Самарское чудо

Иосиф Брумин
                САМАРСКОЕ   ЧУДО…

     14 ноября 2018 года в Центральной  библиотеке  Кинеля ведущий  библиотекарь отдела  искусств Самарской  областной  универсальной  научной библиотеки  Лидия  Ивановна  Анашкина провела  повествование о  жизненной и сценической  биографии  великой артистки Самары и  России  Веры Александровны Ершовой.  Мне очень хотелось присутствовать и рассказать о фактах ее жизни  известных, пожалуй, только мне. Да нездоровье перечеркнуло замысел. В газете позволю  логично чуть удлинить материал.

    Партийное собрание  коммунистов  Куйбышевского сельскохозяйственного института, где я тогда работал, впервые  открывается в зрительном зале нового Дворца Культуры.  Его строительство только недавно завершено и некоторое время здание пустовало. Мы сегодня первые посетители  восторгаемся  собственным ДК, какого нет ни в одном вузе Куйбышевской  области. Зрительный зал вместимостью на 600 мест сегодня заполнен нами только на 1\3.  Однако начало собрания взял на себя ректор, ученый и производственник, недавно перешедший к нам на должность ректора. Он чуть насмешливо спросил аудиторию, неужели в ней не найдется ни единого профессора или доцента  способного  организовать разнообразную работу ДК. Неужели ДК строили для редких собраний?  И передал микрофон секретарю парткома.
    Не знаю как других, но меня это задело крепко.  Мы с ректором знакомы давно, по его еще прежней работе, и его деловые качества исключают пустословие. На завтра утром мы с секретарем парткома института накручиваем его служебный телефон, один из немногих имеющий междугородную связь. Нам нужен Куйбышевский Дом Актера. А когда до него пробились, то сразу напросились на встречу. И нас тут же пригласили приехать.

     Мы с  волнением  впервые  входили  в новое и оригинальное  здание  на Вилоновской.  Нас уже ждали  и проводили  в кабинет директора Дома Актера. Из за стола поднялся  известный в городе заслуженный артист РСФСР Николай  Николаевич  Кузьмин.   Он представился  как заместитель  руководителя Союза театральных   деятелей  Куйбышева, отвечающей в Союзе за работу с сельским зрителем. Наш профиль его, очевидно, очень устраивал. Николай Николаевич начал приветливое знакомство.  А когда по случайному вопросу  он узнал, что я служил на Тихоокеанском флоте, он кинулся ко мне  с восклицанием «Братишка!».  Оказывается, он служил артистом в матросском театре, что был расположен в матросском парке на самом  берегу  бухты Золотой Рог.  Во все годы нашего общения я для него остался «Братишка». Так и знакомил с женой Верой Александровной. Его, очевидно, пленяло, что в округе я был единственный флотский с богатым подобным опытом. Что говорить, нас встретили по-братски и тут же начали перебирать варианты совместной работы.  Когда  Николай Николаевич услышал, что в нашем зрительном зале 600 мест и громадная сцена он сразу заявил, что работу мы начнем со спектакля Драматического театра им. Горького. Это же давала возможность поделиться о планах нашей новой для вуза работы.
    С самого начала  особое внимание уделяли планам работы. Остановились на пяти разнообразных  встречах в году. Здесь представлены образцы планов двух лет. (См) Уже по ним можно судить о разнообразии нашей работы. Однако невозможно учесть обилие вне плановой работы. Кураторы групп, да и сами студенты организовывали собственные затеи. Всеми ценились творческие встречи  с  артистами, режиссерами, художниками, музыкантами. Такие встречи как с главным режиссером драмтеатра П.Л.Монастырским, профессором университета Л.А Финк, долгое время руководившим литературной частью театра, его дочерью доцентом Э.Л.Финк.
    Разнообразию наших замыслов не было конца. Вот пример: день театра в вузе. Автобусом привозится группы артистов из разных театров, а в вузе  отменяемся  один час плановых занятий. Студенты собираются в крупных лекционных аудиториях и вуз  на один час становится театром.
   Я уже где-то писал, как в 2018 лекционной аудитории инженерного факультета  выступали с  отрывком спектакля Вера Александровна  Ершова и Николай  Николаевич Кузьмин. Весь их реквизит у него в руках:  графин и два стакана.  Она  расфуфыренная барышня, а он в кухонном затрапезе  с рубашкой на воротнике изношенной до дыр.  Переполненная аудитория, где  только по норме 200 мест, замерла.  Взрослые мужчины в нетерпении ждут  развязки. Да, что там зрители, я  это вижу в 5 или 7 раз и тоже замер как впервые. И вся эта «Жизнь» протекает на фоне не чистой классной доски и столом, присыпанным мелом. Я давно исповедовал, что  среди всех видов  искусств нет равных  театральному, по его  влиянию на человека, зрителя.
     На партбюро  факультета  заменили декана. Новый декан не давно в вузе, но успел проявить себя безупречно.  Кроме того,  что он творчески всесторонне одарен, да еще ведет сопромат(!), он мастер спорта по гимнастике. Его гимнастические фортеля приводят студентов в восторг.  Однажды он задумал вечер поэзии на факультете, и пригласить для этого артистку Драмтеатра Зою Александрову, хорошо мне знакомую. Она сразу же согласилась. В Большой лекционной аудитории, у кромки возвышения  стоит  божественно очаровательная фигура. Видно всевышний сразу метил ее в артистки. В светло-зеленом костюме, чуть повернув фигуру,  читает классику и современных авторов. Она-то  приобщила меня к Марине Цветаевой. Зал забитый нашими юными мужиками не дышит. Что может сделать мастер слова с аудиторией! Домой актрису  повез  сам декан Сергей Васильковский.
   Связь с Домом Актера  приобщила к этой работе все театры города. Трудно представить себе классический балет  и комментарии балетмейстера  студентам сельхоз вуза.  Все театры заинтересованы в зрителе…. Впрочем, были установлены деловые контакты со всеми творческими Союзами города. Союз художников впервые в истории поселка открыл  выставку своих картин. Позже ее варианты повторялись в других аудиториях, даже меняя темы.
    Если все наши  связи начинались  со скромных личных контактов, то вскоре к этому присоединились отделы культуры городских властей. Это придавала более тесную деловую связь коллективов.  Артисты участвовали в ученых советах вуза, где речь шла о культуре воспитания. (См) Таких выступлений наши аудитории не знали. Очевидно, навсегда запомнилась пламенная речь  комсомольского лидера театра Саши Амелина. Довелось выступать и мне в Доме Актера. И никого не смущал мой базовый диплом  инженера - механика сельскохозяйственного производства.(См)

   В один из летних вечеров на сцене ДК вуза планировался спектакль  Драмтеатра  «Старомодная комедия» по пьесе А.Арбузова.  Так сложилось, что в этот день в вузе гостили  ведущие педагоги  Болгарской  сельскохозяйственной академии. Их, разумеется, пригласили на спектакль и они согласились.  Спектакль «Старомодная комедия» в исполнении Веры Александровны Ершовой   и Михаила Гавриловича Лазарева (Народного артиста РСФСР) – спектакль-божество. В Советском союзе мало  было артистов, способных повторить его на таком уровне.  Разве Алиса Фрейндлих – Игорь  Владимиров, но в просторах кино. Наш спектакль  семь или восемь раз  повторялся по центральному телевидению.
После спектакля, за чаркой «чая», болгары в открытую восхищались спектаклем.  Они, жители столицы государства, не могли  представить, что в  маленьком поселке на сцене его ДК может, быть представлено театральное искусство на таком уровне.  А уж восхищение от прямого общения  с актерами  после спектакля….
 
    В семидесятые годы  жизнь в  СССР была великолепной, если верить  ее газетам. В реальной жизни был один дефект, страной управляла колбаса по 2руб. 10 коп. Она мало уступала политбюро…. Как педагог сельскохозяйственного вуза я не мог объяснить как в стране, где на душу населения приходится больше гектара пашни в разнообразных  почвенно-климатических условиях  могут быть трудности с продовольствием. Беспредельные просторы сверх глубоких черноземов, откуда, взяты образцы как лучшие в мире, для Парижского музея почв  говорят сами за себя. А бесконечные стада разнообразных  домашних животных…. В мире обилие стран в три-четыре раза беднее по этим показателям, а проблемы продовольствия они не знают.
    По заботе об очередном спектакле мне необходимо было встретитсья  с руководителем  группы  Драматического театра. Моя добрая знакомая сразу уловила не театральную заботу на моем лице и спросила в чем зло. Я сознался:  болен сынок,  а  я даже не в состоянии его толком накормить….  Тогда она спохватилась: сегодня день, когда в новом  универсаме на Аэродромной  тайком  продают продовольствие  для высокой интеллигенции города, в том числе и артистов. Поехали, сказала она, я тебе что-нибудь возьму. Когда вошли  в небольшую комнатку-ожидалку там сидела Вера Александровна. И пока моя подруга занималась добычей,  Вера Александровна созналась.  Николай  Николаевич на отрез отказался  таскаться с авоськами по  трамваям-тролейбусам.  Ему  честь артиста дороже  сытости.  Такая вот  флотско-мужская  крутость. Однако Вера  Александровнва  -  Дама и ей благополучие ее любимого дороже всего на свете. Сгребла авоськи  и отправилась за возможным советским пайком. Она уже загрузилась и горевала, что предстоит унизительный путь обратно. Я взвыл  с просьбой чуть подождать, мне сейчас что-то вынесут, и я довезу ее до самого подъезда.  И впредь: дал ей номера моих телефонов, гарантируя безотказностью. Однако никогда ни одного звоночка.
   Такая вот советская  ДЕЗДЕМОНА….

     Приближался  юбилей Веры Александровны.  На  те скромные  деньги, что были в моем  распоряжении  подарком удивить не возможно.
   Не давно вернулся  после трех лет работы  в Гвинее мой коллега и близкий друг. Когда мы его  встречали,  мне достался чемодан адской тяжести. Я спросил друга,  зачем ему селикатные  кирпичи из Африки?  Он усмехнулся: в чемодане  пеньки красного дерева, объекты его  будущей  художественной резки по дереву. О его увлечении я знал, в Африке он видно повысил свои умения.  У меня есть его подобный подарок. Были ли где в городе другие мастера по резке, не знаю. Для меня он был единственный.  Так вот, заметив мою озабоченность, он  попросил неделю другу на размышление.
   Однажды после занятий он позвал меня домой. Когда  вошли в его  комнату-кабинет,  он выдвинул ящик стола и выложил свое творение.  Избитая  театральная тема:  ОН плачет,  ОНА смеется.  Только всегда они рядом и он чуть ниже.  Здесь же  любимые  лежат головами рядом  друг к другу   не касаясь,   протянув фигуры в противоположные стороны. ОН, как водится, плачет, ОНА – смеется.  Меня потрясло выражение  лиц этой контрастной пары.  Я в волнении к нему:  «Как тебе это удалось?»  Он, как и должно таланту – «Не знаю…»   Дерзко полагаю, что ни один служитель сцены не получал такой  подарок.  Его автор  Роальд  Поздняков, творчески разнородно одаренная личность,  дружил с актерами и был у них как свой. Где ныне хранится его творение не знаю…..
 
       Среди  обилия  совместных  мероприятий, которые я должен был посещать, оказалось одно со скромным застольем в конце.  Так оказалось, что  мое места за столом как раз напротив Петра Львовича Монастырского. Я очень хорошо знал разницу наших «весов» и всегда держал себя между нами соответственно. Думаю, что Петр Львович  замечал это и ценил. Здесь же после  третьей или пятой чарки  я сам себя, не узнавая «развязался».  Встал и публично  заявил, что Монастырский лицемер. Он всех убеждал, что строит театр, а сам выстроил город. В Куйбышеве,  тогда бесспорно индустриальной столице страны, все его  выдающиеся технические и  культурные интеллектуалы прошли  «университет» Монастырского. Петр Львович, яростный спорщик промолчал, только  бросил свой острый взгляд.
  Таким был для города  Куйбышева  его драматический театр, его творец П.Л.Монастырский и его  первая скрипка  Вера Александровна Ершова.

     Повезло городу…..