Когда молитва других бесполезна

Валентина Ульянова
Господь Бог заповедует нам молиться о ближних и свидетельствует о силе этой молитвы. Спаситель сказал:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

«Молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 28).

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 30-31).

Апостол Павел часто просит христиан молиться о нём: «Молитесь о нас» (1Фес. 5, 25). «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» - наставляет апостол (1 Тим. 2, 1).

Апостол Иаков заповедует: "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16) «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). 

О том, что молитва о ближних это не только дело любви, но и наш христианский долг, говорят все святые отцы. 

Так, святой Марк Подвижник пишет: «Хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше — молитвою».

Бог принимает наши молитвы о ближних, как дело любви, и отвечает на них Своей любовью, Своей благодатью, просвещая, освящая, исцеляя тех, за кого мы молимся. Но бывают случаи, когда такая молитва не приносит плода. Это происходит не потому, что Бог не слышит её, или не произволяет ответить на наши прошения, но потому, что тот человек, о котором мы молимся, своей волей и своим выбором не принимает благодатной помощи Божией. Как и почему это бывает, объясняют следующие истории.

                * * *

Один святой старец, игумен монастыря, часто молился Богу о том, чтобы ученики его, по смерти, вместе с ним в рай вошли.

«Господи, говорил он, хотя я и грешник, но уповая на Твои щедроты, надеюсь получить спасение. Не разлучи меня в будущей жизни от учеников моих; но сподоби и их вместе со мною быть в Твоем царствии!»

На эту молитву Господь ответил старцу следующим образом.

В соседнем монастыре был праздник, и старец вместе с учениками был позван на оный. Старец не хотел-было идти; но во сне, ему было возвещено, чтобы он непременно шел, но только после своих учеников.

Пришло время, и ученики старца пошли на праздник. На пути они встретили лежащего на дороге нищего и всего в ранах.

«Что с тобою?» - спросили иноки.

«И без того я человек был больной, - отвечал нищий, - а тут еще напал на меня зверь, изранил, и вот лежу теперь здесь, не имея человека, который бы сжалился надо мною и донес до жилья».

«Жаль тебя, - сказали иноки, - да помочь-то тебе нам нечем. Народ мы пеший, осла с нами нет, а донести тебя трудно».

Сказали и пошли прочь. Немного спустя встретил того же нищего и старец, игумен их. Узнавши от нищего причину его беды, старец спросил: «Не встретили ли тебя незадолго до моего прихода несколько иноков?»

«Как же, встретили, отвечал нищий да не помогли. Пеши, сказали, мы, не можем донести тебя».

«А не можешь ли ты хотя сколько-нибудь пойти со мною?» - продолжал старец.

«Нет, не могу», - был ответ.

«Ну, так делать нечего, - сказал святой игумен, - я возьму тебя и, с помощью Божьею, может быть и донесу».

«Но как ты понесешь меня? - возразил лежащий, - путь дальний, а ты один. Лучше кого-нибудь пошли за мною».

«Нет, - отвечал решительно старец, - не оставлю тебя, а возьму и понесу».

И с этими словами взял нищего на плечи и понес. Сначала это было очень трудно старцу, но потом нога его становилась все легче и легче, а наконец несомый и вовсе стал невидим. Недоумевал старец, что бы это значило. Недоумение его вскоре разрешилось, когда он услышал глас:

«Постоянно ты молишься об учениках твоих, чтобы вместе с тобою сподобились вечной жизни; но поведение твое и их неодинаково. Понудь, чтобы и они вошли в дело твое. Я - праведный Судья и воздаю каждому по делам его».
(Пролог в поучениях. В день 24 сентября)

                * * *

Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его:

"Окажи любовь, помолись о мне, ибо возмущает меня похоть блудная".

Старец молился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же слово. Равным образом и старец не преставал молить за него Бога, говоря: "Господи, открой мне состояние брата сего и откуда на него действие диавола? Ибо я молился Тебе, но доселе не получил он спокойствия".

Тогда открыл ему Господь о брате. Он увидел его сидящим, и дух любодеяния близ него, и глумится с ним; пред ним стоял и ангел, посланный к нему на помощь, и гневался на брата, что он не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действию диавола.

Таким образом узнал старец вину брата и говорит ему:

"Ты сам виновен, увлекаясь своими помыслами", — и научил его, как противостоять помыслам.

И брат, исцелившись его наставлением и молитвою, обрел спокойствие.
(Древний патерик)

                * * *

Одна монахиня пришла к блаженной Сарре и попросила: “Помолись о мне, госпожа моя.”

Говорит ей блаженная: “Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как передали нам отцы.”
(Митерикон)