Литературное мастерство. Кольцевая композиция

Зинаида Дуванова
        Прозаические произведения отличаются большим разнообразием композиционных приёмов.

        Один из любимых приёмов прозаиков - Кольцевая композиция, которую ещё называют Композицией обрамления.

        Часто при таком приёме события начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом, это уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования.

        Классическим примером кольцевой композиции является рассказ В. Набокова "Круг".Главный герой в этом рассказе – Иннокентий находится в эмиграции в Париже. Там по воле случая он встречает свою первую любовь Таню и ее семью. После встречи и короткого разговора он оказывается весь во власти воспоминаний. В этих полетах мысли читатель вместе с героем видит Россию, усадьбу, барина – отца Тани. Для Иннокентия Таня не только первое чувство, но и воплощение той жизни, которую он потерял. И после встречи с ней в нем проснулась «бешеная» тоска по той жизни, по России.

         Получила известность структура этого произведения, представляющая собой кольцевую композицию. В начале рассказа герой в кафе рассуждает о причинах своего беспокойства, но об этом сказано и в конце рассказа, и я бы сказала, весьма оригинально. Рассказ начинается со слов «во-вторых», затем будет и «в-третьих», а вот с «во-первых» читатель познакомиться только в последнем предложении рассказа. Такой прием заставляет человека, уже дочитавшего рассказ до конца, вернуться назад и перечитать, те «во-вторых» и «в-третьих» еще раз.
И само название рассказа «Круг» подчёркивает эту закольцованность мыслей, событий, образов и всего рассказа.

         Мне интересна также двойная кольцевая композиция в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание». Повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается сценой там же, на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность.

         Казалось бы, простая цепочка событий в рассказе:
- детство главной героини Оли Мещерской
; её юность красавицей, имеющей больше всех поклонников, лучше всех танцевавшей на балах
; эпизод с гимназистом Шеншиным
; разговор с подругой о лёгком дыхании
; гнусная связь с Малютиным, изложение впечатлений в дневнике
; последняя зима и каток в саду
; связь с безымянным казачьим офицером
; диалог с начальницей гимназии
; роковой выстрел на вокзале
; похороны
; признания офицера следователю
; могила

        Однако, благодаря сложной композиции произведения всё искусно перемешивается и захватывает читателя.

        И здесь в рассказе имеет весомую роль вторая кольцевая композиция: лёгкое дыхание. Сначала Оля говорит о лёгком дыхании со своей подругой, а в конце рассказа становится понятно, что"Легкое дыхание"не умерло вместе с героиней,а «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

        Композиция обрамления или кольцевая композиция встречается во многих произведениях, например, в "Песне о Соколе", "Старухе Изергиль" М.Горького, в повести «Капитанская дочка» А. Пушкина, в «Вишнёвом саду» А.Чехова и др.
В своём рассказе «Комсомольская ударная» про Саяно-Шушенскую ГЭС я тоже использовала Кольцевую композицию.

        Действие рассказа начинается с эпизода в самолёте ЯК-40, где главная героиня Ирина Полякова знакомится со строителем ГЭС Владимиром Игнатьевым. И заканчивается произведение тоже в самолёте словами: «Когда самолёт взмыл в воздух, Ира увидела, как Володя машет ей с земли широко расставленными руками. А позади девушки кто-то сказал:

        - Смотри, какая мощь, а ведь Енисей покоряют люди.
Ирину от этих слов охватила гордость за Володю, за его друзей, за всех строителей Саяно-Шушенской ГЭС и Саяногорска. Глядя вниз, она тихо прошептала:
- Володя, - приезжай ко мне поскорее!».

        А между этими закольцованными началом и концом столько новых открытий, столько событий! И никакой политики. Мощь и красота плотины и природы, люди, создающие своими руками уникальные сооружения, романтика, трудности и чистая, настоящая любовь!