МсСВУ. Интервью суворовца 1972-74 Потапова Е. Ч. 1

Евгений Потто
Ссылки:
- на ч.2 Учеба:
http://proza.ru/2020/07/08/86

- на ч.3 Разное:
http://proza.ru/2020/07/24/1098




____________________________



ВЕДУЩИЙ. Итак... Московское Суворовское военное училище.
Потапов Евгений Дмитриевич, суворовец 1972-74 годов.

Краткая справка. Суворовские военные училища созданы в конце войны для детей, оставшихся без родительского попечения. Первоначально в них учились по 7 и более лет ("семилетчики"), с середины 60-х - три ("трехлетчики"), с конца 60-х годов пошли "двухлетчики" (поступали после окончания восьмилетки и в редких случаях после 9 класса).
В ваше время, в 70-ые годы, в стране имелось десять подобных средних учебных заведений военного типа: 8 Суворовских училищ, 1 военно-музыкальное и 1 Нахимовское.
Надо отметить,  очень значительный учебный кластер.
В целом, Суворовские военные училища оказались  востребованным и важным заведением в СССР. Для многих тогдашних молодых людей Суворовское стало, как принято было говорить, путевкой в жизнь, первотолчком к осознанию себя как личности и настоящего человека, основой серьезной карьеры.
Московское Суворовское военное училище было создано изначально в Горьком в 1944 году, в 1956 перебазировалось в Москву. Всего по 1974 год было произведено 25 выпусков, т. е. ваш юбилейный. Правильно?
Суворовцами восхищались, многие школьники мечтали надеть форму с лампасами, как у генералов...
Если не возражаете, начнем с некоего итогового абриса вашей...

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Судьбы?!
Т. е. с того:
- как Суворовское училище счастливо отразилось на всей моей жизни?
- как я обрел надежных друзей на всю жизнь.
- как полезны оказались мудрые уроки моих первых наставников?
Или в традициях все того же медийного шаблона, с амбиционным самодовольством рассказать панегирик: какой неоценимый вклад внесли суворовские училища в воспитании гениев современного высшего военного командования?

ВЕДУЩИЙ. Иронизируете? Почему?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Навязчиво лезет в голову фраза Тютчева: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"

--- Расшифруйте

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Отмечу лишь утилитарную сторону проблемы. Ввиду обрушения в единичную жизнь человека моего времени сразу нескольких социальных эпох, радикальной перемены ориентиров и ценностей, невозможно  по мне и выпускникам СВУ одних со мной лет точно сказать, что лучше (для них и для страны): окончили они Суворовское училище, как это случилось в реальности, или занялись бы чем-то другим.
Высокий статус русского офицерства упрощался в отдельные периоды нашего времени настолько, что свое дело и свою должность ценили лишь за то,  что они давали возможность элементарно физически выжить. Армейская служба в этом плане - т. е. - пересидеть! что пересидеть? жизнь! - оказалась не самым плохим местом.
Оглянувшись назад и вспомнив себя вчерашнего, исполненного высоких надежд, понятий и стремлений,  невольно ахнешь: И всего-то?!

ВЕДУЩИЙ. Все же вы уклоняетесь от конкретного вопроса. Ничего из того, о чем пишут медиа и в чем клянутся на юбилеях выпускники не было? Ни обретения надежных друзей на долгие годы, ни мудрых уроков офицеров-наставников, ни зарождения на глазах товарищей замечательных военных талантов,  которые затем достигли высших военных чинов?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Я могу твердо утверждать лишь то, что сам наблюдал.  Друзей после Суворовского у меня не сохранилось. Это было невозможно сделать даже теоретически. В Харьковском училище Крылова я был единственный "кадетом" (т. е. бывшим суворовцем) на все пять факультетов, которые дислоцировались в казарменном городке; на двух курсах старше, что жили в общежитиях, был еще один кадет, но не из Московского училища, мы с ним здоровались и не больше.Меня все называли кадетом, я был известен под этим омонимом чуть ли не всему училищу, и это единственное, что я мог сделать в память о времени, товарищах и традициях СВУ. Выдающихся военных тактиков и стратегов среди своих сокурсников-суворовцев я не разглядел, тем более, что со строевой подготовкой (хит МсСВУ! (1)) дела в училище обстояли гораздо лучше, чем с чтением карт, разработкой задач по наступлению и обороне, детальным лабораторным разбором военных операций и т. п. О выпускниках,  ставших крупными военными или государственными деятелями отцы-наставники сообщали нам туманно: что их много, и все. Назвать конкретно затруднялись. В книжке "Мы - суворовцы", розданной нам на втором курсе, где на обложке цветная фотография нашего взвода в равнении на право (2), сообщается о выдающихся служебных успехах старших лейтенантов,  капитанов, майоров, т. е. чинов, которые по определению не могут приниматься суворовцами (ортодоксальными карьеристами!) всерьез.
Имена выпускников МсСВУ, содеявших большие дела  или отличившихся безусловно выдающимися карьерами стали известны много позже: министр Игорь Иванов, музыкант Стас Намин, военно-промышленный государственный деятель Николай Волобуев, (3).
Красивые слова на торжествах - это одно, а жизнь - другое.
Впрочем, вполне допускаю, что у других  по этой части гораздо лучше

ВЕДУЩИЙ. Когда я начинал беседу, я имел в виду не тот итог, к которому вы меня развернули.
Итак, начнем с итогового абриса вашей учебы. Вот вы закончили, как надлежало, Московское Суворовское военное училище. Проучившись два года.  Так? Вы прошли все школьные и дополнительные военные дисциплины. Учебный лагерь у вас был на территории полигона знаменитой Таманской дивизии. Ваш учебный процесс и особенности дисциплин военного раздела равнялся на знаменитое Московское ВОКУ (4). Ваш выпуск участвовал в сто первом параде на Красной площади. Занятия по астрономии проводились в Московском планетарии. Лекции по эстетике сопровождались посещением театров и экскурсиями в знаменитые музеи. На кинолектории и на творческие встречи в училище приезжали известные артисты кино, театра и эстрады,  с ними можно было запросто общаться.  Вас постоянно отправляли на различные государственные и городские мероприятия. И много чего еще.
==============================================
  (1) Без иронии. Ходили торжественными маршами всех видов шикарно.
  (2) Военное издательство, 1974. На фотографии на обложке:. первая шеренга (слева-направо): Е. Потапов, А. Егоров; вторая шеренга: С. Моченов, В. Матиенко, А. Кузнецов, В. Малышев; в третьей шеренге: В. Чалый, Ю. Спиридонов, С. Зиминов, С. Котельников и, вероятно, П. Мокшанцев; в четвертой шеренге: С. Соболев, В. Дмитриев, С. Алексашин
  (3) Игорь Иванов, выпускник 1963, Министр иностранных дел 1998-2004, Секретарь Совета Безопасности России 2004-2007;  Стас Намин, выпускник 1969, организатор и лидер знаменитого ансамбля "Цветы"; Николай Волобуев, выпускник 1970, заместитель Генерального директора госкорпорации "Ростех", генерал-полковник
  (4) ВВОКУ -высшее военное общевойсковое командное училище
===============================================


Какие преимущества вы получили для дальнейшей военной карьеры. Может быть, училище или военное сообщество суворовцев брало на себя какое-то обязательство способствовать вашему профессиональному совершенствованию и продвижению - на сколько мне известно, так обстояло дело в некоторых элитных императорских военных училищах.  Какой диплом вам выдали? Какое денежное и имущественное обеспечение?
Вам выписали направление в какой-то военкомат или иное учреждение? Куда вы направились сразу после выпуска?
Естественно - душевный подъем...

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Настроение, конечно, взбудораженное. Радость завершения важного жизненного этапа и грусть расставания с привычным окружением и порядком. А по разлету амбиций: ощущение такое, будто уже стал генералом. Диплом не выдавали. Простой школьный аттестат, где вместо директора  школы и зам. директора по учебной работе расписались начальник училища и зам. начальника училища по учебной работе (5). В справке, являющейся условным приложением к аттестату, были дополнительно записаны "этика", "эстетика", "огневая подготовка", "тактика", "строевая подготовка", плюс перечислены спортивные разряды (6).
Поехали домой, в отпуск. Большинству надлежало к началу августа 1974 явиться в военные училища, в которые они были распределены согласно собственным заявлениям, рекомендациям офицеров-воспитателей и разнарядки, спущенной на училище из министерства.
После основных выпускных торжеств (общих построений, поздравлений министерского и местного начальства, шефов, вручения аттестатов, прохождения торжественным маршем, праздничного обеда в училищной столовой вместе с родителями) переодели в курсантскую форму пехотного военного училища (т. е. с красными погонами, петлицами, красным околышем фуражки), выдали проездные билеты до места отпуска и оттуда до военного училища. Деньги суворовцам не полагались. Трудно представляю себе, как действительные сироты (для кого суворовские училища изначально создавались) обходились совсем без денег в поездках через полстраны (7).
По приезду домой сразу встал на учет в райвоенкомате (печать о прибытии на отпускном свидетельстве). Явился туда аккуратно постриженным, чистеньким, отутюженным. Видно было, что военком залюбовался своей будущей сменой. Суворовцы выглядели хорошо и в курсантской, и особенно в своей фирменной суворовской форме. Этому по традиции они уделяли даже не большое,а огромное внимание. По окончании отпуска таким же порядком снялся с учета (печать о выбытии).
Отпуск проводил у родителей, в поселке Тереховое, Михайловского района, Рязанской области, где проживал по восьмой класс включительно, обучаясь сначала в местной начальной школе (1-4 классы), затем в средней школе в соседнем поселке.
Отпуск оказался коротким, около десяти дней. К 8 июля (8) отправился в Харьковское высшее военное командное училище им. Маршала Н.И. Крылова, одно из трех ведущих учебных заведений по ракетным войскам стратегического назначения и ГУКОСУ (9). Училище считалось инженерным, с пятилетним сроком обучения, поэтому мне предстояло сдавать вступительные экзамены наряду с прочими претендентами.
==============================================
(5) Слова "Директор школы" и (Зам.) "директора школы" в стандартном бланке зачеркнуты и сверху черными чернилами написано соответственно "Начальник училища генерал-майор" и "начальника училища полковник". Подписи поставили: Киволя (нач. училища), Жданов (зам. по учебной части), Самсонов (зав. кафедрой русского языка и литературы), Г-й (заведующий кафедрой физики) и Евдокимов (не помню, чем он заведовал - возможно, кафедрой химии и биологии)
(6) Цитирую по памяти.
(7) Даже с проездными билетами происходили недоразумения: по каким-нибудь причинам в кассе вокзала их отказывались принимать - и суворовец оказывался в ситуации либо купить билет за свои деньги, либо... идти "сдаваться" в милицию или комендатуру, которые этапируют в установленном порядке. У меня сохранились два проездные талона, которые в кассе не приняли. Они выписаны не по типовому направлению, по которому ходят поезда, а через кратчайшую узловую станцию, до которой нет поездов ни от станции начального следования, ни от конечного пункта. Пришлось ехать за свой счет по доступному и общепринятому маршруту.
(8) Сохранилось предписание, вернее, отпускной билет, с указанием мест, сроков и номеров проездных документов..
(9) ГУКОС - Главное управление космических систем
==============================================


ВЕДУЩИЙ. В традиционных военных училищах, пехотных, артиллерийских, танковых, летных  срок обучения составлял 3-4 года. Туда суворовцев принимали без экзаменов. А что было с теми, которые проваливались на экзаменах в инженерные и иные пятилетние училища.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
В высших военных училищах, общевойсковых, т. е. пехотных, и других вами перечисленных, срок обучения был 4 года. В средние военные училища суворовцев не направляли. Суворовец, который проваливался на экзамене в инженерное военное училище или академию, направлялся назад в СВУ, где ему давали новое направление, но уже в 4-х летнее военное училище. В МсСВУ такой резерв составляли высшие общевойсковые и танковые училища, расположенные на Кавказе и в Средней Азии.

ВЕДУЩИЙ. Вы упомянули академии?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Некоторым, в основном отрокам с хорошей успеваемостью, подкрепленной связями, выдавалось разрешение на поступление в академию им. Дзержинского (ракетных войск и ГУКОСА), в Ленинградскую академию (военный институт) им. Можайского (в которой, как в политехнических институтах, было понапичкано всего, от управления космическими объектами до коммунального строительства) и, видимо, в академию тыла, военно-медицинскую и в академию химзащиты (10). Три последние не были у нас популярны (11).
==============================================
(10) Из нашего 3 взвода в академию поступил один чел, сын первого секретаря Чеховского райкома (или горкома) партии. И еще парень из 2 взвода, сын преподавателя дзержинки (полковника). Других не помню. Я по оценкам и иным заслугам имел право просить направления в академию, но, вбросив единожды пробный камень (о том, в какое военное учебное заведение мы желаем получить направление после окончания СВУ, мы писали рапорта ежемесячно на протяжении всего второго курса), решил не настаивать. Андрей Мохунь, будущий известный командир-десантник  второй Чеченской войны, посоветовал мне пойти в харьковское пятилетное ракетное инженерное училище, имеющее приблизительно тот же статус, что и дзержинка, при явно большем количестве личной свободы.
(11) Когда учились на первом курсе, пару раз заходили курсанты из академии химзащиты. Позже об этой академии у нас не было слышно.
==============================================


ВЕДУЩИЙ. Теперь обратимся к самому началу. Откуда взялась у вас мысль поступить в Московское суворовское училище? Были увлечены военной романтикой?  Манила столица? Мечтали скоро стать генералом? Вы же не являлись сиротой

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Отец агитировал - ему, рядовому человеку российских низов (механику МТС, потом железнодорожному станционному составителю), хотелось, чтобы я стал хоть каким-нибудь начальником. Мне это не очень импонировало, тем более, что я уже два года успешно учился в Заочной математической школе МГУ, успешно выступал на региональных олимпиадах, причем были основания полагать, что, по крайней мере, через год, освоив методики рационального решения задач, начну занимать первые места.
Знающие люди в военкомате посоветовали: ты же из глуши, попробуй, расширишь свой кругозор и географию; в суворовское отбирают, как в отряд космонавтов - сначала разные комиссии и собеседования в Рязани - там поживешь, город посмотришь, потом - предпоследний этап отбора в Калинине или штабе Московского военного округа - туда съездишь, потом экзамены в самом училище; из нашего района посылаются ежегодно два-три лучших кандидата, но за многие годы ни один не поступил, и ты, заранее будь готов, что тоже не поступишь.
Когда проходили медкомиссию и собеседования в Рязани, говорили, что претендовать можем только на Калининское суворовское и что оно лучшее в Союзе.
Проходивших медкомиссию в Рязани было очень много. По меньшей мере, человек сто пятьдесят (в дневнике того времени я записал: триста). Из этого числа в МсСВУ поступило три человека. В Калининское в том году, видимо, не направляли, хотя и туда могли попасть два-три человека.
Отец привез меня на КПП МсСВУ, передал меня и справку военкомата о прохождении мной всех предварительных этапов дежурному прапорщику, попросил его, чтобы он посодействовал моему поступлению, прапорщик сказал: что для таких хороших людей, как мой отец и я, сделает все возможное. Я не помню этого прапорщика, более того, этот институт тогда только вводился, сверхсрочники носили погоны старшин и сержантов, и прапорщики со звездами были редки. По семейной легенде это очень способствовало моему поступлению.
Я закончил восьмой класс, как, впрочем, и все предыдущие, круглым отличником. По положению отличники зачислялись без экзаменов. Но нам объяснили, что Московское училище - это особый случай, и отличники должны сдать два экзамена, письменные математику и русский язык. Сейчас мне кажется,  что этого добились московские штабные функционеры, чтобы иметь возможность за счет добытых таким образом вакансий пристраивать своих бестолковых детей и родственников. После немедленно и в быстром темпе произведенных экзаменов (12) результаты не вывесили и не объявили, а присмиревших отличников стали поодиночке вызывать на так называемую мандатную комиссию. Объявляли примерно так: у вас "два" и "кол" - вы отчисляетесь, поймите нас; у вас "три" и "двойка" - принимаетесь условно; "четверка" и "кол" - тоже условно. Мне объявили "четыре" по математике и "три" по русскому - один из самых высоких результатов - принимаюсь без претензий и ограничений. Я сказал, что сомневаюсь в оценках, и попросил показать мои работы. Подполковник отвел меня в сторону, повторил, что я принят без ограничений, и что если я не изменю свой характер, мне трудно придется на военной службе.
Отличников было много, отчислили тоже довольно много: из 6-8 человек, с которыми я успел более и менее сдружиться, отчислили четырех и одного оставили условно. Двоих из отчисленных мне было очень жалко, во-первых, они как-то особо трепетно мечтали о военной профессии, во-вторых, происходили из совсем простых очень небогатых семей - если б в моей воле, я уступил бы им свое место. Отсев на предварительных стадиях оказался такой сильный (в первую очередь отчисляли по оценкам в свидетельстве об окончании 8 классов), что прошли одни отличники, льготники-сироты и лица со связями; в нашем 3 взводе 2 роты бывших отличников оказалось около половины.

ВЕДУЩИЙ. Что за контингент собрался в коммуникативно-психологическом плане? Что бросилось сразу в глаза?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Перед экзаменами обстановка напоминала мне общение приехавших на областную или межрегиональную олимпиаду. Все очень корректны. Кто-то охотно делает выкладки на доске, объясняет. Его внимательно слушают.
После мандатной комиссии и формирования учебных взводов,  посадили по тридцать человек в класс, за каждым закрепили стол и стул. Стулья тут же подписали.  Офицер-воспитатель, сорокапятилетний майор Звягин, прочитал всех по списку, поднял и оглядел и велел сидеть и учить статьи устава внутренней службы.
Сразу выяснились неприятные свойства некоторых товарищей. Они до этого либо учились очень мало, либо не учились совсем (13), поэтому не были склонны к умственному сосредоточению. Они болтали, шутили, бесконца бегали к двери, выглядывая, нельзя ли выйти из класса. Вопреки устоявшемуся мнению, что многие люди все хватают на лету и не нуждаются в кропотливом учении, эти ребята впоследствии учились гораздо хуже тихих и усидчивых.

ВЕДУЩИЙ. Дальше что? Начались занятия, как в школе?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Нет. Сначала майор Звягин, произвел опрос знания наизусть статей устава, поставил восемь двоек и предупредил о возможности отчисления. Последнее показалось вполне реальным, так как военной формы мы еще не получили.
Форму, однако, выдали, как и всем другим взводам, без оговорок и задержек. И какое-то время проходили ускоренную военную подготовку наподобие армейского "Курса молодого бойца". Ходили строем в колонну по три, пели строевые песни, тренировали разные заходы и повороты, отдавали строем честь начальнику. Командовали нами строгие и по-армейски выразительные (14) сержанты срочной службы, специально присланные из боевых общевойсковых полков. Наряды вне очереди сыпались, как из рога изобилия.
==============================================
(12) Не дали время на проверку, уточнения - сразу собрали листы
(13) Как это получалось - неизвестно. Во всяком случае, сами они хранили тайну. Позже, во время учебы в ХВВКУ, таких обнаружилось еще больше.
(14) Сержант Базаев: "Вы, суворовец Спиридонов, если будете бесконца возвращаться  то за одним, то за другим, так и останетесь неумыват".
==============================================


--- Как офицеры и сержанты к вам обращались? Как вы обращались друг к другу в официальном порядке?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Офицеры и сержанты обращались к суворовцам на "вы", употребляя наряду с фамилией присловье-звание "суворовец", а когда некоторым (в частности, мне) были присвоены повышенные звания "вице-сержант" или "старший вице-сержант", то присловьем стало это новое звание.
"Суворовец Иванов" - "Я" - "Выйти из стоя на три шага" - "Есть" и т. п.
"Вице-сержант Петров" - "Я" - "Постройте свое отделение и отправляйтесь на уборку листьев. Инвентарь получите у старшины" - "Есть" и т. п.
Друг к другу в неофициальной обстановке обращались по фамилии, имени или прозвищу, в официальной - по званию и фамилии.

ВЕДУЩИЙ. Ну, вот помаршировали, попели строевые песни, сходили на уборку территории - что потом?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Пока основные учебные занятия не начались, майор Звягин проводил занятия по Уставу внутренней службы, Дисциплинарному уставу и Правилам поведения суворовцев. Он диктовал, мы писали. Никаких расширенных комментариев и лирических отступлений - строго и хмуро. Некоторые дисциплинарные проступки можно было предупредить, сообщив заранее о подобных случаях в прошлых выпусках (и чем это закончилось). Но, создается впечатление, что подчас не предупреждали с умыслом: пусть человек, имеющий дурные наклонности, проявит их с полной очевидностью.
Дополнительно, всем взводом, или по отделениям,  или индивидуально, занимались строевой подготовкой. Постепенно втягивались в программу усиленной физической подготовки. Болтались на турнике, отжимались, носили друг друга на закорках.  Под окнами казармы сновали поезда метро (наземный промежуток между станциями Фили и Багратионовская), вдоль забора путей простирался наш военно-спортивный городок, на который разрешалось ходить почти что во всякое время, но туда без понуждения никто не ходил, кроме накачанного  и спортивного старшего сержанта Терехова.
Самое большое желание было уединиться втроем-впятером в спальне, на стульях в конце прохода и полушепотом делиться общими впечатлениями, обидами на строгих сержантов, слушать рассказы знатоков о внутриучилищных и городских  проделках суворовцев прошлых выпусков, а также об особом прохождении суворовцами службы в каком-нибудь знаменитом  ВОКУ (восхищаясь лихостью и находчивостью предшественников и снисходительностью к ним начальников), обязательно обсуждались вопросы военной карьеры, но знатоков тут было мало, ну и конечно, присутствовали рассказы о девушках, осаждающих КПП военных училищ и оставляющих на стене записи "умрем под забором, но станем лейтенантскими женами". Туманности карьеры меня расстраивали. По мне всегда было лучше иметь четкий план и гарантии, чем высиживать милости неизвестно у кого и почему. Напиши мне, что и когда выполнить: если это и это - получишь звание полковника, сумеешь добиться таких-то показателей - станешь генералом, а таких-то - министром и т. п. - исполню на высшем уровне. Все эти эфемерные требования быть скромным, уметь подчиняться любому назначенному начальнику - для тех, кто ничего не желает (а часто и не умеет или, хуже того, никогда не будет уметь) делать, для него, главное,  не заслужить ранг и почет, а высидеть, выклянчить, выкупить. Такие рассуждения лезли в голову уже тогда, пятнадцатилетнему, но всерьез помыслить о подаче рапорта об отчислении я боялся: возвращаться в реалии прежней школы и комсомольской стройки, с хулиганьем, зоной, нравственным и культурным одиночеством казалось и нерационально, и стыдно. В целом же настроение держалось на уровне уверенного оптимизма, и ничто не могло его серьезно поколебать.

ВЕДУЩИЙ. Обычно в такие моменты рождаются концепции всей жизни

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Не рождались. Во-первых, еще не тот возраст, во-вторых, невнятные, деградирующие политические режимы у многих нравственных, прямых, квалифицированных и трудолюбивых людей, настроенных на служение Отечеству, меняли взгляды на противоположные. Кстати, вот для чего нельзя давать засиживаться на высших государственных должностях: это вызывает деградацию общества и катастрофическое уменьшение числа хороших людей

ВЕДУЩИЙ. Наверно, в тот момент определялись природные вожаки? Выявлялись интересные яркие личности, которым хотелось подражать?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Вожаки выделялись, но какого-то криминального толка. Ротное начальство их быстро выявило и отчислило. В этой части, и наш майор Звягин, и ротный командир майор Ежков оказались на высоте. Остальные в вожаки не лезли, да и трудно без принуждения, угроз и нечестных манипуляций утвердиться вожаком среди людей, которые прошли такой же мощный отбор, как и ты. Ярких и красивых людей, которым хотелось подражать, тоже не было. Хотя чем-либо выделяющиеся люди имелись: призер союза по бальным танцам, кандидат в мастера спорта по плаванью, четверо длительное время жили за границей. Я тоже выделялся, ибо в свои предыдущие поездки в Москву (с родителями, на олимпиады, в пионерский лагерь) исхитрился просмотреть значительную часть репертуара старейших московских театров, имел по вопросу большую начитку и легко манипулировал фамилиями и постановочными терминами, вызывая ироническое уважение.

ВЕДУЩИЙ. А из старшекурсников?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Жизнь в училище организована была так, что первый и второй курс нигде не пересекались. Сойтись и перемешаться могли только в каком-то исключительном случае или по недоразумению. Причиной этого являлась патологическая слепая дедовщина. В отличие от армии она выражалась сравнительно безобидными проявлениями. Первокурсника, оказавшегося среди второкурсников, ставили по стойке смирно, отчитывали и грубо выталкивали  вон, кто похулиганистей пихал его вслед кулаком в бок или "давал пиявку" (быстрый щелчок-шпалу), а особо важные и солидные сопровождали "провинившегося" еще несколько шагов и делали обидные внушения о бесчестии и неправильном поведении.
Стариков (дедов), правда, не очень боялись. Первокурсник теоретически мог поколотить любого обидчика-второкурсника, если хватит сил. Но второкурсники были тренированней и сильней. За выявленную неуставщину наказывали жестко - сразу отчисляли. У меня со стариками было одно столкновение: я забыл в бане свой ремень и зашел туда, когда там мылись второкурсники, меня сначала не распознали, я остановился поговорить со знакомым, не обращая внимания, что несколько человек на меня косятся - вдруг произошел взрыв, человек пять схватили меня под руки и грубо потащили к выходу, в меня кидали полотенцами, мылом, мочалками, и, помню, симпатичный парень, злобно выкрикнул мне в лицо, как я посмел смотреть, как моются старшие.

ВЕДУЩИЙ. Завершая наше несколько сумбурное введение, прошу еще рассказать о месте и времени: где располагалось тогда МсСВУ, как был устроен военный городок, какой период переживало училище в своем развитии

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
"Настоящее" Московское суворовское военной училище находилось возле метро "Фили", на углу улиц Большая Филевская и Новозаводская, кпп училища выходило прямо на знаменитую Филевскую церковь (правильное название: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях). Городок вдоль улиц был огорожен старинным чугунным забором; состоял из расположенного посередине большого старого пятиэтажного (красного или темно-коричневого цвета) корпуса, который занимали штаб, клуб, библиотека, этажи учебных кафедр, имеющих лаборатории, за его левым крылом (где котельная с высокой трубой) находились казармы (спальни и классы самоподготовки) 4 -6 рот ( в 72-73 - это были роты второго курса, в 73-74 - первого); перед главным корпусом простирался большой строевой плац, на противоположной стороне которого стоял трехэтажный кирпичный корпус  казарм 1 и 2 рот, и одноэтажная столовая; казарма 3 роты располагалась в глубине городка, вдоль забора детских аттракционов Филевского парка, перпендикулярно линиям главного корпуса и казармы 1 и 2 рот, там же находилась санчасть. В разных местах  разбросаны были дополнительные корпуса и мелкие строения: спортзал - за главным корпусом, лыжная база - за столовой, уже упомянутые котельная и спортивный городок с полосой препятствий, и пр.
По плацу разрешалось ходить только строем и строевым шагом, одиночкам разрешалось пересекать плац в исключительном случае, с краю и бегом. Кроме служебных и учебных перемещений строем в другие корпуса, посещения столовой (тоже строем), перехода по казарме со спального  этажа на этаж учебных классов и наоборот, посещения спортивной площадки - ходить было некуда. Всем: Эйкуменой, Родиной, крышей, опорой под ногами и в жизни, личным клочком пространства, голгофой - служила казарма.
Училище еще процветало, считалось престижным служить и работать в нем, мнение в кабинетах ГЛАВПУРА (15) и управлений по учебным заведениям МО однозначно утверждало, что суворовские училища - важнейшее звено в воспитании офицерских кадров и высшего генералитета.
==============================================
(15) Главного Политического Управления Армии
==============================================








Достаточно!
<далее пойдут часть 2 и 3: собственно учебный процесс, с аудиторными занятиями, парадной подготовкой, стрельбищами и лагерями; плюс представительская функция суворовца и Москва в жизни и формировании личности>





Ссылки на ч.2 Учеба и ч.3 Разное:

http://proza.ru/2020/07/08/86

http://proza.ru/2020/07/24/1098

__________________________________