Фортепиано Вити Подоляна

Виталий Бердышев
Фото из семейного архива В. Подоляна      

 Мы познакомились с Витей с первых дней поступления в Военно-морскую медицинскую академию (ВММА) в 1954 году. Объединила нас музыка. Витя закончил музыкальную школу по классу фортепиано, а я четыре года учился музыке у частного педагога в г. Шуя. Уровень технической подготовки у нас был примерно одинаков. Но Витя несравненно больше меня был знаком с фортепианной классикой.

       Иногда нам удавалось вместе музицировать в клубе академгородка. Там стояли два концертных рояля, и мы, заглушая друг друга, воспроизводили фрагменты каждый своей фортепианной программы. Витя играл в основном Шопена. Разучивал Балладу № 1 и начало Первого концерта этого гениального композитора. Я, глядя на него, тоже увлекся Шопеном и к концу первого курса разобрал начало его Первого концерта и Скерцо № 2, от которого Витя отказался из-за технических сложностей в партитуре левой руки.

       Вместе с Витей мы выступали в этом зале (или в другом?) на первом курсовом конкурсе художественной самодеятельности. Тогда мне удалось неплохо сыграть «Жаворонка» Глинки-Балакирева, а Витя блестяще исполнил Первую балладу Шопена.

       Со второго курса наши фортепианные пути разошлись. Я стал играть на мандолине в академическом оркестре народных инструментов, а Витя – в академическом джаз-оркестре. Кроме того, он занимался фортепиано дома, будучи в увольнении.

       Мы оба были под колоссальным впечатлением от игры лауреатов 1-го конкурса имени П.И. Чайковского, особенно Вана Клиберна. И Витя даже начал работать над собственным фортепианным концертом. Об этом мне рассказал Е.А. Абаскалов, продолжавший встречаться с Витей после увольнения последнего из академии по состоянию здоровья.

        О профессиональном пути Вити Подоляна я почти ничего не знаю. Слышал от однокурсников, что он одно время вместе с женой работал на Севере. В последующем он занимался научными исследованиями на одной из кафедр нашей академии – ВМА им. С.М. Кирова.

       Я уверен, что Витя в течение жизни не бросал музыку, она согревала и вдохновляла его. Может быть, ему удалось довести до конца и фортепианный концерт, начатый еще в студенческие годы… У меня же в памяти осталось его блистательное выступление с Шопеновской балладой. В последующем мне тоже удалось выучить это непростое произведение. И сейчас я иногда исполняю его в память о нашем академическом товарище.