ЩУКА

Ольга Львова 3
                Календарь Буквицы*).               
                Неделя бук(о)вы «Одь»**).:
                10-16 октября 2018 года.
 
                Основное значение
                бук(о)вы: «Богатство,
                передаваемое по наследству,
                из уст в уста».


               
   Златопёрая, золотая, переливающаяся в водной глади золотом своих чешуек, искрящаяся солнечными лучиками, отражающимися в каждой капле драгоценной влаги на узорчатой коже, играющая красотой оперенья в свете солнечного сияния, плещущаяся в изумрудной пучине «моря-окияна» владычица небесных и земных вод Щука представлена в народной культуре, песнях, пословицах, поговорках и приметах, множеством образов.   
   О необыкновенной удаче гласит народная пословица: «Не поймал карася — поймаешь щуку».
   «На то щука в реке, чтобы караси не дремали»***). – сообщает следующая пословица о щуке как хозяйке рыбьего царства.
   Народная мудрость,  «Не сгоняй щуку с яиц!», говорит о невероятной плодовитости щук: одна особь может выметать 20-200 тысяч икринок. Увеличивая многочисленные поколения щучьих родов, существует вероятность обеспечить себе поддержку, опору, изобилие со стороны обитательницы водных глубин.
   В русских обрядах, в подблюдных песнях, образ народной любимицы предвещает замужество и является символом богатства:
   «Идёт щучка
Из Бела-озера.
Слава!
Воз везла
Из Новагорода,
На щучке фуфаечка
Серебряна-позолочена,
Как два глаза,
Как два яхонта.
Кому песню поем,
Тому добро.
Кому сбудется,
Тому сбудется.
Слава!»

   Такой предстала передо мной в неделю осознания бук(о)вы «Одь» Её Величество Щука! Златая Рыба, Царь-рыба, - это всё имена Щуки, главнейшей из рыб в русском народном и сказочном эпосе, в образе которой на протяжении веков является к нам, русским людям, Богородица Ладушка-матушка****).

   ...Она появилась в июле, в неделю «правления» бук(о)вы «Шта» (основное значение бук(о)вы - «защита»): я отчётливо почувствовала речной запах щуки. 
   Щука, Белая Рыба, обитательница Белого Света, или мира Прави, заботилась о моём плотном теле. Из тонкого мира транслировала питательную энергию, необходимую для укрепления физического тела, тем самым защищая тонкое плотным в  материальном мире. Мой внутренний мир обретал надёжную внешнюю форму.

   Удивительно, что, напротив, неделя с 10 по 16 октября ознаменовалась для меня процессом оздоровительного, профилактического, голодания. В результате я выгляжу, «как щучка».

   Во время моих занятий английским языком, как специально, из глубин «лингвистической заводи»  «всплыло»  слово «a pike», «щука», которое внешне очень напоминает русское слово «река». Реки, озёра, как известно, - естественная среда обитания «златопёрой».

   В июле мне довелось услышать от моей трезвомыслящей и рациональной дочери несвойственную ей фразу: «Пусть Сказка станет былью!». Это прозвучало, как: «По Щучьему веленью…».
 
   И снова чудеса! «По Щучьему веленью...», и… в укромном уголке домашней прихожей обнаружила забытый сундучок, полный монет: своевременный дар прародительницы, «богатство, переданное по наследству» Щукой. Защита и поддержка. Настоящее сокровище!

   Многие люди, читая русскую народную сказку «По Щучьему веленью», задаются вопросом о том, почему щука, речная рыба, обладает могуществом, сравнимым с волей богов.
   Всё проясняется, когда мы начинаем познавать культуру и знакомиться с мировоззрением наших предков.
   «Щучье веленье» - это повеление верховной славянской богини. Ведь Щука - один из  божественных образов богородицы Лады, в которых она является русским людям. Поймал Емеля не простую щуку, а золотую, златопёрую. В обличьи Щуки явилась к нему сама Лада.      
   Обратим внимание, что слово «Щука»  в сказке является именем собственным и пишется  с прописной буквы.

   На протяжении всего периода, с июля по октябрь, одной из важнейших оказывалась тема покровительства рода.
   Упорядочивала «родовое древо». Вникала в «семейные тайны». Расширяла словарный минимум, позволяющий дать чёткое определение каждому из членов рода и явлениям, сопутствующим родовым взаимоотношениям.
   К тому же, как оказалось, немаловажно, к примеру, правильно произносить слово «родЫ» (форма мн.ч., Им.п., от  сущ. «род», м.р.), или знать, что пращур, пращурка – это отец прапрадеда и мать прапрабабки соответственно.

   В последние дни недели бук(о)вы «Одь» Щука снова «заглянула» в моё жилище. 
   Памятная дата. День рождения моей бабушки. Вспоминаем её родовое, в девичестве, имя: Щукина.
   Прикидываю в уме, как это по-древлесловенски.
   Получается следующее:
   Щукина - (Шта) защищающая (Оук) коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави (Како) как (Ижеи) истину Вселенскую (Наш) нашего (Аз) истока;
   Щукины -  защищающие коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави  как  истину Вселенскую нашего истока.

   В свете сияния бук(о)вы «Одь», отвечающей за передаваемое по наследству богатство,  вырисовался портрет моей бабы.

   Закончила четыре класса церковно-приходской школы.
   «Мамина дочка»: была «не-разлей-вода» с матерью.
   Годы семейной жизни: 02.1941-02.1945г.г. Муж ушёл на фронт в июне 1941г.  После войны получила «похоронку» на мужа в военкомате. Молча принесла домой. Никогда не обсуждала эту тему ни с кем из родных.
   
   Её жильё отличалось особенной чистотой. Всё сияло белизной: белоснежные наволочки, «накидушки» на подушки, подзоры, «задергушки» у спинок кровати, шторочки на окнах, шторы дверные, салфетки на полочках. На полу красовались чистейшие домотканые половицы и вязанные круглые коврики. Белые полотенца, без единого пятнышка, красовались у раковины для мытья. Всё это было изготовлено её собственными руками и обихожено.
   Высокие стены её «светёлки»  неизменно представали перед нами свежепобеленными.
   В этой комнате, в нежные годы детства, уютно устроившись перед сном на высоких пуховых подушках и перине, украшавших собою металлическую, с круглыми набалдашниками на спинках, кровать, мне довелось прочесть, дореволюционного года издания, книжный сборник с народными волшебными сказками,  такими как, например, «Василиса Прекрасная».
   Помимо того, что сказки, бережно хранимые бабой,  произвели на меня неизгладимое впечатление, через много лет их прочтение  обернулось для меня  пробудившимся интересом к древлесловенской Буквице. Помню, как, увлечённая ходом сказочного повествования, я вчитывалась в страницы, испещрённые бук(о)вой «Ять»,  которая уже тогда лично для меня осуществляла  божественную взаимосвязь небесного и земного, напоминая о Белом Свете мира Прави, льющемся  в мир явный «водами-ведами»  волшебных фантазий и грёз, веры в торжество добра и поистине сказочной справедливости.
   Белошвейка, рукодельница. Плела из тонкой капроновой лески сумочки. Всему была обучена своей матерью, урождённой Щукиной.
   Любима и оберегаема старшим братом, моим родным дедом, всю жизнь находилась под его опёкой.
   Многочисленные племянники и племянницы обращались к ней ласково и любовно, не иначе, как: «лёля»*****)., «лёлечка», «няня», «нянюшка». Так на Руси обращались к родным тётушкам, лелекающим маленьких лялек, то есть любовно их  нежащим, холящим, заботливо ухаживающим, оберегающим, и  няням.
   Сама «скрипела» от чистоты. Щёчки – румяные «яблочки». Аккуратная. Ладная.
   До преклонных лет прямой, без изъянов, позвоночник, а также стройность и лёгкая поджарость придавали ей внешнее сходство с тотемной прародительницей, Щукой. 
   Основные черты характера моей бабушки для меня лично вырисовались спустя годы: скромность, чистота, кротость, красота, в общем и целом, – высокая культура, переданная ей своим родом.

   Сопоставление образа, стоящего за бук(о)вой «Одь», и фактов из биографии моей любимой бабушки привело к выводу о  предназначении её жизненного пути:
   защищать коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави, (согласно второй бук(о)ве родового имени - «Оук»),
   а, значит,  передавать по наследству, из уст в уста, богатство Рода, (согласно бук(о)ве «Одь»),
   которое заключалось, в том числе,
   во владении женским мастерством, рукоделием,
   в создаваемых семейном ладе, уюте и чистоте,
   в общем, - в передаче окружающему миру 
   Света Белого, Света Вышнего мира.


   17 октября 2018 года.

   Ольга Львова.

   P. S. Это посвящение Щуке, рыбе-легенде, рыбе, символе плодовитости и изобилия, рыбе самого бога Рода, опубликовано 16 ноября 2018 года, в период проживания бук(о)вы Фиты, основной образ которой - «слияние с природой». 



 *). Древлесловенская БУКВИЦА - алфавит древних славян.

 **). «Дивья строка», согласно Волшебному Календарю Сказочной Руси, – неделя из «дивьего семестра», или шестой строки древлесловенской Буквицы: Ять, Юнь, Арь, Эдо, Ом, Ен, Одь. Автор календаря – Г.И. Левшунов.

 ***). «На то щука в реке, чтобы караси не дремали» - белорусская народная пословица.   

 ****). Богородица Лада. Лада - богиня любви, красоты, лета; прародительница славянского пантеона богов;  Рожаница-мать. Любовь Лады – чистая, искренняя, возвышенная.
 
   На звёздном небе  Ладе и Леле соответствует тройная звезда - Полярная, в прошлом - Тара. Рядом со звездой - созвездия Малой Медведицы  и Большой Медведицы, которые древние русичи именовали, наряду с другими названиями, Малой и Большой Лосихами соответственно.

*****).  Лёля - от имени славянской богини девичьей любви, красоты, счастья и весны Лели.  Леля -  младшая Рожаница, дочь Лады; супруга волхва Волха, чудесного охотника, оборотня, волшебника, обладающего даром обращаться в волка, сокола, щуку:
«…Стал Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
щукою-рыбою ходить во глубоких морях,
птицей-соколом летать под оболока,
серым волком рыскать во чистых полях». («Былина о Вольге и Микуле).