Прощай, Заонежье!..

Сергей Груздев Валаамский
Прощай, Заонежье!..
###

Прощай, деревня Комлево! Прощайте луга и поляны, горки и борочки. Прощай, Заонежское детство. Вот и автобус рейсовый подкатил: Великая губа - Медвежьегорск. Мама, Зинаида Владимировна, я, да младшая сестрёнка, Наташа, все мы стоим у дома ждём, погрузки. Отчим, Осип Иванович, провожает нас, помогает  занести в автобус наш небольшой скарб. Всё, что мама взяла на переезд вместилось в подматрасник,  да два чемодана.
Вот мелькнул в оконце автобуса наш дом, стоящий последним у дороги, полянка, где с товарищами по весне майских жуков сбивали, мгновение и скрылась из виду наша родная деревня. Вдруг вижу наш пёс Шарик за автобусом бежит, язык вывалил наружу, запыхался.
Остановился неподалёку сзади и залаял.
Прощался, значит... Бедный мой, преданный, ласковый и добрый Шарик.
Дворняга, прости нас людей неразумных, что бросили тебя на произвол судьбы.Всё возвращается бумерангом... И нас когда-то выбросят...
Правда пока ещё, Осип Иванович жить в доме остался, но ведь ненадолго, как мы обживёмся на далёком и пугающем своей неопределённостью, острове Валааме, так и он к нам приедет. Автобус, дымя газами, шустро катился по просёлочной дороге. Вот и развилка, одна из дорог от которой ведет  в деревню Поля, где я и Наташа родились. Жил я в ней до шестилетнего возраста, покуда школа на горизонте судьбы не замаячила. И нету сейчас на свете родней мне этой деревеньки..Что и осталось: Церковь покосившаяся, несколько домов полуразрушенных, да деревенское кладбище. Сюда из городов и сёл, бывших "полевских" хоронить привозят. На родную землю.
Едем дальше мимо Великой нивы, Палтеги, Толвуй... Автобус то и дело потряхивает на ухабах, по сторонам поля да поляны красуются, но я их почти не замечаю. Всю долгую дорогу я глотаю слёзы, плачу беззвучно, жалея Шарика и кота Ваську. Да и деревню, где проходило беззаботное детство, озеро Яндомозеро с Морковщиной, куда бегали с деревенскими детишками летом купаться. А с отчимом на рыбалку сюда ходили. Он рыбак знатный. У него и лодка на озере есть. Каких окуней и щук здесь ловили! Еле потом до дому дотащишь...Сестрёнка не плачет. Она ещё маленькая... По сторонам глазёнками зыркает - всё ей вокруг интересно.
Мама вычитала в районной газете, что на остров Валаам требуются животноводы на ферму. Что там есть школа - восьмилетка, магазины, больница, и дом инвалидов. Всю жизнь она работала с коровами, вот и решила ехать, счастья искать. Основной причиной было, то что нам в Заонежье приходилось каждый день ходить шесть
километров туда и обратно в школу.
Сначала в Космозеро ходили, потом в деревню Великую Ниву. Мама всегда за нас переживала, ведь дорога через лес, где и волки и медведи водятся, да и уголовники из тюрем частенько убегают, по лесам шастают...
Из Медвежьегорска на поезде до Сортавала ехали.Шум вокзала железнодорожного  меня поразил. Тепловозы снуют туда- обратно, и гудят  пугающе -пронзительно. Поезд мне понравился, как- никак первый раз в жизни. Слёзы уже высохли, хотя ком в горле остался. На поезде и поспать можно, или просто полежать повспоминать о чём-то... Интернат в Космозере. Первый класс. А у мальчишек всех уже невесты есть...одноклассницы.
"Сережка! Забирай свою Тамарку, чего она глазки мне строит...". До сих пор поражаюсь, как мы рано начинали влюбляться. А воспитательница в интернате молодая, красивая - все  "шпингалеты" влюбились разом. "Моя" - говорят, "Валечка Петровна, не ваша..."
Потом на катере дом- инвалидовском,  "Волна" называется, до острова плыли.
А время - конец сентября. Ох, и побросало нас на Ладожской волне,, тоже впервые в открытом озере- море оказались. Всё что съели перед  рейсом, в Ладоге и оставили.
Вот и собор на горизонте куполами засветился. Здравствуй, неведомый Валаам- остров!..
А в родное Заонежье только через сорок с лишним лет вернулся. Узнал и не узнал его... В деревне Комлево ни одного дома, всё кустами да деревьями заросло. Только с горки видно: вдалеке воды Яндомозера на солнце серебрятся. Трава везде выше головы, и ни коров, ни собак не слышно... Только змейки кое-где выползают на камни погреться, да воспоминания детские в голову лезут -
сердце зашлось...

Родом я из Заонежья..

###
Родом я из Заонежья -
Тут родная мне земля.
Средь углов глухих, медвежьих
Деревенька - звать " ПолЯ"...
Здесь на белый свет родился
Я в сентябрьский, светлый день.
И всю жизнь потом мне снился
Зов карельских деревень.
Наши чистые озёра - 
Голубиные глаза.
И полей, полян просторы,
И водица, как слеза  ...
Вновь на Родину я еду -
Сердце сладостно замрёт !
Будто в детстве на бесёду
Собирается народ.
Там - рассказы, песни льются -
Мы сидим разинув рты.
Чай с калитками из блюдцев,
Да, мечты - мечты - мечты...
Эх, Родимая сторонка -
Заонежья милый край! .
Слышу песню жаворОнка,
Да вороньей стаи грай.
И покуда жив я буду -
Стану петь тебя всегда,
Деревеньку - детства чудо -
Не заменят города...