Минотавр. Начало легенды

Ирина Анастасиади
Прежде, чем обсудить историю Минотавра, давайте посмотрим: с чего вообще всё началось? Все вы помните историю о том, как Зевс похитил финикийскую царевну Европу и перенёс её на Крит. От этого союза родились полубоги Минос, Радамант и Сарпедон. Несколько позже, когда Зевс потерял к ней интерес, Европа вышла замуж за критского царя Астериона  который усыновил её детей–полубогов и вырастил, как своих собственных.
После смерти Астериона между юношами разгорелась борьба за власть над Критом. Известно, что дело дошло до междоусобной войны, в результате которой Миносу удалось изгнать своих братьев и захватить власть на всём Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. В подтверждение того, что он является любимцем богов, Минос решил представить народу чудо…
Если бы он знал, к чему это приведёт! Но он не знал и попросил Посейдона подарить ему для жертвоприношения самое прекрасное животное из стад морского владыки. Посейдон в действительности покровительствующий Миносу, прислал в дар великолепный экземпляр – белоснежного быка. Однако, поражённый красотой животного, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого быка. Этот поступок вызвал сильнейший гнев Посейдона. В наказание за этот обман бог внушил Пасифае, супруге Миноса, неестественную страсть к этому быку. В результате этой связи родился Минотавр (по–греч. — бык Миноса), которому было суждено стать непосредственной причиной постройки или перестройки Кносса.
За время своего правления Критом Минос основал города: Кносс, Фест и Кидония. Письменные источники утверждают, что раз в девять лет Минос уединялся в пещере Зевса, чтобы получить от самого Бога Богов советы и приказы.
Именно при Миносе Крит стал господствовать на море. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и сделал своими колониями, где поставил правителями своих сыновей.
Однажды сын Миноса, Андрогей, которого историки тех времён характеризовали, как храбрейшего воина, отправился в континентальную Грецию, чтобы принять участие в Панафинских  состязаниях, и победил всех соперников. О последовавших за этим событиях источники Согласно Диодору Сицилийскому, в Афинах Андрогей подружился с сыновьями Палланта, заклятыми врагами афинского царя Эгея. И это послужило поводом к тому, что Эгей решил погубить юношу. Когда Андрогей отправился в Фивы в Аттике, по приказу царя он был убит местными жителями. Правда, версия о смерти царевича трактуются в древних источниках по-разному. По версии Псевдо-Аполлодора и Павсания , Эгей отправил Андрогея охотиться на Марафонского быка, и царевич погиб, охотясь на этого быка. Альтернативный источник Псевдо-Аполлодора сообщает вслед за Диодором о гибели критского царевича на пути в Фивы, на праздник в честь царя Лая, но на этот раз убийцы — завистники из числа участников состязаний.
В любом случае, по мнению Миноса, виновниками гибели Андрогея были афиняне. Царь, недолго думая, осадил Афины, а поскольку не смог победить их сразу, попросил Зевса отомстить афинянам за смерть сына. И вот город охватывает страшная эпидемия чумы. Как тогда было принято, афиняне попросили совета у оракула, и тот ответил, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Тогда Минос приказывает присылать на Крит ежегодно семь юношей и семь девушек для принесение в жертву Минотавру. И афинцы подчинились. Так длилось до тех пор, пока Тесей при помощи критской принцессы Ариадны не убил Минотавра.
И как раз здесь начинается для нашего форума новая глава исследований, ибо связана с темой следующего фестиваля 2020 года: «Мистерии Древней Греции. Дионисийские мистерии. Орфизм» и ««Мифология, связанная с Дионисом и с островом Наксос». И эта новая глава наших исследований связана с дальнейшей судьбой Ариадны, которую судьба свяжет отнюдь не со спасённом ею Тесеем, а с самым загадочным богом Древней Греции – Дионисом.

                Минотавр и лабиринт

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считал, что Минотавр обладал туловищем человека и головой быка. С ним соглашался Диодор. Павсаний затруднялся в определении Минотавра – человеком он был или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»).
Римские авторы и художники, похоже, имели расплывчатое представление о Минотавре. Потому, как например, на чёрной амфоре из Вульчи Минотавр изображён с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Так в неопределённом образе получеловека-полубыка Минотавр перешёл и в искусство средневековой Европы.
Интересно, что как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в неё различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.
В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце, например, Лабиринт Минотавра символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Это наводит на мысль, что человеку, избалованному удовольствиями, нелегко найти свой путь к спасению.
Гвидо Пизанский идёт ещё дальше. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является-де символом мира заблуждений. Объясняя это так: labor – «ошибка» и intus – «внутри». Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников по Гвидо символизируют борьбу Господа и Сатаны за человеческие души.
Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка.
Данте  в своей поэме «Божественная комедия или Ад», представляет Минотавра в виде чудовища, охраняющее «жестоких» в седьмом круге. Правда, Данте не называет Минотавра прямо, а говорит о нём как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешённое словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть своё поражение, предрешившее его вечный образ.
В комментариях Джорджа Сандиса  к трудам Овидия (1632) утверждает, что Лабиринт – это мир, в котором живёт человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь. С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством критян на море. Критские фрески, изображающие прыжки через быка, служат подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением обычая выставлять гладиаторам в противники быка.
Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение тёмного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнажённая девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведёт за поводок маленькая девочка с букетом цветов.
В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия.