Учимся, играя. Игра в салки

Марианна 3
               

                Для начинающих читать.

         За известными мирами, за  высокими горами, за синими морями  затерялось необычное королевство Буквица, Алфавитная столица.

       Жили-поживали буквы в столице-Буквице. Гласные и согласные.  Буквы очень много трудились. Потому что буквы всем полезны и очень интересны.  С раннего утра и до вечера учили малых деток читать, школьникам помогали  узнавать новое и интересное, взрослым помогали работать. В стихах  и сказках  дарили и малым, и большим  хорошее настроение.

      Однажды, славно днём потрудившись, буквы вечерком сидели на крылечке рядком. И скучали…

      Буква З зевала. Буква М молчала. Буква  Г головой качала.  Буква К кривлялась. Буква У удивлялась.  Щ щекотала букву Е, В мечтало о халве.

       - Давайте поиграем в салки, - предложила буква С.
    Предложение буквам понравилось.
      - Я, я, я – ведущая! -закричала буква Я.

      - Нет, нет, нет! – возразила буква Н, -  ведущим будет тот, кого выберет считалочка.
       - Я, я, буду считать!  - опять первой  оказалась буква Я.

Нас большая семья,                Буквы разные и Я…         
    Её прервала буква А:

  - А-а-а, - завопила она. Опять ты себя выделяешь!

Буква Я поспешно согласилась:
    - Хорошо, я расскажу другую считалочку:

Дети играли,                Буквы считали:                Бэ скучало на работе,                Тэ гуляло на охоте,                Це сидело на крыльце,                Зэ каталось на кольце…

    - Ах, какая  глупая эта считалка, - подумала буква А, но промолчала, чтобы буквы не подумали, что она опять  придирается к букве Я.         
Водить выпало букве М.

   -  Становитесь в круг! Раз, два, три, начало игры! - скомандовала  буква Я.

  Буквы Твёрдый знак, Мягкий знак, И краткое, пошептавшись, заявили, что играть они  не  будут , а с крыльца будут наблюдать и следить за игрой:                               
     - Мы будем наблюдателями.

   Остальные  стали в круг. Завязали глаза букве  М.  Повертели её, приговаривая:
     - Ты кружись, ты вертись, остальные – разойдись!

    Буквы  разбежались в разные стороны. Буква М, широко раскинув руки, прислушалась: в какой стороны шумно? А затем резко развернулась, и схватила оказавшуюся рядом букву А.

    Буквы-наблюдатели  на крыльце захлопали в ладошки и закричали:

   -  Буква М  поймала  А.  Получился слог МА. А если к слогу МА добавить ещё слог МА, то получится  самый главный человек на свете МА-МА!  Теперь очередь водить букве А.

    Букве А завязали глаза, раскрутили-закружили и отпустили. Буква А недолго  искала своих друзей-подружек и поймала букву У.

    -А-У! А-У! А-У! – закричали все вокруг, образуя вокруг букв широкий круг. – Букве У теперь водить.

     Буква У притворилась, что ей совсем не хочется водить, присела, начала тереть кулачками глаза и хныкать, как младенец: У-А, У-А, У-А. Понарошку поплакав, потом быстро вскочила и поймала  сразу две буквы. Правой рукой она схватила букву М, а левой – букву С.

   - Буква М , буква У, мычит корова на лугу: - МУ, МУ, МУ! – буквы-наблюдатели опять запрыгали на крыльце, хлопая в ладошки.

   - Погодите, не спешите, - махнула рукой буква  У. Во-первых, я должна быть на первом месте. Это я же поймала  букву  М.  Значит,  вам надо говорить УМ. Мозги-то у вас есть? Тоже мне, наблюдатели! – усмехнулась буква У.

   - Мы согласны и на УМ и на МУ. И ещё на УС.  Букве С теперь водить.
Букве С пришлось побегать по двору, но зато она сразу поймала  две буквы: букву О и букву Н.

     Буквы-наблюдатели, увидев, какие буквы поймала С, улеглись на крылечко, закрыли глаза и притворились спящими. Буква У удивлённо захлопала глазами, буква Х тихо засмеялась: ха-ха-ха. И только лишь самая мудрая буква в Алфавите (конечно же, это была буква А!)  догадалась, что это означает:

     - Буквы С, О, Н означают СОН! …

Буквы-наблюдатели вскочили, захлопали в ладошки и закричали:

    -Ура букве А! Правильно! Молодец! Букве Н теперь водить. Буква О хотела возразить, но, вспомнив, что с судьями не спорят, промолчала. Но решила от буквы Н далеко не отходить. Вскоре  буква Н поймала букву О, а другой рукой схватила не успевшую отбежать букву С.

   Буква У опять удивлённо захлопала глазами:

   - А что, из этих букв можно другое слово сложить?

  - Конечно, - снисходительно ответила самая мудрая буква А.
 
Буквы на крылечке закричали: - Три буквы -  Н, О, С.  Это слово… (Подскажите, друзья, какое слово назвали наблюдатели?)      НОС, правильно.

    - Продолжим игру, - сказала буква  Мягкий знак. – Чья очередь водить?
    Буква С, пошепталась с буквой И, решила уступить ей свою очередь. Букве И так хотелось быть ведущей!

  Согласные сразу согласились.  Гласные-прекрасные хотели возразить,  но под строгим взглядом Твёрдого знака передумали спорить.
  Буква И поймала сразу две буквы: К, Т.

   Буква Мягкий знак и говорит:

 Буквы К, И, Т – получился КИТ.

Буквы Твёрдый знак , И краткое возразили.

      - Первой была поймана буква Т, поэтому получился не КИТ, а ТИК.
  Все буквы заспорили, так что же получилось: КИТ или ТИК?

       -  Я не пойму этих интриг, - со вздохом сказала Буква А, уходя со двора.   
     Буквы Г, Р сокрушенно сказали:

         - Вот и кончилась игра. Расходиться всем пора.

    Буква Л предложила завтра вечером, после трудового дня, поиграть ещё в салки. Ей очень-преочень хотелось быть ведущей и поймать какую-либо букву. Но больше всего, скажем вам по секрету, букве Л хотелось поймать букву Я. А почему, об этом мы расскажем вам  в следующий раз.
 
    Жители замка Буквица согласились. И поскольку был уже поздний вечер, то все жители отправились на вечерние процедуры (знаете, какие?), а потом – спать-поспать, сладких снов повидать.