Зонтик для мошенника. Гл. 8 Встреча с Марком

Лена Широкова
     У следователя Саблина сработал зуммер. Он снял трубку внутренней связи.
 — Александр Егорович, — раздался тихий голос секретаря. — Зайдите к Эрике Карловне.
   Саню еще ни разу не вызывали к руководству, давая возможность вжиться в коллектив. Трудолюбивый и ответственный - он не терял времени даром. Быстро сориентировался в задачах и ясно видел свою линию в общем направлении работы отдела. Предполагал, что начальство, конечно же, проверит его профессиональный уровень. Очень хотел, чтобы оценка была позитивной.
 — Как отношения с коллегами? Есть ли трудности? Нужна ли помощь? — задавала дежурные вопросы Эрика Карловна.
 — Нормально. Все в порядке. Спасибо за участие в моей судьбе. Работа мне интересна. Делаю ее с удовольствием.
 — Над чем сейчас работаете?
 — Закончил инструкцию по расследованию поврежденных скрытых частей многоквартирного дома. В частности, это касается перекрытия, представляющего потенциальный объект для хищений средств, выделяемых для ремонта. Систематизировал схемы отчуждения отдельных элементов.
 — Хорошо, — сказала Эрика Карловна. — Я правильно понимаю: к первому докладу вы готовы? — И неожиданно попросила: — Охарактеризуйте предмет коррупционных отношений по объекту, над которым работаете.

         Саня встал и включил проектор, вмонтированный в книжный шкаф кабинета начальника. На экране противоположной стены появилась картинка.
 — Среди скрытых конструкций многоквартирного дома перекрытие — одна из самых больших, часто повреждаемых, технически сложных и дорогостоящих, — начал объяснение Саня. — Однако в жилищном законодательстве эта часть дома подается одним словом. Считаю это большим упущением в реализации задач управления.
 Перекрытие состоит из двух частей: плита и многослойная заделка из настилающих покрытий. У каждого покрытия свой состав, свои правила укладки, сроки службы, функция. — Пользуясь указкой, Саня назвал каждый элемент перекрытия и его назначение. — Только придерживаясь СНиПа во время ремонта этой конструкции, мы получаем систему, удовлетворяющую всем требованиям благоприятного   в доме, отвечающую положению статьи 42 Основного закона.
   В законе о переустройстве помещений внутреннее содержание конструкции также подается одним словом — заделка. В силу неопределенности состава объекта при самовольном его ремонте из учета состояния перекрытия выпадают важные детали, обеспечивающие качество жизни людей в доме. В этой связи можно говорить о несоответствии общих установок закона о переустройстве отдельным положениям Основного закона РФ. Все инженерно-технические элементы в составе заделки перекрытия относятся к общему имуществу дома. Защитная функция заделки от проникновения шума распространяется на внутренние помещения неопределенного количества квартир, расположенных по периметру перекрытия, и на последующий нижний уровень дома. Можно сказать и по-иному: только проектная санитарно-техническая заделка перекрытия обеспечивает комфортные условия жизни в многоквартирном доме. Однако четкие требования СНиПа закон о переустройстве не передает, и это тоже пробел и возможность коррупционных отношений.

       — Можно подробней о скрытых электроустановках? — попросила Абеле.
 — Общим свойством инженерного оборудования на перекрытии является его скрытый характер. На плите, под слоем стяжки толщиной в диаметр провода, уложены провода, подводящие коммунальный энергоресурс. Стяжка защищает все, что над ней, от случайного возгорания, а сами электропровода — от случайного механического воздействия.
    Саня вывел на экран типовую проектную схему ОЭО и разъяснил символы, определяющие способ установки электропроводов, их назначение, места разграничения форм собственности.
 — Осветительный провод находится в состоянии постоянного напряжения. Обслуживает две квартиры: ту, в которой залегает, и вторую — этажом ниже, куда спускается через отверстие в перекрытии. Обслуживание двух квартир на разном уровне — типовой способ установки ОЭО, воплощенный в проекте научного института Госстроя.
 Скрытый характер подводки энергии к квартирам граждан при отсутствии надзора переустройством заделки перекрытия — условие коррупционных отношений. Так как надзора в большинстве случаев нет, самовольный ремонт — почти всегда коррупционные отношения. Не исключены последствия: нарушение жилищных прав третьих лиц и порча жилищного фонда.   - Как это происходит?

      - Видов электрических проводов много. У каждого вида свои особенности состава, свое назначение и функция. В каждой квартире находятся два вида проводов: осветительная линия на две квартиры на перекрытии под постоянным напряжением — общее имущество дома — и вторичные электрические цепи переменного напряжения на одну квартиру. Они начинают разбег от распределительной коробки, подходят к выключателям и дополнительным светильникам, то есть туда, где жильцам удобно иметь дополнительный свет. Вторичные цепи называют внутриквартирной электропроводкой. Это личное имущество граждан. Их устройство не требует проекта, не включено в норматив обязательных технических проверок. Они не влияют на функцию общей линии освещения и права других людей на обеспечение электроэнергией. В то же время функция вторичных цепей зависит от исправности общей линии постоянного напряжения на перекрытии. Если силовая линия повреждена, вторичные цепи не получают электропитания. Эти сложные для простых людей правовые отношения по формам собственности разных видов проводов, не разъясняемые в правилах содержания общего имущества дома, и вызвали появление жульнических технологий.
 — Спасибо. Остальное при разборе темы. Я поняла, что скрытые конструкции многоквартирного дома нуждаются в дополнительной защите. Готовьте предложения для законодателя по этим вопросам. — Эрика Карловна сделала пометку в своем блокноте.
 — Можете быть свободны.

           Отпустив Саблина, Эрика Карловна вызвала Маргариту Николаевну. — Как обстоят дела со здоровьем и лечением Казакова?
 — Операция прошла успешно. У него заканчивается реабилитационный период. Через неделю его выписывают.
 — Возьмите вот это письмо и поезжайте к нему в ближайшие выходные вместе с Саблиным. Пора Александру Егоровичу узнать, что его друг жив. Кстати, как коллектив воспринимает его самого?
 — В ситуации разбирается. Делает все аккуратно и быстро. Характер — ровный, дружелюбный. Но несколько замкнут.
 — Думаю, встреча с другом изменит его настроение. Вернетесь из санатория, доложите реакцию Казакова на мое предложение.

        Саня уткнулся в бумаги, продолжая находиться в состоянии активного самоанализа. Ему казалось, что не все важные мысли он донес до начальника. Чтобы как-то отключиться от назойливого самоедства, открыл новый файл «Предложения законодателю» и увлекся работой.
     В конце рабочего дня к нему подошла Маргарита.
 — Чем будешь заниматься в выходные?
 — Да как-то еще не думал. Была мысль поехать на дачу к родителям погибшего друга. Но, откровенно говоря, я страшусь этой встречи.
 — Предлагаю поехать со мной в наш санаторий. Думаю, тебе будет на пользу. Ты как?
 — Согласен, — просто ответил Саня.— Во сколько?
 — Выспись. Побегай в парке. А в десять я подъеду и заберу тебя. Идет?

        Саня воспринял предложение Риты спокойно, не подозревая скрытого за ним позитива. Отдых ему был действительно нужен. Ровно в десять в светлой рубашке и с фотоаппаратом он стоял у подъезда своего дома. Рита подъехала точно в срок и приветливо пригласила в машину. Она была в платье с крупными васильками. Ее жизнерадостный настрой сразу передался Сане, и они оживленно проговорили всю дорогу.
    Машина подъехала к большому парку с чугунными решетками. Рита припарковала машину. — Немного пройдем пешком.
   Она достала телефон и набрала номер. Вскоре на широкой аллее возникла высокая фигура молодого мужчины. Саня не обратил на нее внимания. Он продолжал увлеченно рассказывать Рите о своем увлечении — изучении звездного неба через телескоп.
   Рита замедлила шаг, и мужчина, идущий навстречу, сделал то же самое. Саня поднял глаза и следом за Ритой хотел ответить на приветствие незнакомца, но слова застыли у него на губах .Он увидел  насмешливые глаза... вьющиеся русые волосы...- И  в замешательстве опустил глаза.
 — Здравствуй, Марк, — приветливо сказала Рита.
...Марк. Нет!  - Да, Марк? Она назвала имя его друга... Откуда здесь может быть Марк?..
   Саня опустил голову и замер. Потом медленно расправил плечи и внимательно посмотрел в лицо молодому человеку. Тот широко улыбался.
 — И долго вы будете поедать друг друга глазами? Пора бы и поздороваться, — рассмеялась Рита. — Ну, ладно. Не буду вас смущать.
 
          Девушка медленно пошла вперед по аллее. Саня продолжал стоять как вкопанный, и только глаза с наворачивающими слезами выдавали его волнение.
   Марк не выдержал первым и крепко обнял Саню. Тот задыхался от волнения, не в силах произнести хотя бы одно дружеское слово. На его лице — вымученная улыбка.
 — Расслабься, — сказал Марк. — Это, действительно, я. Живой и здоровый. Сейчас найдем укромное местечко и поговорим.  - И продолжая обнимать Саню, Марк потянул его к беседке под огромным каштаном.
 — Ты так неожиданно исчез тогда, — почти шепотом от волнения произнес Саня.
 — Да, тот день был для меня очень тяжелым. С утра я поехал в суд проконсультировать по делу. Угадаешь, кого я там встретил? Нашего одноклассника Ефима Гордеева. Важный такой. Самоуверенный. Я бы сказал — наглый. Работает помощником председателя суда. Слово за слово, разговорились. Я задал ему ряд вопросов, и вот что он на них ответил. Этот разговор до сих пор не выходит у меня из головы.Тебе будет интересно узнать, почему мы с тобой, сами того не осознавая, бились лбом в стенку. А разгадка нашей пустой работы была рядом. - Спрашиваю Ефима: почему в суде тянут с рассмотрением административных дел по самовольному переустройству конструкций многоквартирного дома?
 - «Быстрее не можем», — говорит.
 - Не можете или не хотите?
«А куда нам-то спешить? Порядки по таким делам устанавливает глава управы».

         - Фима, ты что? Причем здесь глава управы?
 - В вопросах переустройства общего имущества многоквартирного дома, управляемых муниципальными структурами, главное слово за главой управы. Это не наша компетенция».
 - Значит, просто не хотите по закону?.
 - «Ну ты и зануда, — говорит. — Какой закон? Тут главное слово первого лица».
 -  Но я-то знаю своего начальника. Он додуматься до такого не мог.
 - «Не мог — помогли. Додумались юристы».
 - А кто дал оценку правильности решения и здравому смыслу?
«Ну, конечно же, юристы».
 - «Можно ли в суде оспорить этот порядок?»
 - «Это можно всегда. Только бесполезно».
 -Как быть, если новый порядок урегулирования вопросов переустройства не совпадает с законом и нарушает права потерпевших?»
 - «Естественно, обжаловать».
 - Но ты же сам только что сказал, что это бесполезная трата времени.
 - «Э-э-э. Не совсем так. Это для потерпевших — бесполезная. А для управы — очень даже полезная. И для суда тоже».
 - Чем, хотелось бы узнать?
 - «Посуди сам. Жалобы в суд создают объемы работ и, естественно, привлекают деньги на выполнение процессуальных действий, укрепляют авторитет института судей, который своим противостоянием, как вы называете, здравому смыслу оказывает подавляющее влияние на психику людей, что очень важно для укрепления всех ветвей власти. Вот она и польза государственного значения».

        — Какая-то иезуитская философия, — задумчиво прокомментировал Саня.
— Вот и я ему о том же. Второй вопрос касался уголовного производства. Разве суд не знает, что вопросы порчи дома не есть компетенция гражданского суда?
  -"Есть и наши вопросы. Например, продажа квартиры с торгов в случае оказания виновником порчи дома препятствий к восстановительным работам. Подавайте проблему порчи дома в контексте этой нормы закона, и проблем ни у кого не будет».
 - Что-то таких судебных решений я не видел.
 - "А вот это зависит от того, как рулит вопросом управа и жилищная инспекция. Мы не являемся оперативным органом разрешения ваших хозяйственных вопросов. Здесь суд на подхвате у управителей жилищным фондом. Куда они кивнут, туда и поворачиваемся».

   — Ну, да что же это мы с тобой? Не успели поздороваться, а сразу запрыгнули в рабочие сани, — рассмеялся Марк
 — Да очень хотелось бы узнать, что произошло в тот злополучный вечер, — сказал Саня.
 — Неприятно вспоминать. Ну да ладно. Если ты помнишь, на столе появилась записка. Неизвестный доброжелатель сообщал, что у отца инфаркт и срочно нужна моя помощь. Сообщение, как потом выяснилось, было ложным. Так не по своей воле я оказался в дороге и очень спешил. Пытался дозвониться матери, соседям, но связи не было. Дорога была свободна, скорость не ограничивал. Грузовик возник на моем пути неожиданно, и что было дальше, почти не помню. Очнулся в госпитале, куда меня привезла Рита. Две недели провел в реанимации. Дальше операция на череп, а позже — косметическая. Память пришла в норму. Вот так вкратце, а остальное ты знаешь.
 — Я ничего не знаю. Рита держала все от меня в тайне.
 — Да-а-а. Ну, тогда самое печальное. Первое, что я сделал, когда стал соображать, это попытался связаться с родителями. На звонок ответили соседи и очень удивились. Они считали, что я погиб в автокатастрофе. Это известие мои родители тоже получили от неизвестного лица, и тут отцу, действительно, стало плохо. Он скончался от инфаркта по дороге в больницу. Мать ушла следом. Все заботы о погребении взяли на себя соседи.
Марк замолчал.

           — Прости, что не был рядом. — Саня сжал руку Марка. — Сообщение о твоей гибели вывело меня из равновесия. Я потерял себя и чувство реальности. Мучил только один вопрос: почему произошла автокатастрофа? С этим вопросом в шоковом состоянии я и пришел в Следственный комитет. Остался там по воле случая в надежде, что тайна твоей гибели будет раскрыта. Кстати. Тебе известно, как продвигается дело?
 — Авария на безлюдной дороге практически всегда бесперспективна к раскрытию, — уклончиво ответил Марк. — А сам я пока стараюсь об этом не думать. Рита рассказала мне о твоей новой работе. Однако, извини, — спохватился Марк, — с ней пришло письмо, и я должен буду передать ответ.
   Марк вскрыл конверт. В нем лежало короткое сообщение, и Марк зачитал его вслух. Ему предлагали место следователя в Следственном комитете. При положительном решении ждут на собеседование, и далее… время.
   Марк и Саня молча смотрели в глаза друг другу. Наконец, Саня сказал:— Соглашайся. Будем работать вместе, как прежде. Коллектив хороший. Знания и самостоятельность приветствуются.
— Как-то неожиданно, — задумчиво ответил Марк. — За время пребывания в госпитале у меня было время подумать над тем, чем я занимаюсь. Хотелось бы провести несколько лет за границей. Закончить свое исследование механизма адаптации человека к новым социальным реалиям. Уже списался с университетом в Берлине. Может, пару лет пожить в Тибете и познакомиться с практикой совершенствования скрытых способностей.
 — Это связано с идеями в той тетради, что ты оставил мне на хранение?
 — Ну, в той тетради очень сырые идеи. Но они меня постоянно тревожат. Я, действительно, хочу их развить и дойти до сути. Однако сейчас более важно полностью восстановить физическое здоровье. Нужен ли Следственному комитету работник с такими планами?
 — Здоровье — наша режимная дисциплина. Этот вопрос не требует от тебя размышлений. Речь может идти только о том, по душе ли тебе будет новая работа. И руководство это понимает.

       Саня на какое-то время замолк и испытующе посмотрел на Марка:— Тебя не надо учить. Твой опыт востребован, и его нужно передавать независимо от того, сколько ты будешь работать в Следственном комитете. Есть испытательный срок. После него и определишься. Понравится работа, и жизнь обретет новый смысл.
 — Ну, на этот счет у каждого своя точка зрения. Даже если потребность опыта стоит над личным интересом, человек всегда должен иметь свободу выбора. - Испытательный срок — это хорошо. Такой вариант меня устроит. Возможно, я и пересмотрю свои планы. Двигаться к цели можно везде. Было бы желание.
 — А как насчет того, чтобы после госпиталя пожить в нашей семье, хотя бы первое время? Квартира большая. В твоем распоряжении будет отдельная комната. Родители будут рады.
    К друзьям приблизилась девушка в белом халате. — Марк Анатольевич, вас ждет врач.
 — Спасибо. Иду, — ответил Марк. — А твое предложение еще обсудим. - Марк обнял Саню. — До встречи.
     Продолжение следует.https://e-shirokova.ru/