Нужны ли отечественному спорту легионеры

Александр Щербаков 5
Не так давно я написал статью, где утверждал, что между спортом и театром много общего.  Много, но далеко не все. Если на театральных подмостках актеры представляют действие спектакля с заранее известным финалом, то в спорте финал-то как раз и не ясен, именно это держит болельщиков на трибунах до последнего свистка судьи.  Т.е. наряду со зрелищем есть еще и состязательность,  и для победы надо не только хорошо уметь делать финты, иметь классный дриблинг, сильно бить или бросать по воротам, но и определенное мужество, чтобы лезть в гущу соперников  и там выигрывать единоборства, получая при этом удары и шишки.  А то и травмы, которые иногда могут закончиться концом спортивной карьеры.

В отечественном спорте, особенно в период существования Советского Союза, фактами самоотверженности спортсменов удивить болельщиков было трудно.  Особенно в хоккее, виде спорта, где у нашей страны самые весомые успехи на международной арене.  Там без самоотверженности спортсменов добыть победу было невозможно.  Самый результативный хоккеист сборной СССР Борис Михайлов не зря много лет был капитаном.  Не обладая искрометной скоростью или виртуозной  техникой, он забивал свои голы с пятачка, часто добивая отскочившую от вратаря соперника шайбу.  Немногие хоккеисты рисковали оставаться на пятачке в играх с теми же канадцами, американцами и чехами.  Тычков клюшкой в незащищенное место, ударов исподтишка Михайлов получал достаточно, и все ради победы нашей сборной.  И под стать капитану действовали другие игроки, которые ложились под шайбу, летящую в ворота, практические не раздумывая.

Сейчас мастерство во многих видах спорта подравнялось, без полной отдачи сил не выиграть ни в футболе, ни в хоккее, ни в других видах спорта.  Часто игроки играют после заморозки или обезболивающего укола, или, как это было на Олимпиаде 2012 года с волейболистом Александром Волковым, удаления из суставной сумки коленного сустава сукровичной  жидкости.  Так провел все матчи Волков, настаивая перед тренерами о своем участии в играх.

И это, увы, довольно редкий пример самоотверженности спортсмена в наше, постсоветское время.  Сейчас не честь флага   страны или клуба в почете, а сумма с нулями в личном контракте спортсмена. В советское время некоторые игроки шли в заключение, только чтобы не поменять команды, в которых играли, и не потерять уважение своих преданных болельщиков.  Пример братьев Старостиных из московского «Спартака» самый наглядный.  Перейти из того же «Спартака» в «Динамо» или ЦСКА было невозможно представить.  Селекционеры клубов искали талантливых мальчишек по всей стране, уговаривали выступать за тот или иной клуб, создавали условия молодому таланту для роста, а вырастив из него игрока, отдать в другой клуб, причем из числа заклятых соперников – такое случалось крайне редко во времена советского спорта. 

А сейчас это сплошь и рядом. Клубы продают своих игроков в другие, зачастую даже не ставя самого спортсмена в известность о продаже. Приходит игрок на матч,  а его футболки в раздевалке команды нет. Так он узнает о своей продаже.  Особенно часто такое  случается в хоккее с шайбой. Причем звездный статус игрока не спасает от продажи. Уж на что звезда хоккея Уэйн Гретцки,  а продали из звездного «Эдмонтон Ойлерз» в «Лос-Анжелес Кингс», команду из нижней части турнирной таблицы, но из богатого штата Калифорния,  и перестал Гретцки устанавливать свои рекорды, не имея рядом классных партнеров, как в «Ойлерз».

Но там, в профессиональном спорте на Западе,  есть реальные хозяева клубов, которые за свои деньги содержат команды, они и решают судьбу игрока. Продали из Эдмонтона свою звезду Гретцки, и перестал «Ойлерз» не то что, выигрывать Кубок Стенли, но даже в зону плей-офф.  А участие в играх плей-офф и уж тем более выигрыш Кубка Стенли дает немалые денежные прибавки в кассу клуба и в карманы игроков. Вот и рискуют хозяева ради сиюминутной выгоды судьбой целой команды. Бывает, что и один в поле воин.

А вот в том же нашем хоккее или футболе клубы, даже самые звездные, содержатся на деньги спонсоров. Хорошо, если есть мощные титульные спонсоры, типа «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и компаний чуть поменьше, тогда проблем с покупкой звезд не бывает.  В том числе и из-за границы.   Поэтому едут к нам в страну футболисты из Латинской Америки,  хоккеисты из Северной Америки и Финляндии, баскетболисты из США, где переизбыток классных игроков, и они едут зарабатывать к нам немалые деньги, зачастую лишая куска хлеба российского молодого  талантливого спортсмена из резервной команды.  Причем едут отнюдь не звезды, тем всегда  найдется место в составе ведущих клубов, а середняки,  которые выше головы  не прыгнут.  А будущая наша звезда, если судить по выступлениям за молодежные команды, остается вне большого спорта или играет во втором дивизионе.  А потеряв мечту сыграть на высшем уровне, мало кто из игроков сохраняет желание трудиться  «через  не могу» на тренировках, чтобы играть лучше.

А что в результате?  В сборные команды страны попадают весьма посредственные игроки, не достойные чести представлять нашу страну на мировой арене.  И результаты сборных команд плачевные.  Максимум, что смогла сделать наша сборная по футболу, попасть в четвертьфинал домашнего чемпионата мира, а ранее даже не выходившая в финальную часть мундиаля.  И хоккеисты тоже проиграли финской сборной, в которой было всего два игрока из ведущей лиги мира – НХЛ, а в нашей сборной сплошь звезды, обладатели многочисленных индивидуальных призов в НХЛ. Индивидуальных, обратите внимание, я специально так написал. А вот командной игры у сборной не было. Ну не те тренеры у сборной, ни Воробьев, ни Кудашов, нет у них тренерского авторитета, который был у Тарасова, Чернышева, Тихонова, Юрзинова.  Да и выбирать игроков в стране тренеры не могут, все лучшие играют за океаном.  Поэтому и проигрывают сборная, составленная из игроков, играющих в России, сборным Швеции, Чехии, Финляндии.

Или взять баскетбол. Команда ЦСКА постоянно выходит в финальную четверку лиги Европы. Не всегда достаются ей высшие награды, но все же. Но кто играет в ЦСКА первую скрипку? Сплошь негритянские спортсмены из США.  А все наши игроки на подхвате. Вот и не может наша сборная даже пробиться в финальную часть  ни чемпионата Европы, ни чемпионата мира.  А ведь дважды выигрывали Олимпиаду и один раз чемпионат мира. Но тогда были тренеры Гомельский и Кондрашин,  которые могли поставить командную игру сборной страны. А сейчас таких тренеров нет.

Нет сильных игроков в том же гандболе за границей, не очень популярен этот вид спорта в Западном полушарии, и у нас в стране, и в Европе. Но в той же Скандинавии и Центральной Европе, где не очень  сильные сборные по другим видам спорта, таланты все же находятся. Им ставят правильную командную игру, и они выигрывают европейские и мировые чемпионата. А у наших гандболистов, особенно мужчин, успехи в далеком прошлом.  Как и у наших женщин-баскетболисток, которые в советское время были бессменными чемпионками мира и Европы.

Единственный игровой вид спорта, где мы еще на высоте – волейбол. Думаю, это потому, что высокие игроки вместо баскетбола идут в волейбол, где у них больше шансов стать игроками сильных команд и сборной страны, претендующей на медали мировых турниров, а значит,  и хорошие призовые деньги. Второй фактор относительных успехов в том, что у нас очень жесткий лимит на легионеров – два человека на команду, т.е. на 14 игроков. В Италии, где сейчас самый сильный чемпионат в мире, лимит в 2 раза больше – 4 игрока, а в международных встречах на 1 игрока больше.  Поэтому клубы в Италии сильные, часто выигрывают, а сборная выступает намного слабее, хотя там играет натурализованный кубинец Хуанторена.

Несколько слов о натурализации в спорте. Что это такое?  Спортсмен, родившейся в какой-то стране, получает гражданство другой и начинает защищать её спортивную честь.  Таких спортсменов очень много.  Есть две африканские страны – Кения и Эфиопия. Многие районы этих стран – высокогорные. Родившиеся в этих районах люди имеют врожденное повышенное содержание  эритроцитов, так как  в горах меньше кислорода. И в равнинных условиях у кенийцев и эфиопов больше выносливость,  они побеждают чаще белых в беге на средние и длинные дистанции. И те спортсмены, кто не попадает в сборные Кении и Эфиопии, уезжают в другие страны, получают там гражданство и выступают за эти страны на международных чемпионатах.  Получается вроде соперничества бегунов Кении и Эфиопии под разными флагами.  И богатых стран Ближнего Востока, и Европы.

Тоже самое наблюдается и в игровых видах спорта.  Футболисты из бедных стран Латинской Америки получают гражданство стран Европы,  и играют за их сборные. Странно видеть в сборной Германии чернокожих футболистов,  а в сборной Франции их вообще большинство, да и в сборной Англии хватает.  Есть и в нашей футбольной сборной вратарь из Аргентины, пара полевых игроков из Бразилии. Все они имеют российский паспорт. Но я уверен, что играть «через не могу» за честь страны, с которой их ничто не связывает, кроме денежного контракта, и которую они наверняка покинут, когда закончится спортивная карьера, они не будут.  Впрочем, и многие наши игроки, мечтающие о зарубежных клубах, тоже не бьются за честь России, как наши советские спортсмены  в далекие 60-80-е годы, когда наш спорт  был сильнейшим во многих видах.

А сейчас те же футбольные клубы России, где половина состава легионеры, что видно на фотографии московского «Спартака» на заставке в статье,  не вышли даже в плей-офф Лиги чемпионов Европы.  А ведь были победы в таких турнирах киевского и тбилиского «Динамо», да и другие наши клубы выбивали грандов из турнира.  И наши хоккеисты на предновогоднем турнире Шпенглера вылетают на предварительном этапе, а раньше тот же ЦСКА постоянно выигрывал этот турнир в Швейцарии. Но тогда в команде были бойцы типа Михайлова, Петрова, Рагулина, а сейчас легионеры на первых ролях.

Так нужны ли нашему отечественному спорту легионеры? Думаю, что звездные игроки из-за рубежа могут научить нашу молодежь, но их в наших командах должно быть на так много. Нашим отечественным спортсменам надо самим много тренироваться, становиться лидерами в командах и добиваться побед. Вначале во внутреннем чемпионате, а затем и на международной арене. Но государство должно оценивать их труд адекватно.  Позор, когда звания заслуженных мастеров спорта дают футболистам за то, что они вышли в четвертьфинал мирового чемпионата. Раньше за серебро на чемпионате Европы главного тренера футбольной команды Бескова сняли с работы.  Или нашим хоккеистам, которые стали чемпионами мира в Минске в 2014 году,  когда все сильнейшие хоккеисты мира не приехали в этот олимпийский год,  подарили автомобили наравне с олимпийскими чемпионами Сочи.  Выиграть олимпиаду намного труднее, чем чемпионат мира,  и оценки этих побед должны быть разные.