Дом Хлеба

Бреславский
Все взяли  с собой паспорта?- разбудил наш гид досыпающих ранним утром в автобусе туристов, – сейчас мы едем в Вифлеем, что  переводится с иврита, как   Дом Хлеба.  И  дом этот, увы, не принадлежит Израилю, поэтому  мы будем проходить  пограничный контроль по дороге туда и обратно. Точнее вы будете проходить, а мы с нашим замечательным шофёром пока  пообедаем в кафе неподалёку, на время  вашего пребывания   на территории Палестинской автономии нас сменит бригада, состоящая из местных жителей.  А затем мы с вами вместе возвращаемся в Иерусалим, где посетим одно из самых знаменитых мест святой земли – Храм Гроба Господня. Будем соблюдать хронологию: начнём день с  рождения, а закончим похоронами. Пока мы в пути, хочу  вам сказать  пару слов за вашу безопасность. Я очень хочу просить вас воздержаться от любых покупок на территории  автономии. Никаких икон,  свечей   и прочей атрибутики. Всё это вы купите  по возвращению в Израиль   намного дешевле, и  гораздо   лучшего качества. Все магазины, лавки и кафе в нашей стране проходят  кроме религиозного, ещё и санитарное регулярное инспектирование.
Что вам подсунут эти палестинские жулики? – никто не знает, но есть  серьёзная опасность  нарваться на некачественную,  а возможно даже опасную для здоровья подделку. Поскольку Израиль  эту территорию не контролирует, то мы не можем  там  ничего гарантировать. Даже закрытая бутылка может содержать воду из ближайшей лужи, ведь местные жители не пожелали  позаботиться о питьевой воде. Они почему-то считают, что кто-то должен делать это за них и абсолютно бесплатно. У нас    обширная экскурсионная программа – зачем нам проблемы с желудком? Берегите себя. Вы чудесная группа, замечательные слушатели, и  я был бы крайне огорчён, если мы закончим нашу недельную программу пребывания на Святой Земле  не в полном составе (улыбка, нервный смех в салоне). Кроме того большинство жителей Палестинской автономии поддерживают различные антиизраильские террористические группировки, а значит ваши деньги прямиком  пойдут на изготовление бомб и ракет, которыми бандиты убивают и калечат наши семьи. Прошу вас, не берите чужой грех на душу – вы же на святой земле!
Наш автобус остановился на обширной парковке среди нескольких десятков таких же турист-басов. Вскоре в автобус поднялись несколько офицеров в форме, а вслед за ними наш гид со стопкой бумаг  в руке и сразу же взялся за микрофон: Дорогие мои, теперь самое время предъявить свои паспорта, о которых я напоминал  ещё  в самом начале нашего путешествия. Не   волнуйтесь. Это простая формальность. Я почти уверен, что пустят всех. Ведь все с паспортами?
Что значит почти? – раздался крик из недр автобуса,- А если не пропустят?
В таком случае, я предложу  разделить с нами вкуснейший обед в знаменитом местном ресторане арабской кухни, дабы скрасить ожидание. Это конечно будет слабой заменой посещения  библейского города. Но   согласитесь - каким нужно быть раздолбаем, чтобы  забыть свой паспорт даже после того как вам сказали это трижды?
Рядом с гидом материализовался худощавый   смуглый  молодой человек.
Друзья, позвольте представить  вам моего заместителя Мустафу, в его надёжные руки передаю я вас на ближайшие часы. Надеюсь   вскоре увидеть вас  снова целыми и невредимыми,- продолжил  своё объявление  израильский  экскурсовод,- Мустафа родился и учился в Вифлееме. Он отлично знает русский. Уверен, что  лучшего гида вам не найти. Наш юный друг собирается жениться и копит на подарок родителям невесты, поэтому свои обязанности  выполняет с максимальным старанием.
Скажите, а что принято дарить родителям невесты? – не удержалась от вопроса жена.
Обычно это - украшения из золота, ну можно  и другое  что-нибудь тоже  дорогое, машина или квартира  ну или дом,- смущённо ответил потенциальный муж.
Вот видишь, папульчик, наши две дочки, оставшиеся в Москве, здесь это - потенциальный капитал,-  сообщила жена мне с гордостью.
Боюсь, мамульчик,   будет не  так легко  уговорить их выйти замуж именно в Палестине, – ехидно ответил я.
Военные быстро прошли по автобусу,  сравнивая фотографии с владельцами паспортов, сопровождая процедуру дружелюбными улыбками и полуофициальным  “welcome to Bethlehem”.
 Тем временем на место водителя залез радостный оборванец и стал пристально вглядываться в приборную панель.
А вот и наш   местный водила! – догадался я, - выглядит не очень уверенным.За собой он втащил объёмный  тяжёлый пакет и поставил рядом на пол.Затем воровато оглянулся на пограничников и задвинул пакет под ближайшее кресло.
Из окна была видна циклопических размеров стена, дорогу перекрывали  ворота того же масштаба. Картинка  эта с добавлением большого количества суетящихся военных напоминала кадры из фантастических фильмов-антиутопий. Пограничники   закончили проверку, вышли из автобуса и заговорили в рации. Ворота величаво раскрылись Автобус тронулся, мы въехали внутрь, гид взял  в руки микрофон – приключение началось.
Друзья, мы только что въехали на территорию государства Палестина. Многие  из вас ничего не знают о его существовании, да и не хотят знать. Наверняка вы слышали о нём в Израиле много негатива. Уверяю вас, наше путешествие будет познавательным и абсолютно безопасным, а также  надеюсь, что мы все  получим от него удовольствие. Если вам понравиться  наша экскурсия, то мы с водителем будем рады получить от вас какие-нибудь    подарки, возможно сувениры, но лучше, если это будет небольшая денежная сумма (можно   в любой валюте). Когда возникнет такое желание, прошу сразу подойти ко мне.
Вымогатели -  мы же уже заплатили за экскурсию! – пробежал по автобусу возмущённый  шепоток.
Скажите мне, откуда вы, друзья? – огорчённо спросил гид у автобуса.
- Из Москвы, из Ленинграда, из Самары! – раздались нестройные голоса.
- Очень хорошо! Все в Вифлееме знают, что русские очень дружелюбные и щедрые люди, и мы  все надеемся, что  никто из вас не испортит репутацию вашей великой страны! А сейчас я  хотел бы сам  сделать вам первым подарки.
Сын востока взял у водителя  большой пакет и двинулся по автобусу, раздавая дешёвенькие  брелоки с надписью «Bethlehem». Протянул он и мне со словами – пожалуйста, будьте любезны!
Я взял сувенир, даритель наградил меня сияющей улыбкой и слегка задержался около меня, смотря на меня вопросительно. Я сунул руку за бумажником. Открыл его и заглянул внутрь. Улыбка стала ещё лучезарнее. Порылся в нём  и  грустно констатировал: чёрт, шекелей нет - не успел обменять с утра.
Ничего-ничего. Доллары тоже хорошо! – успокоила меня восточная улыбка, разглядывая содержимое моего кошелька.
Мы с супругой  тоже хотим сделать вам подарок! –   неожиданно для жены и самого себя  выпалил я,- желаем счастья в будущей семейной жизни!
Помедлив мгновение, я, косясь на жену,  протянул жениху  десятидолларовую купюру.

Ну и лошара ты,  родной,–  ласково прошептала мне любимая,- откуда это гусарство, товарищ? Тебя же  разводят как интуриста на Арбате. Ты бы ему ещё стольник дал!
- Почему разводят? Просто здесь на востоке принято дарить друг другу при знакомстве подарки. Ты, это, в чужой монастырь со своим уставом не лезь! – защищался я.
- А у нас  на западе, если ты даришь деньги в обмен на что-нибудь, то это  называется товарно-денежные отношения, - блеснула  знаниями моя умница.
Посетив все положенные достопримечательности, наслушавшись вдоволь анекдотов о христианах и евреях от нашего гида, видимо именно так он себе  представлял    обязанности экскурсовода. Мы, наплевав на все предостережения, всё-таки заглянули в сувенирную лавку. Жена задержалась у прилавка «всё по доллару», отчаянно пытаясь унять истерический смех.
Иди ка сюда, востоковед! – позвала  она меня елейным  голосом, - посмотри  внимательно, ничего не узнаёшь?
Среди кучи брелоков лежащих  на витрине, я без труда узнал свой подарок. Продавец подозрительно посмотрел на витрину, на нас и  пожал недоумённо плечами.
Ах вот вы где, предатели еврейского народа! – весело кричала  нам молодая парочка из нашей группы, – вот вернёмся в Израиль  и всё расскажем, как вы финансируете международный терроризм!