стартом мелочь может больно ударить в какой-нибудь дыре безлюдной, которую ты планировал миновать без задержек. Об элементарной осторожности забывать нельзя никогда, даже в относительно обжитом районе! Такие вылезают закорючки на дорогах иной раз, что остаётся только горько вздыхать и плакать в бессилии. Зато отличная возможность проявить смекалку! Главное - не отчаиваться... В конце концов, можно переночевать и в стогу, например, или в сарай забраться к кому-нибудь. Никогда подобного со мной не происходило при одиночных выездах, но при желании усугубить градус прогулки и приподнять уровень адреналина в крови, можно было поставить такой суматошный эксперимент в любой момент. Но желание не проклёвывалось и всё ограничивалось заранее разработанным планом.

     Некоторые долго ломают голову над своим маршрутом, перебирают направления, отвергают и снова к ним возвращаются, советуются с друзьями, листают путеводители. То есть делают всё возможное, чтобы в конечном итоге разочароваться в выбранном варианте и запоздало признать, что день был потрачен зря. Никогда не сомневайтесь в самой первой идее, пришедшей в голову! Смело приступайте к реализации и реальность сама направит вас по правильному курсу. Возможно, не мне давать такие советы, так как передо мной настолько мучительный выбор никогда не стоял. В моём полном распоряжении были все триста шестьдесят градусов округи, все стороны света. Выходишь из дома и с закрытыми глазами выбираешь направление - никогда не промажешь! Любой маршрут будет правильным! Каждая дорога приведёт тебя к тем впечатлениям, которые ты собираешься получить. Если же ты не знаешь, чего хочешь, то не переживай - всё придёт само... Добиваешься ли ты этого сознательно или в голове у тебя только смутные предположения и ожидания...  Не надо ломать голову - садись на своего железного коня и езжай. Если "конь" в порядке, крути педали и получай удовольствие.

     Этот велопробег с самого начала вышел нестандартным. Я его не планировал, не готовил и, самое интересное, в хозяйстве намечались определённые мероприятия с моим участием. Получился самый настоящий спонтанный побег! Совсем из головы вылетело. Вышло не очень красиво, но об этом я узнал уже потом, постфактум... Так, что стартовал я с чистой совестью и без задней мысли. Дорога позвала... Из всего, что я успел сделать после того, как продрал глаза и запрыгнул в седло, был глубокий зевок. Удивился ещё густой росе и непроглядному туману, но делать нечего - я на велике и его колёса крутятся, как два клона, того самого барабана из телевизионной передачи "Поле чудес".
 
     Если бы я проснулся окончательно, то моментально бы понял, как замёрз - просто окоченел. Но я продолжал спать, из всего организма бодрствовали только ноги, нажимавшие на педали. Долго я просыпался... Очнулся, когда более - менее согрелся, родная деревня была уже за горизонтом, подо мной пока гладкий асфальт, а туман почти развеялся... Солнце окончательно взошло над дальним лесом. Тепло. Хорошо. Осталось понять, как далеко я продвинулся в своём полусонном забытьи. С таким удивительным феноменом я уже сталкивался в школе на городской олимпиаде по математике. Мой друг и в других стрессовых ситуациях частенько проделывал подобный фокус. Выяснив, что задание не такое сложно, как ему казалось, он быстренько его сделал и оставшийся час посвятил сладостной медитации в нирване. Проще говоря, давил храпака, пока другие, высунув языки, напряжённо карябали цифры. Судя по всему, подобная петрушка случилась и со мной. Вряд ли я катился с закрытыми глазами по дороге областного значения (прикольно, если так!), но какие-то участки головного мозга определённо были отключены.

     Кажется, до ближайшей деревни, в которую мы с ребятами катались несколько дней назад должно быть не более километра... Если я правильно ориентируюсь... Я могу неправильно ориентироваться? Глупости! Ну, допустим, что я проскочил поворот, дальше которого мы ещё не забирались... Тоже не страшно! Дальше горизонта не уеду. Судя по Солнцу, в пути я не более трёх часов. Пожалуй, да... Поворот я проскочил. Тем интереснее будет выбираться из ситуации!

     Интрига! Самый простой выход - повернуть обратно и... забыть о приключении, которого хотел. Пускай, началось оно взбалмошно и сумбурно, надо настойчиво и целеустремлённо двигаться вперёд и надеяться на лучшее. И будем определяться с моделью поведения по мере поступления тревожных сигналов. Ну, в самом деле, нельзя же считать тревожным сигналом, какую-то глупую потерю ориентации в пространстве! Тем более, впереди показалась деревня! Сейчас подъеду, прочту название, и всё моментально разрешится, я снова вернусь в социум, как вполне официальное лицо со своими правами и надеждами. Вернулось беззаботное настроение, полчаса назад неожиданно сменившееся на подсознательную тревогу, можно насвистеть любимую мелодию. Как можно волноваться в такой прекрасный день, специально для меня швыряющий позитив во все стороны лошадиными дозами!?

     А почему я не смотрю по сторонам?! Стукнуло в голове - я всю дорогу смотрю только в одну точку прямо по курсу! Как же так?! Вся прелесть велосипедной прогулки - в любовании красотами по всем направлениям! Надо исправлять этот досадный и необъяснимый промах. С другой стороны, простым любованием мне уже не ограничится... Места малознакомые, точнее, совсем незнакомые и любоваться ими нужно в жёсткой связке с поиском возможных ориентиров. Так, ненавязчиво, но вполне настойчиво...
 
     Добрался до указателя с названием. "Чмыри". Хм... Ситуация, в которой я оказался, смешная до парадоксальности - название очень даже говорящее, но абсолютно для меня не информативное. Остановился, слез с велосипеда, свесил ноги в придорожный кювет, задумался... Стал лихорадочно восстанавливать в памяти топографическую карту родного края. Никогда не жаловался на память, но в голове, если и "висела" карта, то - контурная, с которой каши не сваришь. Для каши нужен хотя бы топор. А я налегке... Приключения начинаются?

     Скажу откровенно, опасность окружала меня со всех сторон. Всё, что я видел кругом так и кричало: "Зачем тебе искать обратную дорогу? Разве есть, что-то красивее, уютнее этого места? Не этого ты искал, сломя голову сорвавшись из дома, как только рассвело?" Обезоруживающие вопросы, на которые невозможно дать правдивые ответы... Либо и дальше сидеть, свесив ножки, любоваться самыми лучшими видами на планете, либо собрать в кулак оставшееся благоразумие и попытаться вырваться из неожиданного плена. Трудно здраво рассуждать, попав под воздействие могучего наваждения неизвестной силы... Словно алкоголик, пригревшийся в сугробе, но очнувшийся в последний момент, я резко вскочил на ноги с остервенелым желанием как-то выбираться из этой коварной пелены ускоренными темпами.

     Всё! Шутки закончились - еду до ближайшего человека! Надо бороться за свой здравый рассудок и основательно провалившийся желудок! Как ни прискорбно признаваться в собственной глупости, но я и вчера толком ничего не ел. Путешественник хренов... Не буду излишне драматизировать сложившееся положение - таковы правила игры, которую, не подумав обстоятельно, начал сам. Приключение без издержек не бывает и комфорт здесь не уместен. Я же пузо грею не на курорте в Анталии, где всё включено!? Я отдыхаю активно, эмоционально насыщенно и по собственному "рецепту"! Некстати заползло наблюдение, что за всё время безумной езды я не встретил ни одной машины, только трактор, наверное, тарахтел за лесополосой. Ладно, заеду в деревню, попью водички из колодца, и жизнь снова наладится.

     Еду по центральной улице... Вроде, и люди ходят, и собаки бегают, даже свинья в крапиве хрюкает... Непонятно только, почему так тихо... Может, все от жары прячутся или, наоборот, принимают участие в борьбе за урожай на огородах и в поле... Вода замечательно освежила и натолкнула на идею резко сменить маршрут, свернуть в проулок... Отлично! Прокачусь по грунтовочке... Асфальт надоел и духота от него на солнцепёке нестерпимая... Отличный проулок - тенистый и прямой, как стрела, тропинка ровная и мягкая, спокойно мне, хорошо... Не спеша еду в окружении двухметровых зарослей крапивы, дорожка, вроде, хоженая. За крапивой заборов не видно - она сама живая изгородь... Такое впечатление, что её принудительно ровняли, любовно подстригали... Мне непонятно, если я видел людей, то почему не остановился и не поговорил? Ограничился колодцем... Не-е-ет... Если свинья хрюкала, то люди мне не привиделись! Это шаткое построение меня почему-то успокоило, и я продолжил разгонять свой аппарат по крапивному коридору, пока неожиданно не выскочил из него на небольшой пляжик деревенского пруда. Отлично! Можно немного охладиться, сделать очередную попытку определиться с дальнейшими действиями! Пока у меня это получается, как будто я продолжаю спать, словно нахожусь в лёгкой прострации. Кто-то меня старательно уводит с главной темы, вежливо направляет на этот вертлявый путь, подбрасывает идеи, которые не помогают выбраться, а заводят всё глубже - в самую тину...
 
     А вот, и она сама - тина, собственной персоной. Вода приятная, но заросшая, дно песчаное, удобное... Нырнул разок - хорошо! Главное - нельзя увлекаться! Солнце уже давно в зените, а я, если выражаться образно, в глубоком омуте непоняток. Быстро на берег и соображать! На противоположной стороне пруда я увидел широкую дорогу, по которой недавно прогрохотала телега, и пыль ещё не улеглась. Надо будет обойти пруд и по этой дороге выбраться... Выбраться куда? Конечно же, к людям! Непонятное стремление постоянно "выбираться" к людям и постоянно уклоняться от общения с ними преследует меня сегодня с самого утра. В любой другой день подобное меня бы насторожило, но почему-то не сегодня. Сказано - сделано. Я стою на деревенском тракте и вижу, как вдали по нему пылит, судя по всему, та сама телега. В погоню!

     Какая быстрая телега! Через километр отчаянной погони я выбился из сил, а она, как маячила на горизонте, так и продолжает там маячить... Что за чудо - кони впряжены в эту тачанку, что за удивительный возница помахивает вожжами!? Хрен с вами... Я остановился на пологом холме с широким обзором по всему горизонту. Отличная смотровая площадка! Пылящая телега пропала из поля моего зрения в ложбине, куда нырнула дорога. Это произошло километрах в двух на фоне чёрной полосы древнего леса, стеной стоящего справа от меня. Как говорится, утомлённое Солнце примерно в этом месте собиралось закатиться за эту полосу. Определившись со сторонами света, я понял, что мне придётся идти через дикое поле в сторону населённого пункта, блестевшим своими крышами. Всё! С этого момента мой велопробег закончился и начался пеший этап, не знаю, чего именно... Триатлона... А, что!? Формально сегодня я уже плавал... Блин, впереди виднеется речка... Надо срочно искать мост! С тяжёлым великом я точно не переплыву, если нет брода... Взвалил на плечи своего верного товарища - теперь моя очередь... До деревни было больше километра, но зато идти нужно под горку.

     Определённо, у меня сегодня необычный день! Я снова прошёл сквозь деревню из одного конца до самой реки и снова ни с кем не поговорил! Но на переживания по этому поводу и анализ глупого стечения обстоятельств у меня не было времени. Я быстро отыскал мост, перебрался на другой берег, вышел на перекрёсток грунтовых дорог и далеко впереди разглядел водонапорную башню села, из которого до нашей деревни было часа два ходу. Интересно, а за сколько часов я преодолею эту пашню с велосипедом на плечах, если поспешу напрямки к этому ориентиру? Через час ласковое Солнышко юркнет за лесок, и мой ориентир тоже может улизнуть. Надо спешить! И я молодым оленем поскакал по свежевспаханному полю...

     Башня стояла не в самом селе, а на отшибе и до точки уверенного старта моего завершающего этапа, чуть не сказал веломногодневки, надо пронзить село насквозь и выбраться на противоположные его окраины, с которых был виден наш бугор. Пронзил, выбрался и увидел такие знакомые огоньки. Закралась тревожная мысль о "тёплой" встрече дома. Но до этого волнительного момента нужно ещё дожить, в смысле, преодолеть трёхкилометровый изнурительный подъём по кочкам и не кошеному разнотравью. В наступившей темноте... Хорошо, что Луна яркая и небо полно звёзд. Нет... Мне сегодня определённо повезло с погодой! Можно пенять на судьбу - злодейку, собственное разгильдяйство, но на погоду сегодня грешить нельзя! Сегодня она играла в моей команде, выложилась образцово и вывела меня на завершающий рывок с минимальными потерями. Всё сложилось неплохо...

     Осталось только дотерпеть этот гадский "тягун" и спокойно завалиться спать... После обязательного разговора с родными на сон грядущий. Эх-х-х... Ничего, что стартовал я на двух колёсах, а финиширую на двух ногах. Главное, что и колёса, и ноги на месте, ну, и голова тоже тут, где-то рядом на тоненькой шейке болтается. Удачный выдался марафон! Занял весь световой день, но положительных эмоций - море. Ну, и в каком теперь месте находятся все эти накладки и нестыковки? Надо постараться открыть калитку без скрипа... Может, и сейчас повезёт...