Часть 114
В 1941 году были разработаны ракетные блоки А9 и А10. Объединив их между
собой, конструкторы Третьего рейха получили гибридную двухступенчатую
ракету А-9/А-10 с дальностью полета 4500 километров, что позволяло достичь
территории США, доставив к цели боевой заряд массой 975 килограммов.
Максимальная скорость 100-тонной махины немногим превышала 3 километра в
секунду, что несравненно ниже первой космической скорости, необходимой для
выхода на круговую околоземную орбиту - 8 километров в секунду. Так что
даже после гипотетических доработок А10 вряд ли смогла бы выбросить на
орбиту пилотов-смертников из-за недостатка скорости.
Это, однако, не означает, что Германия в годы войны не могла обладать
средством, способным вывести на орбиту сравнительно небольшой космический
аппарат. И таким средством мог стать ракетный бомбардировочный самолет
Евгения Зенгера, родившегося в 1905-м и умершего в 1964 году в Западном
Берлине.
В 1942 году им был разработан проект 100-тонного ракетоплана, который имел
длину 28 метров, ширину фюзеляжа - 3,65 метра и размах крыла - 15 метров.
Прикрепленный к стартовому приспособлению, свободно скользящему по
направляющей монорельсовой разгонной дорожке, ракетоплан Зенгера, развив
взлетную скорость, должен был отойти от стартового устройства и начать
стремительный набор высоты. Через 6 минут 12 секунд, выработав почти все
86 тонн горючего,
Воздушно-космический самолет «Зенгер»
ракетоплан при чудовищной по тем временам скорости 6370 метров в секунду
достигал высоты более 90 километров, откуда и начиналось планирование
через Атлантику. Между 25-й и 31-й минутой полета аппарат, достигнув
побережья США, должен был сманеврировать, описывая полуокружность радиусом
500 километров, и при этом сбросить на Нью-Йорк с высоты 38-50 километров
4-тонную планирующую авиабомбу. Скорость его в ходе совершения маневра
упала бы с 6 до 4 километров в секунду. Далее, постепенно снижаясь,
ракетоплан Зенгера пересек бы Атлантику в обратном направлении и на 80-й
минуте полета совершил бы посадку на родной земле.
При необходимоети ракетоплан способен был достичь высоты 260 километров, а
дальность полета могла бы составить 23 500 километров.
По официальным данным, ракетоплан Зенгера так никогда и не был построен.
Но это - по официальным.
Для нас наиболее интересны 4 тонны полезной нагрузки ракетоплана. Эта
нагрузка могла быть задействована не только на планирующую бомбу, но и на
нечто куда более экстравагантное, а именно воздушно-космический самолет
(ВКС) типа проектируемого сейчас во Франции аппарата «Гермес», чья масса в
отличие от американских «шаттлов» и отечественного «Бурана» весьма и
весьма невелика. (Примерно такую же массу имел разработанный в 60-х годах
в СССР и несколько раз побывавший на орбите воздушно-космический самолет
«Бор». - Прим. ред.) Если мы допустим наличие подобного аппарата,
работающего в паре с ракетопланом Зенгера, то легко убедимся, что на долю
4-тонного ВКС выпала бы не столь уж фантастическая задача, - отчалив от
ракетоплана, несущегося на высоте 260 километров со скоростью 6,37
километра в секунду, добрать скорость до 8 километров в секунду и выйти на
орбиту.
Более странно в этом случае выглядит сама цель подобного полета. В случае
успеха такой миссии можно было бы начать шумиху с целью поднятия «духа
нации». Но кому бы пришло в голову тратить деньги на подобную авантюру в
состоянии кровавого цейтнота, в котором пребывала фашистская Германия в
конце войны? Хотя именно авантюризм, порой замешанный на дичайшей мистике,
отличал верхи нацистов. Люди, посылавшие подводные лодки искать то чашу
Грааля на дне Бискайского залива, то дыру в земной коре в районе Северного
полюса, дабы выпросить помощь у сказочной «подземной арийской расы», могли
решиться и на авантюрный космический полет. Конечно, полагать, что
космонавтов отправили искать помощь у «зеленых человечков», было бы просто
дико, но попытку совершить космический полет в
идеологически-пропагандистских целях можно допустить. Потерпев фиаско, о
космонавтах предпочли забыть и даже стереть саму память об их (не будем
забывать - гипотетическом) полете. В этом случае все выглядит более или
менее логично.
В настоящее время проектами и практическими работами по созданию ВКС занят
целый ряд наиболее развитых государств. Здесь и США со своими «шаттлами»,
и Россия с «замороженными» проектами «Буран» и «Бор» (не стоит забывать
про "Клипер" - надежду российской космонавтики - Д.К,), и Англия с
аппаратом «Хотол», и Франция - с «Гермесом». Не осталась в стороне и
Германия. Любопытно будет заметить, что их весьма и весьма оригинальный
проект ВКС носит имя «Зенгер».