Начало сольной карьеры клавишника Рика Уэйкмана. С

Владимир Курбалиев
В музыкальном Мире распространены случаи, когда участники групп понимая, что их потенциал реализуется не полностью, пробуют свои силы, приступая к сольному творчеству. Примерами таких музыкантов могут служить Джордж Харрисон из «The Beatles», Ричард Райт из «Pink Floyd», Хольгер Шукай из «Can» и Стив Хакетт из «Genesis». Эта же статья будет посвящена ещё одному из представителей подобного списка, клавишнику команды «Yes» Рику Уэйкману и его сольному альбому «The Six Wives of Henry 8» 1973 года выпуска.
              Прежде, чем переходить непосредственно к творению музыканта, обратимся к его биографии. Рик родился 18 мая 1949 года в Лондоне. Первым коллективом клавишника до «Yes» была группа «Strawbs», в состав которой он вошёл в 1970 году, и в которой он участвовал в создании одного студийного альбома. В 1971 году он покидает этот коллектив и записывает свою дебютную студийную работу под названием «Piano Vibratons». После записи работы следуют сразу два приглашения – от бывшего участника группы «Deep Purple» Ника Симпера в его коллектив «Warhorse» и от лидера группы «Yes» Джона Андерсона в свою команду. Рик вначале принимает предложение Симпера и становится членом «Warhorse», однако вскоре по каким-то причинам выходит из состава группы и уходит в «Yes» на замену бывшему клавишнику группы Тони Кею. К слову в самой группе проблема клавишника остро встала после записи третьего альбома группы «The Yes Album», поскольку, несмотря на композиторский вклад Тони во многие вещи раннего периода группы, ему было достаточно сложно выдерживать высокий исполнительский класс гитариста Стива Хоу, поэтому летом 1971 года Тони, по собственному желанию вышел из состава коллектива. Сразу же через месяц, состав группы был дополнен Риком, и группа стала готовить материал для альбома «Fragile». К слову, вначале над этим альбомом группа работала ещё с Кеем, поскольку Тони летом оставался участником группы и даже записал несколько музыкальных партий для него, однако при окончательном сведении они не попали на пластинку. В октябре 1971 года эта пластинка была выпущена и вклад нового клавишника невозможно не отметить. Во-первых Рик обогатил звучание группы палитрой клавишных инструментов минимугом, меллотроном и синтезатором, во-вторых звучание группы стало более симфоническим и менее воздушным, в-третьих Рик помимо прочего удалось вступить в инструментальный тандем с гитаристом Хоу, в результате которого получился подлинный образец импровизационной игры. После выпуска этого альбома группа переходит к записи пластинки «Close To The Edge», одного из своих монументальных произведений, который охарактеризовал переход от песенного построения, которое было на предыдущих четырёх работах к сюитному. Вклад в этот альбом Рикка сложно переоценить, хотя бы из-за помпезной вставки на Хаммонде ближе к завершению одноимённого трека. К слову Рик не только исполнил, но и сочинил её. После выхода альбома в конце 1972 года из группы уходит ударник Билл Браффорд и в турне коллектив срочно приглашает ему на замену Алана Уайта. К началу 1973 года между Риком и группой накопилось много противоречий – во-первых музыканту не понравилось, что его наряду с Андерсоном и Хоу не включили в состав авторов «Close To The Edge», поскольку его вставка на органе занимала весомое место в этюде, во-вторых он не понимал экспериментов лидера группы Андерсона на предстоящем альбоме «Tales From Topographic Oceans» и отказывался принимать эту музыку. Усилиями музыкантов Рика всё же удалось удержать, однако помимо работы в группе у него был ряд сторонних проектов – к примеру он как гостевой музыкант помогал группе «Black Sabbath» в записи их пластинки «Sabbath Bloody Sabbath», которая вышла в 1973 году. Также он решил заняться выпуском второго лонгплея под названием «The Six Wives of Henry 8». Альбом вышел концептуальным, каждая вещь была посвящена одной из нести жён Генриха Восьмого. Музыкально это даже не арт-рок, а красивая классическая музыка с использованием целого набора клавишных инструментов. К слову Рик, к тому времени разочаровался в меллотроне, ввиду его частых поломок и фактически не использовал его в работе.
                В дебюте альбома звучит помпезная «Catherine of Aragon» с красивыми синтезаторными эффектами, изящными темами и внушительным женским хоровым вокалом. Кстати Рик довольно часто экспериментировал, добавляя в свои вещи живой оркестр и хоровое сопровождение. «Jane Seymour» – это глубокий орган вкупе с минорной мелодией, которая слушается на одном дыхании.
                К слову на самом альбоме Рику помогали его коллеги по группе – ударники Билл Браффорд и Алан Уайт, гитарист Хоу и бас-гитарист Сквайр. Пластинка оказалась настолько успешной, что клавишнику пришлось сконцентрироваться на её продвижении и ещё меньше уделять времени группе. К слову, альбом группы «Tales From Topographic Oceans» после выхода получил смешанные отзывы и после тура в его поддержку Рик, заявляет об уходе из группы и сосредоточения на сольной деятельности. В итоге «Yes» на замену ему в 1974 году приглашают швейцарского клавишника Патрика Мораца из «Refugee» и записывают с ним альбом «Relayer», а сам Рик в этом году выпускает альбом «Journey to the Centre of the Earth», а в 1975 – «The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table» и аранжировку произведений австрийского композитора Ференца Листа под названием «Lisztomania».



                Владимир Курбалиев