Потерпи Масалаткин

Вера Козубская
   Я уже не помню фамилии своего героя. Встречались мы с ним лет 40 назад или около того. А ему тогда было хорошо за 70. А вот рассказ его об одном из фронтовых эпизодов запомнила на всю жизнь. Уж очень точно он характеризует нашего солдата. И возможно объясняет, почему мы не смотря ни на что, победили сильную немецкую армию, которой помогала вся Европа.

   Он был связистом. Ждали наступления немцев и он с товарищем – молодым пацаном тянул связь из штаба дивизии в какую-то часть через лесок. Лесок был не густой, но всё же от посторонних глаз скрывал. Спешили, так как дорога была каждая минута. Но не успели, немец налетел неожиданно, словно ждал от этого леска какого-то подвоха. Мой герой (назовём его Иван) принял решение отступить к опушке леса и затаиться в кустарнике. Он был опытным бойцом, на войне с первых дней. А его напарник Масалаткин ( фамилия подлинная) боя настоящего не нюхал, поднимался, вместо того чтобы ползти, реагировал на взрывы.

   И вдруг Иван услышал позади себя: - дядя Ваня, меня кажется убили…
Он оглянулся - напарник скрючившись лежал около небольшого пенька. Вернулся и увидел на боку у парня рваную рану. Кое как перетянул рану бинтом из санпакета– рассматривать и изучать её было некогда.

  -Ну что ж Масалаткин, поползём теперь рядышком, держись за меня. Нам бы только через это поле перелезть. Хватайся за стерню, помогай мне. Сволочи всю нашу работу на нет свели.

  -Брось меня дядя Ваня, я всё равно помру – едва прошептал раненый. – А ты может подлатаешь, как улетят.

   -Ишь чего удумал, мы ещё на твоей свадьбе погуляем, - попытался успокоить бывалый солдат своего товарища. – А латать там уже нечего, да и ни к чему.-      Но парень только застонал в ответ.
И они поползли к небольшому овражку, в котором можно было спрятаться и переждать налёт. Но в какой-то момент Иван почувствовал, что его напарник сам ползти не может. И он взвалил его на себя и придерживая одной рукой, а другой хватаясь за стерню (он так и не вспомнил весна это была или осень) продолжил путь..
-Потерпи Масалаткин, потерпи милок, немного уже осталось.- Но в ответ не услышал ничего. -Устал видимо, сил нет отвечать, ну да ладно.

    Когда они сползли в овраг и Иван осторожно свалил с себя свою ношу, он увидел, что Масалаткин мёртв. Когда он умер? Может Иван полпути тащил на себе бездыханный труп? Но раздумывать над этим и горевать было некогда. Он сапёрной лопаткой, которая всегда была при связисте,  кое-как вырыл яму, уложил в неё своего молодого товарища,  приговаривая: - Вот похороню тебя честь по чести, парень, и вернусь. Там и катушка осталась, да и немец улетел, а на земле  с ним и потягаться можно. После этого он поднялся, чтобы сказать несколько   торжественных слов стоя.  Так сказать честь по чести похоронить товарища. И здесь его нашла шальная пуля. Откуда она могла прилететь, он потом и припомнить не смог.

   -Очнулся я в госпитале, ранение было в голову, а подобрала меня похоронная команда, которая после боя собирала свой страшный трофей.  Они и Масалаткина похоронили. Хотели и меня рядом с ним положить, да я застонал, - вот такой я, дочка, герой оказался. Так что писать по большому счёту обо мне и нечего. Не помогли мы с Масалаткиным нашим бойцам, может им эта связь вот как была нужна, - сказал мне старый связист и провёл при этих словах у себя по горлу.

  В это время я училась заочно в университете и мы изучали зарубежную литературу. Хемингуэя кажется я в это время читала, если не ошибаюсь «Прощай оружие». Потом уже не перечитывала и почему-то не хочу. И вот там прочла как герой в такой же ситуации, просто пристрелил товарища, правда заранее попросив у него прощения. Типа того, что вместе погибнем, а так хоть один из нас выйдет из окружения. Такой вот разный у нас с ними менталитет. Потому мы и непонятны им.