Отрывок из памяти

Валентина Столярова 2
Мы жили в Калмыкии, в городе Элиста, это наша малая родина. Когда началась война, отец ушёл на фронт, нас, детей было четверо, самой младшей полтора года, а в начале 1942 года родилась ещё сестрёнка. У мамы к этому времени уже появились незаживающие раны на левой ноге.
Когда были бомбёжки, нас мама прятала в погреб, а сама оставалась с малышкой в землянке. Даже соседи прибегали к нам прятаться. Один раз во время бомбёжки соседка беременная не добежала – её убило посреди дороги.

В Элисту вошли немцы 12 августа 1942 года.
Мама рассказывала, что немцы ходили по дворам и на ломаном русском языке говорили:
«Матка, яйко, молоко дай». Мама разводила руками и показывала на нас пятерых, а мы, кто рядом стоял, кто за юбку держался, и тут же люлька висела с ребёнком. И они уходили от нас, тем более, что мы жили в саманной землянке. А к другим заходили в курятники и сами брали, что находили. У кого были просторные дома, там немцы селились.

Сначала немцы хорошо относились к жителям, особенно к калмыкам, им разрешили
строить буддийские храмы и монастыри, иметь оружие, их назначали старостами.
Калмыки поверили немцам, что их ждёт райская жизнь, и стали переходить на их сторону. Как потом стало известно, что перешли к немцам 5-7 тысяч калмыков, и из них стали формировать специальные отряды.
   
Был такой случай, когда мама разбинтовывала ногу, и водой поливала на бинт, так как он прилип к ране, в это время зашёл немец. Он поздоровался на русском языке, и мама ответила на приветствие. Потом посмотрел на нас и спросил, все ли её дети, на что мама кивнула головой.
«А где муж?» – спросил немец.
«На фронте» - ответила мама. Он помолчал, а потом сказал, чтоб мама не забинтовывала ногу, и ушёл.
Приблизительно через полчаса, вернулся и намазал маме ногу какой-то мазью, положил сверху, как я теперь понимаю, компрессную бумагу, и забинтовал своим бинтом. Мама сказала ему спасибо, а он велел ей не разбинтовывать ногу два дня. На третий день немец снова пришёл, перебинтовал ногу, оставил баночку с мазью, два бинта, и сказал:
«Через десять дней пришли ребёнка в такой-то дом, я передам нужную мазь». Но мама побоялась посылать. Ноге стало легче, ранки затянулись, но только до холодов, а как застыли ноги, снова открылись.
 
Приблизительно через месяц, кто-то бросил толовую шашку в колодец и поджёг школу, а она полностью была заселена немцами.
Жители понимали, что это сделали партизаны,
и в душе радовались, что не забыт наш город.
А ещё наши самолёты сбросили бомбы на их казармы. Ох, и лютовали немцы, начались аресты, много погибло людей в застенках гестапо.

Элиста находилась пять месяцев в оккупации.
Первого января 1943 года наши войска вошли
в город.
27 декабря 1943 года был издан указ о ликвидации Калмыцкой АССР. Наш город переименовали в город Степной. За измену Родине 28-29 декабря 1943 года началась депортация всех калмыков в Сибирь.
А 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено возвращаться в свои родные края.

Калмыцкая АССР, в составе РСФСР, существовавшая с перерывами в 1935—1943 и 1958—1991 годах. В мае 1991 года была преобразована в Калмыцкую Советскую Социалистическую Республику, а в феврале 1992 года — в Республику Калмыкия.