Магия чисел

Митрофан Игнатьевич
     Для кого-то сочетание слов "магия чисел" просто красивая фраза, относящаяся к разряду фантазии, и приятная на слух. Кто-то считает это самой настоящей абракадаброй, рождённой в воспалённой голове какого-нибудь уставшего математика. Кто-то банально не верит в саму природу такой магии и называет чистой воды шарлатанством, на котором зарабатывают деньги нумерологи, астрологи и прочие прохиндеи, запудривая мозги доверчивым обывателям. А есть категория граждан, реально погружённая в этот удивительный мир каббалистических знаков и других "козьих морд", переформатированный могущественнейшим волшебником до состояния чудесного абсурда напополам с откровенным безумием. Эта категория граждан - страдальцев, граждан - мучеников довольно многочисленна и постоянно пополняется, несмотря на столь явную угрозу для своего психического здоровья. Из года в год, из века в век... Как вы уже догадались, речь идёт о студентах технических ВУЗов, добровольно и сознательно погрузившихся в это  наказание на пять лет. А дальше, как повезёт... И я, волею судеб, был в их числе.

     Нельзя сказать, что при поступлении в этот институт я совсем не представлял себе обозначившуюся на горизонте профессию. Прекрасно знал о многочисленных вычислениях, с которыми неизбежно придётся иметь дело. Собственно, они и составляли самый смысл этого ремесла. Без них никуда и это следовало принять, как данность, что я и сделал при поступлении после многочасовых терзаний и сомнений. Скажу больше - непрерывная работа с цифрами, их уравнивание и приведение в должный вид мне, поначалу, даже нравилась! Есть в кропотливой работе с большими массивами данных своя прелесть, которая способна затянуть и увлечь. А эта искренняя радость от правильного значения, полученного в результате многотрудных вычислений! Разве есть, что-то более чистое и неподдельное!?

     Нас загрузили с первых же занятий и не давали расслабиться до самого выпускного. Мы, строго говоря, и не знали другого ритма и нагрузки! Приняли её, как должный и вполне справедливый удел, а потом и втянулись. Потом и слезами обливались, но корпели над учебниками и не видели смысла в такой глупости, как возмущение. Иногда позволяли себе немного погоревать и побухтеть  о несправедливости судьбы, терзающей нас, не в пример, более жестоко, чем коллег - смежников из соседнего института. Не более... С течением времени, юношеский задор и ощущение собственной значительности от первых успехов в перелопачивании неподъёмных гор данных, сыплющихся изо всех щелей, стали постепенно трансформироваться в неясное чувство тревоги, подкреплённое наблюдениями за окружающими... Постепенно, постепенно... Неясность стала рассеиваться, и начали вырисовываться знакомые очертания самой обыкновенной паники, от которой с этой подводной лодки уже не убежать, не скрыться... Так и рисуется образ обезумевшего слабака и трусишки, вылезающего с выпученными глазками из торпедного аппарата на километровой глубине. Через секунду эти глазки окончательно лопаются, а сам он превращается в бесформенную массу под чудовищным давлением...

      Проявления этой "математической болезни", когда цифры, алгебраические знаки и тригонометрические формулы из надёжных помощников и верных союзников в деле постижения науки самым мистическим образом перерождаются в коварных предателей и бессовестных подставщиков, я заметил давно. С первых дней обучения дурацкие ляпы и забавные нелепицы встречались на каждом шагу и не только у студентов, у которых и без математического анализа голова идёт кругом, но и у закалённых в мозговых баталиях преподавателей. Некоторые оговорки, описки и неграмотная перестановка знаков с места на место носили характер дружеской подколки и невинного чудачества старенького профессора, решившего на склоне лет подшутить над молодыми оболтусами в аудитории. На таких пустяках никто не зацикливался и после недолгого добродушного смеха все возвращались в привычное рабочее состояние.

     Но были самые настоящие наваждения, ставящие в ступор всех присутствующих и приводящие не только студентов, но и преподавателей в состояние самой настоящей истерики. Не сразу, постепенно и вкрадчиво... После долгих и безуспешных попыток разобраться в проблеме, которую никто не видит, но отчётливо чувствует. Все понимают, что написанное - полный бред, ведущий в тупик, но, в чём конкретно этот бред заключается, никто долгое время понять не может. Все беснуются, но найти червоточину не получается... Плюются слюнями и ругаются матерными словами, до драки дело доходит, но... Одним словом, наваждение.

     Интересно наблюдать за товарищами, попавшими под воздействие этой магии! Увидел "зависшего" студента над тетрадкой с таблицей и не подающего признаки осознанной жизни? Знай - он в омуте "цифрового зазеркалья"... Кстати, имеет смысл уточнить, хотя, различие в поведении не очевидное и различимое, только, натренированному преподавательскому глазу. "Статуя" физически присутствует в аудитории, но её дезориентированный мыслительный процесс происходит не на этом конкретном стуле и не за этим конкретным столом, а в сферах, далёких от текущей реальности. Человек, "очарованный" цифрами, занимается не работой над порученным ему заданием - он работает над самим собой. Расплывшиеся пятна на тексте от капающих слёз из его опухших глаз красноречиво говорят о серьёзности и безуспешности усилий. Идёт титаническая борьба со своими комплексами и сомнениями, смысловое зерно, которых, однако, он самостоятельно вычленить не может. Чувствует, но в упор не видит... Он до головной боли близок к разгадке, но ухватить эту вертлявую бестию не в состоянии.

     Любители всего непонятного и необъяснимого разделяют магию чисел и магию цифр. Понимаю, что данная разблюдовка не является строго академической и прикладного применения, к сожалению, не имеет. Она интересна пытливому и стороннему исследователю, а страдающей  персоне в конкретный безвыходный момент на неё глубоко и смачно наплевать... Хотя, если бы человек заранее понимал, что сформированные в его ребусе числа, состоящие из цифр, имеют определённые закономерности в построении, то он бы быстрее разглядел лучик света в конце своего туннеля. Студент, не вооружённый этим знанием, жалок и морально неустойчив.
 
     На первый взгляд, эта классификация с цифрами и числами эфемерна и непостоянна, но имеет глубокие смысловые корни. Поэтому, не стоит ограничиваться только "первым взглядом"...  Обязательно нужно проанализировать свои мытарства и блуждания в потёмках по замкнутому кругу после того, как изматывающее наваждение спадет, и задача благополучно разрешится. Нужно чётко понимать и осознавать всю неизбежность этого проклятия - впереди тебя ждут, скорее, поджидают и другие столкновения с математическим "волшебством". Делай выводы и соответствующие "зарубки" на лбу, стели соломку на всём своём пути к знаниям.

     Знатоки понимают, что простая дискалькулия к нашему феномену не имеет никакого отношения. И ученическая "запарка" тоже не всё объясняет. Кроме того, нужно смириться с тем, что "магия чисел" - болезнь заразная и в особо напряжённые моменты работы над обширными массивами математических данных способна "увлечь" не только простых студентов, но и преподавателя, который на свою беду попытается вам помочь разобраться в коварных цифровых  колонках и столбиках.

     Вспоминаю, как наша группа под руководством известного профессора занималась приведением в надлежащий вид "портянки" многоуровневых вычислений, которые должны были закончиться конкретным и заранее известным результатом. Сначала двое студентов настолько углубились в проблему, что, казалось, погрязли в ней навсегда. Они провозились с ней всё отпущенное время и совершенно отчаялись. Им на выручку бросились все освободившиеся одногруппники и тоже благополучно увязли по самую макушку. Учебная пара была завершающей, поэтому бились до самого вечера без перекуров... Передрались и переругались, но в поиске загадочной ошибки не приблизились, ни на миллиметр. И фигурально, и буквально - пытались увязать данные по расстоянию... Перед всеми присутствующими на этом "мозговом штурме" замаячила реальная перспектива провести ночь в стенах родного института.

     Наш научный руководитель сжалился над нами перед самым уходом домой, когда на улице стало совсем темно. Подошёл, поинтересовался нашими "успехами" и... на два часа "погрузился" в эти самые "успехи"! Десять человек разбирались с этим мороком в течение пяти часов... Профессор аж вспотел от напряжения и досады! Много мы услышали от него не совсем профессиональных терминов... С совершенно новой стороны раскрылся человек, не таким уж он оказался нелюдимом и затворником!
 
     "Добили" мы, в конце концов, эту злосчастную "портянку". Ошибка была в самом начале вычислений. Там, где уже искать перестали... Неправильно сложили два иррациональных числа, запятая "заблудилась"... Не нужно было профессору обещать нам общую переэкзаменовку, если он найдёт ошибку за десять минут...