Славка-черноголовка

Анатолий Объедков
      
     Царица сладкозвучных песнопений…

     Мое знакомство с этой удивительной певуньей началось с книги Кузьмина Н.Ф. и Рыбалко А.И. «Певчие и декоративные птицы», в которой они так пишут о славке:» Песня самца звучная и мелодичная, по красоте и разнообразию превосходит всех других видов славок и , может быть, уступает пению только соловья». Не правда ли, интригующая характеристика - «может быть», а может быть, не уступает? И меня вдруг осенило: вот она моя птица будущего времени и, возможно, всей моей жизни…
     Кому-то покажется странным, но именно такое было предчувствие у меня, и оно вдохновило меня на поездку в Москву на Птичий рынок. Тогда он квохтал и звенел различной живностью, где можно было купить абсолютно все – начиная с тараканов и вплоть до обезьянки и даже…автомат с пулеметом. В столице в сентябре я познакомился с одним из лучших охотников по ловле певчих птиц Николаем Березкиным, но черноголовки ни у кого на рынке не оказалось И тогда один дедушка сказал:
- У меня есть. Вот продам щеглов, и тогда поедешь со мной в Подольск? Есть время у тебя?
Я согласился. Звали могучего 87 летнего старца Алексеем Прокофьевичем, потом я неоднократно бывал у него, учился уму-разуму, сам начал делать клетки и увлекся охотой.
     Так началось мое знакомство со славкой, и я полностью окунулся в глубочайший птичий мир.
     С юности держу этих птиц, их божественное пение постоянно сопровождает мою жизнь, окрашивая ее в неповторимые музыкальные краски, уносит меня далеко-далеко, придает силу и радость восприятия мира. Никто так на меня не действует, как славка. Пожалуй, только соловей может составить ей конкуренцию, но не было случая, чтобы сидящая рядом с ним славка (естественно, в другой клетке) уступила бы в песне прославленному певцу. И дело тут не только в необыкновенной флейте, а в том, что она, слушая его, добирает в свой репертуар наиболее приемлемые для нее колена и по-своему их воспроизводит в единой гармоничной песне. Получается нечто потрясающее.
     Отлавливая их для себя, мне попадались славки с двойными флейтами, они также заставляют биться сердце учащенно, ибо власть их столь велика над тобой, что ты уже не принадлежишь себе, когда звуки уносят тебя в необыкновенный мир. Есть еще пример, когда пойманные две славки могут раскрыться еще краше, разнообразней, нежели одна, если не возникает дух соперничества, получается как бы согласованное пение. Такое действо у двух моих славок наблюдалось неоднократно целыми вёснами, все в квартире переливалось и звенело, и даже слышалось в подъезде. Мой товарищ, услышав их, испытал настоящее потрясение, сказав при этом:
 - Невероятно! Волосы дыбом становятся! Так поют…
     Г.Н. Симкин пишет в своем очерке о дроздовых черноголовках, которые в природе встречаются исключительно редко: «Потрясает не только красота, изысканность и гармония звуков, - поражает весь строй, уникальная соразмерность звуковых интервалов, изящество ритмов, глубина композиции самой песни».
     Черноголовка как птица неповторима, не зря же есть фанаты пения славок, они их ставят однозначно выше соловьев, мне приходилось часто встречать таких людей, примерно в пропорции 50 на 50.
     Славки встречаются по всей территории России, кроме Крайнего Севера, в Сибири, Крыму, на Кавказе, населяют всю Европу, на севере Африки и Передней Азии, а также на атлантических островах: Азорских, Зеленого Мыса, Канарских. Птицы хорошо приживаются и в домашних условиях, и являются самыми любимыми комнатными певцами, хотя сложности содержания, конечно, имеются и нужно выработать определенный опыт, чтобы любимый питомец услаждал слух не один год. Брем в своей «Иллюстрированной жизни животных» рассказывает об одной черноголовке, выучившейся произносить фразу: «mi nino chicerito» (мое милое дитятко), с которой ее хозяйка приносила ей пищу.
     Весной, когда распускаются клейкие листочки берез и ракит, и начинает прогреваться земля, и победное шествие ярких дней уже ничем не остановить, в лесах сквозь птичью разноголосицу начинают вдруг прорываться мелодичные переливы с флейтовыми усилениями в конце, которые временами ослепляют даже раскатистые соловьиные трели. Кажется, что само солнце с бездонной синевой рождает ликующую всепобеждающую песнь. Нечто космическое прорывается в песнях славок, особенно такое хорошо чувствуется в домашних условиях, когда песней наполняешься весь.
     Славок тоже нужно отбирать, не каждая может распеться в полный голос. И очень важен рацион питания. Так, например, сладкое (мед, сиропы) следует давать очень умеренно, 1 раз в неделю в небольшом количестве, чтобы не вызвать нарушения обмена веществ. С птицей желательно разговаривать, оказывать ей знаки внимания. Славки, как и другие птицы, положительно реагируют и охотней поют. Когда она есть в доме, я спокоен, есть какая – то внутренняя завершенность в восприятии мира, а если она еще раскрывается как виртуозный певец, то я с благоговением смотрю на нее, как на Восьмое чудо света…она творит песней чудеса, только соловей с ней может поспорить, встать с нею рядом. Возможно, еще хороший певчий дрозд. Если соловей (восточный) в певчем мире птиц – царь, то славка, несомненно, - царица. Они дополняют друг друга, нет славки рядом, то никакая другая не способна ее заменить. Все экзоты (заморские певцы) меркнут перед ней, как луна перед солнцем.
     Помню, когда родился сын, то славка прилетала с кухни в комнату, садилась на кроватку и внимательно разглядывала его. Что творилось в ее головке, что она испытывала, - можно только догадываться. Но она понимала необычность произошедшего, ее тоже волновало такое событие. Я не сомневаюсь в этом.
     Ловля славки без манной птицы или на без «голоса» требует от охотника особенного умения, выдержки. Неплохо поймать сразу 2 птицы, чтобы потом лучшую оставить в зиму. Бывает трудновато, но зато удачные мгновения запоминаются надолго, на многие годы. Помню, славка так запуталась, что показалась бездыханной. Я положил ее на землю – лежит, не шевелится. Но что-то мне подсказывало: возьми, помести в переноску. Я так и сделал. Через несколько минут гляжу моя славка затрепыхалась, стала приходить в себя. Через неделю стала выдавать такие флейты, что никто и не поверит. Можно сказать: воскресла…
     На охоте всякое может быть. Например, иду по лесу, вокруг буйнотравье, низина, и вдруг примерно метрах в пяти от меня волчий вой. Кусты, трава почти по грудь, ничего не видно. Я не успел испугаться даже от неожиданности, да и в руках у меня топорик, с ним я всегда чувствую себя уверенно. Как я шел, так и пошел дальше, чтобы часа через 1,5 вернуться и осмотреть ловчую снасть. Или еще случай: выхожу из кустов на поляну и вдруг чувствую на себе чей-то взгляд. Посмотрел вбок и вижу почти взрослого лисенка у корней ольхи. Беру его за холку, он начинает извиваться, пытаясь укусить меня. Я, конечно, его отпускаю. Недалеко находилась его нора и он юркнул в нее. Как- то раз на меня напала кавказская овчарка, пытаясь закружить меня. Я встал спиной к объемному стволу осины и сказал ей: вот видишь, что у меня в руках, не подходи. Она встала в метре от меня и мой топорик сдержал ее агрессию…
     И сейчас вместе с другими птицами в моем живом уголке во всю свою силу гениально запевает моя славка. Я  могу слушать ее бесконечно. Господь дал мне такую любовь…