Выбор. Глава 20

Виктор Фирсов
2019
Теплым осенним вечером на берегу озера в глубоких шезлонгах сидели двое. Тишину нарушали всплески воды от резвящихся рыбок и спокойная мелодия, льющаяся из маленького приемника, который держала в своих руках женщина.
- Марин, сейчас время новостей, давай послушаем, что там в мире происходит.
- Вадим, ну тебе же врачи строго-настрого запретили слушать всякие новости и смотреть эти дурацкие политические шоу. Тебе нужен покой. Сиди вот и наслаждайся природой, тишиной и хорошей музыкой.
- Ну, Мариночка, что ж ты меня в овощ превращаешь. Давай хоть парочку минут послушаем.
- Ладно, что с тобой поделаешь.
Радио вещало: «В Париже продолжаются стычки «желтых жилетов» с полицией. Арестовано еще восемь протестантов. На Америку надвигается мощный тайфун. Тысячи жителей Флориды эвакуированы в безопасные места. Несмотря на объявленное прекращение огня, новому обстрелу подверглись Горловка и Донецк. Убито двое мирных жителей, шестеро ранено. Верховный суд Франция принял-таки решение об экстрадиции в Россию известного петербургского предпринимателя Павла Егорова, приговоренного заочно к тюремному заключению за хищение шести миллиардов рублей. Во Владивостоке открылся Восточный экономический форум. В первый день с яркой речью на нем выступил известный представитель крупного российского бизнеса Евгений Николаевич Кротов. Новые кадровые перемещения произошли в правоохранительных органах России. Указом Президента освобожден от должности и уволен из ФСБ генерал-полковник Говоров. Высокое назначение в Правительстве России получил бывший высокопоставленный работник Администрации Президента Юрий Германович…». Марина выключила приемник. Она увидела, как у Вадима заиграли желваки на лице, как он сжал кулаки и тихо замычал.
- Ну вот, я же говорила… Все, больше меня не проси об этом. Не хватало еще опять «Скорую» вызывать. Давай я тебе лучше стихи почитаю.

«Два ангела — безгрешие и грех.
Два мира, две дороги, два финала.
Кому-то процветание, успех…
Кому-то грабли, шишки, да фингалы.
Один из них белее чистоты,
Другой чернее самой черной ночи.
А ты один на жизненном пути,
И выбор ТВОЙ — идешь, куда захочешь.
Со светлым ангелом, тернистый, знаешь, путь
И не всегда есть силы не сломиться.
А с темным, ты, о совести забудь,
И сделав зло, ты будешь улыбаться.
Два ангела — а выбор только твой.
А жизнь одна, никто ведь не подскажет.

И выбор твой окажется судьбой…
И тропкой пред тобою тихо ляжет…»(1).

- И выбор твой окажется судьбой, - повторил задумчиво Вадим. – Как ты думаешь, Марина, наша с тобой встреча - это случайность?
- Нет, Вадик, это судьба, промысел Божий. И ты, да и я тоже немало настрадались в этой жизни. И то, что мы разглядели в массе людей друг друга и сделали свой выбор, - это награда за то, что мы выстояли, не сломались. Светлый ангел соединил наши пути, подарил нам счастье быть вместе, вместе радоваться жизни и вместе преодолевать трудности. Это, Вадик, судьба, счастливая для нас судьба, которая предопределена твоим и моим выбором.
Вадим потянулся к Марине и крепко поцеловал.
- Мариш, я вот что подумал, теплые деньки убегают, а мы так давно не встречались с нашими друзьями. Давай пригласим к нам за город Вольфа с Мартой и Петра с Сабиной.
- Ну конечно Вадим. Пусть приезжают, я всё приготовлю, как обычно. Посидим у костра, поговорим, песни попоём. С выбором друзей нам тоже очень повезло, они такие замечательные, искренние, открытые, надежные. Общаясь с ними, отдыхаешь душой и в то же время обогащаешься новыми знаниями, новыми впечатлениями. Ты когда хочешь?
- Да давай в следующие выходные. Я сейчас позвоню Адольфу, он у нас человек занятой, так что надо разузнать о его планах. А Петро с Сабиной подскочат в любое время, ты ж знаешь, Петр только что уволился и теперь свободен, аки птица в небесах.

Солнце медленно опускалось за горизонт. Наблюдая за его движением, Вадим подумал, вот и жизнь, завершая круг, также катится к последней черте, за которой темнота. Как она прожита? Была ли хоть какая-то польза от твоего пребывания здесь на этой земле? 
На его плечо опустилась чья-то рука.
- О чем задумался, дружище?
- Знаешь, Вольф, хочу понять, в чем был смысл моей жизни? Ну вот, прокоптил я небо семьдесят с лишним лет, и что? Кому от этого какой толк? Кто, кроме Марины, Иришки и близких друзей вспомнит обо мне? Я, как и все мы, такие песчинки в этом мире и не дано нам понять, каково же наше предназначение? Для чего мы сюда пришли? Какова наша миссия? По нашей ли воле жизнь сложилась так, а не как-то иначе? Мы сами выбирали путь в той или иной ситуации, или кто-то руководил нашим выбором?
- Ого, какие, однако, мысли тебя посетили после таких веселых посиделок с друзьями. Это что же, наше общение навело тебя на эти размышления? Так мы вроде в философские дебри не погружались.
- Да нет, Вольф, вы тут ни при чём. Просто я вот посмотрел, как солнце падает за горизонт, и невольно сравнил его орбиту с круговоротом нашей жизни. И если солнце снова взойдет и будет так же светить, то мы уйдем в небытие навсегда. Что останется после нас? Сумели ли мы подарить этому миру хоть малую частицу света, или прошли по жизни с погасшей свечой? Оставили добрый след, или банально наследили?
- Ты ждешь от меня ответа? Знаешь, Вадим, миллионы людей, из тех, конечно, кто способен думать, задавали себе те же вопросы. Но я не знаю ни одного мудреца, который дал бы на них простой и понятный ответ. Хотя в литературе можно найти множество высказываний на эту тему, тысячи вариантов. Мне, например, нравятся слова Ошо: «Смыслом жизни является любовь». А почему нет? Разве не Марина, не взаимная ваша любовь вернула тебя к жизни после всего того, что с тобой стряслось?  А посмотри на Петра с Сабиной? Любовь так и светиться в их глазах, когда они смотрят друг на друга. И у меня, Вадим, смысл всей моей жизни в моей Марте, в моих детях и внуках. Вот ради чего надо жить!
К ним подошли другие участники вечеринки.
- О чем беседуем? – спросила Сабина, - с нами не поделитесь?
- Да вот говорим о том, для чего человек живет и что ему нужно в этой жизни.
- Ну и что же надо человеку?
- А я вот отвечу словами вашего замечательного поэта Наума Коржавина. И Адольф продекламировал:

«В наши трудные времена
Человеку нужна жена,
Нерушимый уютный дом,
Чтоб от грязи укрыться в нем.
Прочный труд и зеленый сад,
И детей доверчивый взгляд,
Вера робкая в их пути
И душа, чтоб в нее уйти.

В наши подлые времена
Человеку совесть нужна,
Мысли те, что в делах ни к чему,
Друг, чтоб их доверять ему.
Чтоб в неделю хоть час один
Быть свободным и молодым.
Солнце, воздух, вода, еда -
Все, что нужно всем и всегда.

И тогда уже может он
Дожидаться иных времен»(2)

- Да, - вздохнула Марина, - без солнца, воздуха, воды и еды не прожить, это точно. Но вот без совести - жизнь грешна, а без любимого человека, без детей и друзей – пуста и никчемна. Разве не так? Ладно, пойдемте в дом. Я камин растопила, посидим еще, чайку попьем.

По дороге Вадим взял под локоть Петра.
- Ты об отставке Говорова знаешь?
- Ну, конечно, я же служил под его началом.  Сегодня я уже могу сказать тебе, что наша с тобой встреча там, на Подмосковном аэродроме, была не случайна. Всё это было предусмотрено планом операции, которую разработал Максим Викторович. Высококлассным он был профессионалом. И мужиком отличным, честным, принципиальным, справедливым.  Я  когда узнал об интригах вокруг него,  сразу понял, что добром это не кончится. Посоветовался с ним и подал рапорт на увольнение. Как там у Коржавина: «В наши подлые времена человеку совесть нужна». Но сейчас…, - Петр горько вздохнул, - ну ты понимаешь. Ни Говоров, ни такие, как он, сегодня не ко двору. Сейчас в цене личная преданность, умение предугадать желание руководства и бездумно выполнять его волю.
- Генерала ты хоть успел получить?
- Получил. Незадолго перед тем, как подал рапорт.
- Ну вот, а мы это событие и не отмечали ещё. Пошли, восполним этот пробел.

В доме вновь вспыхнула дискуссия о смысле жизни. Но её умело погасила Мария, в памяти которой был целый кладезь стихов на любой случай. На этот раз она вдохновенно прочитала стихотворение Вячеслава Зайцева, в котором спорящие услышали ответ на интересующий всех вопрос:

«Чем больше думаю о смысле жизни я,
Тем дальше в дебри эта тайна улетает.
Кому - богатство, власть, кому - любовь, семья,
Кто пьёт, кто верит - смыслы разные бывают.
И каждый прав. Виновных незачем искать,
Ведь каждый век свой, как умеет, проживает.
И только тот о смысле жизни может знать,
Кто эти жизни нам даёт и забирает…»(3)



Вадим тихо повторил:
«И только тот о смысле жизни может знать,
Кто эти жизни нам даёт и забирает…».












(1). Людмила Щерблюк. «Два ангела – безгрешие и грех» (https://www.inpearls.ru/584484)
(2). Наум Коржавин. «В наши трудные времена» (https://rupoem.ru/korzhavin/v-nashi-trudnye.aspx)
(3). Вячеслав Зайцев. «Чем больше думаю о смысле жизни я»