Блок. Молитвы. Прочтение

Виталий Литвин
73. Молитвы

                Наш Арго!
                Андрей Белый

1. «Сторожим у входа в терем…»


                Сторожим у входа в терем,
                Верные рабы.
                Страстно верим, выси мерим!
                Вечно ждем трубы

                Вечно — завтра. У решотки
                Каждый день и час
                Славословит голос четкий
                Одного из нас.

                Воздух полон воздыхании,
                Грозовых надежд,
                Высь горит от несмыканий
                Воспаленных вежд.
               
                Ангел розовый укажет,
                Скажет: «Вот она:
                Бисер нижет, в нити вяжет —
                Вечная Весна».

                В светлый миг услышим звуки
                Отходящих бурь.
                Молча свяжем вместе руки,
                Отлетим в лазурь.


2. Утренняя


                До утра мы в комнатах спорим,
                На рассвете один из нас
                Выступает к розовым зорям —
                Золотой приветствовать час.

                Высоко он стоит над нами —
                Тонкий профиль на бледной заре
                За плечами его, за плечами —
                Все поля и леса в серебре.

                Так стоит в кругу серебристом,
                Величав, милосерд и строг.
                На челе его бледно-чистом
                Мы читаем, что близок срок.


3. Вечерняя


                Солнце сходит на запад. Молчанье.
                Задремала моя суета.
                Окружающих мерно дыханье
                Впереди — огневая черта.

                Я зову тебя, смертный товарищ!
                Выходи! Расступайся, земля!
                На золе прогремевших пожарищ
                Я стою, мою жизнь утоля.

                Приходи, мою сонь исповедай,
                Причасти и уста оботри…
                Утоли меня тихой победой
                Распылавшейся алой зари.


4. Ночная

                Они Ее видят!
                В. Брюсов

                Тебе, Чей Сумрак был так ярок,
                Чей Голос тихостью зовет, —
                Приподними небесных арок
                Всё опускающийся свод.
                Мой час молитвенный недолог —
                Заутра обуяет сон.
                Еще звенит в душе осколок
                Былых и будущих времен.
                И в этот час, который краток,
                Душой измученной зову:
                Явись! продли еще остаток
                Минут, мелькнувших наяву!
                Тебе, Чья Тень давно трепещет
                В закатно-розовой пыли!
                Пред Кем томится и скрежещет
                Суровый маг моей земли!
                Тебя — племен последних Знамя,
                Ты, Воскрешающая Тень!
                Зову Тебя! Склонись над нами!
                Нас ризой тихости одень!

5. Ночная


                Спи. Да будет твой сон спокоен.
                Я молюсь. Я дыханью внемлю.
                Я грущу, как заоблачный воин,
                Уронивший панцырь на землю.

                Бесконечно легко мое бремя
                Тяжелы только эти миги.
                Всё снесет золотое время:
                Мои цепи, думы и книги.

                Кто бунтует — в том сердце щедро
                Но безмерно прав молчаливый.
                Я томлюсь у Ливанского кедра,
                Ты — в тени под мирной оливой.

                Я безумец! Мне в сердце вонзили
                Красноватый уголь пророка!
                Ветви мира тебя осенили.
                Непробудная… Спи до срока.
                Март-апрель 1904


     Напомню, что эпиграф у Блока – это, чаще всего, не выжимка смысла стихотворения или намёк на то, как его читать, а отсылка на повод к стихотворению, на предшествующую стихотворению сцену.
Приведу стихотворение Андрея Белого «Золотое руно»:

"Золотое руно
                Посвящено Э. К. Метнеру

1

                Золотея, эфир просветится
                и в восторге сгорит.
                А над морем садится
                ускользающий солнечный щит.

                И на море от солнца
                золотые дрожат языки.
                Всюду отблеск червонца
                среди всплесков тоски.

                Встали груди утесов
                средь трепещущей солнечной ткани.
                Солнце село. Рыданий
                полон крик альбатросов:

                «Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
                Закатилось оно —
                золотое, старинное счастье —
                золотое руно!»

                Нет сиянья червонца.
                Меркнут светочи дня.
                Но везде вместо солнца
                ослепительный пурпур огня.
                Апрель 1903
                Москва

2

                Пожаром склон неба объят...
                И вот аргонавты нам в рог отлетаний
                трубят...
                Внимайте, внимайте...
                Довольно страданий!
                Броню надевайте
                из солнечной ткани!

                Зовет за собою
                старик аргонавт,
                взывает
                трубой
                золотою:
                «За солнцем, за солнцем, свободу любя,
                умчимся в эфир
                голубой!..»

                Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
                трубя
                в золотеющий мир.
               
                Все небо в рубинах.
                Шар солнца почил.
                Все небо в рубинах
                над нами.
                На горных вершинах
                наш Арго,
                наш Арго,
                готовясь лететь, золотыми крылами
                забил.

                Земля отлетает...
                Вино
                мировое
                пылает
                пожаром
                опять:
                то огненным шаром
                блистать
                выплывает
                руно
                золотое,
                искрясь.

                И, блеском объятый,
                светило дневное,
                что факелом вновь зажжено,
                несясь,
                настигает
                наш Арго крылатый.

                Опять настигает
                свое золотое
                руно...
                Октябрь 1903. Москва"

     903-ий год, Москва, вокруг Бориса Бугаева собрался кружок юных поэтов, юных философов, музыкантов, художников – литераторов, которых потом назовут младосимволистами, но сами себя они называли – по этому стихотворению – аргонавтами!
     Они – ровесники Блока (Борис Бугаев – Андрей Белый – 1880;  Лев  Кобылинский (Эллис) –  1879, Сергей Соловьёв – 1885). Они были из одного круга – профессорские дети. Сергей Соловьев был даже родственником Блока (троюродный брат). Они все были абсолютными последователями Вл. Соловьева. И ещё все они входили в «братство зари»:
     «…факт -- оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
     …Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой…» А. Белый.
     Сравните, Ал. Блок. Из дневника 18-ого года:
     «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
     Вот и в этом стихотворении А. Белого заря – действующий фактор! Как и в стихотворении Блока:

                Воздух полон воздыхании,
                Грозовых надежд,
                Высь горит от несмыканий
                Воспаленных вежд.

                Ангел розовый укажет,
                Скажет: «Вот она:
                Бисер нижет, в нити вяжет —
                Вечная Весна.
 
     В чем сюжет стихотворения А. Белого, что показывает нам “предшествующая сцена”? – новое отплытие Арго – с новым экипажем! “Старик-аргонавт” собрал на новый подвиг – “нас”!
     “Мы”,  “вечные рабы”  – это обитателя мира “у разлива рек”, послушники истинного храма, – не того, в который завлекла его Любочка немедленно после Явления, сразу после Света, пристроившегося в сокровенных изгибах достоевского и бесноватого Питера:

                «...Восемь, девять, средний храм —
                Пять стенаний сокровенных,
                Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

     … и не те, в которые Любочка в томлении по «неведомой тайне долгих поцелуев» водила его осенью 901 года, где

                «Высоко бегут по карнизам
                Улыбки, сказки и сны.
                25 октября 1902»


     в котором он страшной осенью 902 года, накануне объяснения с Л.Д. в полной готовности к самоубийству (Л.Д.: «Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых. Этот листок я скомкала, и он хранится весь пожелтевший со следами снега…» ) попытается ещё раз убедить себя, что

                «…я верю: Милая — Ты.
                25 октября 1902»

     В этом храме всё было по-другому, было – радостно:

                «Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.

                Но в предвестие веселий,
                В день весенних бурь
                К нам прольется в двери келий
                Светлая лазурь.

                И полны заветной дрожью
                Долгожданных лет
                Мы помчимся к бездорожью
                В несказанный свет.
                18 февраля 1902»

     Год назад, зимой 902-ого года он про аргонавтов ещё ничего не знал, но вот – словно явственно увидел. Увидел – и они появились! И в первой “молитве” есть радостное, ликующие предчувствие начала:

                В светлый миг услышим звуки
                Отходящих бурь.
                Молча свяжем вместе руки,
                Отлетим в лазурь.

*

     Вторая молитва – «Утренняя» рисует быт этих послушников, мнихов – подвижников! Но больше их обыкновения напоминают быт студентов всех времен:

                До утра мы в комнатах спорим…

     (И почти видится жбанчик пива на столе… или сухого монастырского…) И только один уходит на стражу, на молитву, на пост:

                Так стоит в кругу серебристом,
                Величав, милосерд и строг.

     Но нет в его служении мрачной истовости, и нет в их ожиданиях угрюмой жертвенности:

                На рассвете один из нас
                Выступает к розовым зорям —
                Золотой приветствовать час.

     Радость, свет – вот что окружает их: «Gaude;mus ig;tur, juv;nes dum sumus!» – «Будем же веселы, пока мы молоды!»

*

Третья молитва – «Вечерняя». И вот картинка очередной стражи, очередного из братства зари. Все спят, а он на посту:

                …Окружающих мерно дыханье
                Впереди — огневая черта.

                …Утоли меня тихой победой
                Распылавшейся алой зари

*

Четвертая молитва – Ночная.



И опять сначала посмотрим на предыдущую сценку, на которую намекает эпиграф:

                «Они Ее видят! они Ее слышат!
                С невестой жених в озаренном дворце!
                Светильники тихое пламя колышат,
                И отсветы радостно блещут в венце.

                А я безнадежно бреду за оградой
                И слушаю говор за длинной стеной.
                Голодное море безумствовать радо,
                Кидаясь на камни, внизу, подо мной.

                За окнами свет, непонятный и желтый,
                Но в небе напрасно ищу я звезду...
                Дойдя до ворот, на железные болты
                Горячим лицом приникаю – и жду.

                Там, там, за дверьми – ликование свадьбы,
                В дворце озаренном с невестой жених!
                Железные болты сломать бы, сорвать бы!..
                Но пальцы бессильны, и голос мой тих.
                1903»

     Картина всё та же: храм-дворец ликующей молодёжи, в котором идёт служение-праздник. Свадьба! Свадьба, которая не как ознаменование разрешения трахаться вволю, а как пролог к Жизни Новой –  La Vita Nuova!
     Там – озарение, а герой стихотворения – вне его, на берегу “голодного моря” (на «скрещении вод»?). Он когда-то покинул их?  Был изгнан? Но больше не допущен.
И вот теперь читаем монолог, молитву этого изгнанного:

                Тебе, Чей Сумрак был так ярок,
                Чей Голос тихостью зовет, —
                Приподними небесных арок
                Всё опускающийся свод…

     От лица всех таких же, как он, уставших, не выдержавших, покинувших, предавших:

                Явись! продли еще остаток
                Минут, мелькнувших наяву!

                …Ты, Воскрешающая Тень!
                Зову Тебя! Склонись над нами!
                Нас ризой тихости одень!



Пятая молитва – Ночная.
Опять - "ночная"

                Я безумец! Мне в сердце вонзили
                Красноватый уголь пророка!

     Это, конечно аллюзия  на «Пррока» Пушкина, Лермонтова:

                «…И шестикрылый серафим
                На перепутье мне явился.

                …И он мне грудь рассек мечом,
                И сердце трепетное вынул,
                И угль, пылающий огнем,
                Во грудь отверстую водвинул.»
                Пушкин
 
    Но у Блока это не тот пророк, который на площадях «глаголом жжет сердца людей», а лермонтовский одинокий отшельник:

                «…Завет предвечного храня,
                Мне тварь покорна там земная;
                И звезды слушают меня,
                Лучами радостно играя.

                “…Смотрите: вот пример для вас!
                Он горд был, не ужился с нами:
                Глупец, хотел уверить нас,
                Что бог гласит его устами!
                Смотрите ж, дети, на него:
                Как он угрюм, и худ, и бледен!
                Смотрите, как он наг и беден,
                Как презирают все его!”»
                Лермонтов

     И ещё одно стихотворение Лермонтова вызывают в памяти строки: «Я томлюсь у Ливанского кедра, /Ты — в тени под мирной оливой.»:

               
                «На севере диком стоит одиноко
                На голой вершине сосна
                И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
                Одета, как ризой она.

                И снится ей все, что в пустыне далекой,
                В том крае, где солнца восход,
                Одна и грустна на утесе горючем
                Прекрасная пальма растет.»

     В исходном стихотворении нет этих огромных расстояний меж диким севером и далёой пустыней, в нем герой даже «внемлет дыханию» спящей, но безнадежность та же… У героя – своя стража, свои битвы – «Красноватый уголь пророка» диктует «думы и книги», но иногда он приходит сюда, и здесь:

                Бесконечно легко мое бремя
                Тяжелы только эти миги.

     И здесь бесконечно тяжело ему здесь. Здесь он понимает, что его миссия – пробудить спящую, – провалилась. Что её «сроки» не связаны с ним.
     Вот как всё начиналось:

                «Тихо вечерние тени
                В синих ложатся снегах.
                Сонмы нестройных видений
                Твой потревожили прах.
                Спишь ты за дальней равниной,
                Спишь в снеговой пелене…
                Песни твоей лебединой
                Звуки почудились мне.
                Голос, зовущий тревожно,
                Эхо в холодных снегах…
                Разве воскреснуть возможно?
                Разве былое – не прах?
                Нет, из господнего дома
                Полный бессмертия дух
                Вышел родной и знакомой
                Песней тревожить мой слух.
                Сонмы могильных видений,
                Звуки живых голосов…
                Тихо вечерние тени
                Синих коснулись снегов.
                2 февраля 1901»

     Вторая «Ночная молитва» – как ответ на первую. Там он молил:

                «Явись! продли еще остаток
                …Тебя — племен последних Знамя,
                Ты, Воскрешающая Тень!
                Зову Тебя!...»



     «Сонмы видений» два года назад вызвали его на подвиг пробуждения… Не состоялось.  И теперь ему не ответили. И ему осталось только хранить её сон:

                Спи. Да будет твой сон спокоен.
                Я молюсь…


*

     О чём же весь этот цикл «Молитвы»? Он  о переложении ответственности: у меня не получилось, аргонавты – ваша очередь!