Химию я любил. То ли потому, что папа получил диплом преподавателя химии и биологии, то ли потому, что Этя Ароновна Фридман , наша классная в одиннадцатой тираспольской школе, была учителем химии от Б-га.
Да плюс привередливые библиотекарши, в главном городском книгохранилище. Они тоже были на высоте.
На каждую фантастику и приключения, которые расхватывались всеми быстрее горячих пирожков, строгие дамы давали впридачу по паре обязательных, с их точки зрения, научно-популярных книг.
Все занимательные математики, физики, химии, биологии и даже психологии, должны были немедленно внедряться в буйные детские головушки.
А классические серии «Жизнь замечательных людей»? Там, наряду с Ньютонами, Циолковскими , Эдисонами , Кавендишами, присутствовали и описания их замечательных изобретений с блистательными открытиями.
Часто , при обмене, служительницы библиотечного храма подробно спрашивали о содержании той, более серьезной литературы . Горе же хитрецу, который , прочитав фантастику или приключения, мечтал получить следующие, даже не открыв , не прочитав и не усвоив, научно-популярную. Повесив голову, он как миленький отправлялся домой ни с чем.
Думаю, что в ярких способностях очень многих «виноваты» , на самом деле, все факторы, вместе взятые. Очень развитое ассоциативное мышление у меня, подозреваю, могло возникнуть на благодатной почве сотен фильмов, по многу раз смотренных в нашем стареньком Сокирянском кинотеатре. Внук контролерши кинотеатра. Многие могли только мечтать о такой бабушке.
Поэтому мне всегда было относительно просто представить и круглые электронные облака вокруг протона и гантелеобразные, на следующих энергетических уровнях .
Правда, сильно напрягало соотношение неопределенностей Гейзенберга. Трудно было ассоциативно представить, почему нельзя одновременно засечь электрон и по месту, и по времени? И как же он может выглядеть, когда считается и волной, и частицей? Но главным было попытаться. Многое , даже от таких попыток, становилось гораздо яснее и понятнее.
Казалось , что само электронное облако - это структура с каким-то особым , немного размытым уплотнением, вибрирующим и меняющим его по любому внешнему или внутреннему капризу.
Поджигаешь, к примеру, в соседнем дворе (ведь в своём узнают и заругают), смесь порошковой серебрянки или магния с марганцовкой. А затем с удовольствием наблюдаешь испуг девчонок при вспышке с оглушительным грохотом . Не понимаешь только почему, то массовое окисление и выброс фотонов, при переходе электронов на более нижние орбиты, обязательно приводит тебя потом , прямо в центральный отдел Тираспольской милиции.
Прекрасные теории, подкреплённые незабываемой практикой и приключениями.
В наше время, на Западе, химию вообще в школах не проходят. Рассказать определение физического смысла единицы ньютон, смогут вспомнить, наверное, только бывшие пионеры и комсомольцы из СССР
Правда , на школьном выпускном экзамене и у нас были свои персонажи. Но сугубо единичные. На вопрос,- Кто такой Ньютон? ,- уверенно отвечали убийственным ,- Ньютон вращается вокруг Плутона.
А кто из химических элементов лучше? Водород или Хлор? Тот, кто отдаёт свои электроны, либо тот, кто отнимает? Таких вопросов, в те далекие советские времена , даже возникнуть не могло. К сожалению. Введение этических вопросов в преподавание академических дисциплин, было, в ту интересную пору, верхом идеологического несоответствия.
Грицай - местный бандит , взрослевший в нашей школе параллельно со мною , был типичным окислителем. Только, в отличие от хлора и фтора , он отбирал не электроны у металлов, а самые настоящие деньги. Отнимал у первоклашек и прочих восстановителей его незаконных накоплений.
Если бы нам тогда объяснили, что каждый металл из первой, второй и третьих групп Таблицы Менделеева, а также неметаллы из последующих, - все как один, просто мечтают стать благородными инертными газами?
Каждый, конечно, мечтает и стремится побыстрее набрать побольше электронов. И вперёд, к Совершенству. Можно и успокоиться. Но чем больше у тебя , этих самых, электронных богатств, и , чем меньше остаётся до полного заполнения орбиты, тем ты обеспеченнее, противнее и эгоистичнее.
Зато, когда, наконец, жадина оторвал у любого встречного тот единственный, последний недостающий электрон, возникает полностью заполненная внешняя орбита. Никто и ничего тебе не должен. И ты никому , и ничего.
Скучно, однако. Надо оживить картинку. Составить, например, новую таблицу. Юморную. Там, где благородные золото с платиной и инертными газами, совсем зазнались. Там, где бандиты из седьмой группы вовсю обирают группы первые и вторые. Слабаков и лохов. Разве что зовутся они металлами. А так, любой газ - даже хлор, противный и зеленый, в два счета и запросто, оберет их, обманет и съест.
Полное уважение вызывают только Водород и Углерод. Они, как раз, в настоящем Вселенском равновесии. У первого, в наличии один электрон. И до полного Совершенства, ему не хватает тоже, всего одного. Объединяясь, атомы Водорода рождают благородный Гелий и такой реакцией зажигают миллиарды солнц. Углерод на внешней орбите имеет столько же электронов, сколько ему не хватает, чтобы превратиться в совершенный Неон.
Недаром, ох недаром, поставлены они Творцом во главе всего сущего. Вся Вселенная состоит, строилась и поддерживается Водородом. А ее Величество - Жизнь на Земле , Водородом и Углеродом. Они входят во все органические соединения, как компоненты Заглавные.
Они - главный секрет равновесия, так называемой « средней линии», которая лежит на переднем крае борьбы Эго и Альтруизма. Они, в равной степени, готовы и отдавать , и принимать. Поэтому, думаю, и мы всегда хорошо чувствуем, где начинает зашкаливать корыстолюбие или, наоборот, начинают светить благородные свойства.
Подбросив в наши ткани, дополнительно, приличное количество фосфора и азота с кислородом, Творец , таким образом, сместил все несколько влево от золотой середины. И сдвинул целенаправленно , в сторону большего Эго.
Чтоб было, что исправлять...