8 марта или Женский день

Зоя Агаева Десницкая
                Художник Эдвард Аткинсон Хорнел
   
      Весна  выдалась в Киеве ранняя. Перед праздниками заметно потеплело, в лесу и во дворах зацвели подснежники и  крокусы.  Цветочные магазины и уличные торговые ряды пополнились  тюльпанами, мимозой, ирисами и многими другими весенними цветами.
      
      Так много в эти дни  продается подарков и цветов. Приятно смотреть  на встречных мужчин с цветами.
    
      
      Вот уже седьмой год  встречаем  женский праздник с сыном.  Ему 13 лет и каждый год он  дарит мне  что-то  яркое необычное из бижутерии, сладости и цветы. Обычно очень  тщательно подбирает фурнитуру  и камни для будущих колец, серег или браслетов. За эти годы столько всего собралось в моей японской музыкальной шкатулке, подаренной мне мужем. Раньше там так много всего лежало в ней, а теперь здесь подарки сына. Я почти не ношу их, ну, может быть,  только в день вручения, чтобы он сфотографировал меня в этих украшениях. Так ему хочется.
   
     Раньше, когда- то, женский день был у нас дома каждый день. Цветы покупались  очень часто, я даже не помню наш дом без цветов. По сезону и  в разное время  всегда  радовали лилии. Белые,  голландские, у них слабый  тонкий  аромат, а розовые -  садовые, наши, те просто  кружили голову густым сладким своим ароматом. Я любила их особенно, когда за окном был дождь, ветер приподнимал легкие занавески, а мы сидели с семьей,  слушали легкую музыку и о чем-то говорили.
    
     Весной  любимый покупал фрезии   и ирисы.   Фрезии только белые,  а ирисы- фиолетовые. Вместе они всегда  создавали чудесный фантастический аромат, напоминая о весне.
    
    Больше всего цветов в доме было весной, летом и осенью.Обычно мы где-то ехали, проезжали мимо густо населенного села, где у ворот домов продавались сирень, тюльпаны, нарциссы, пионы, розы, астры и хризантемы. Иногда просто были букеты с всевозможными яркими   луговыми цветами. Муж останавливал машину и всегда покупал огромные букеты цветов. Я привыкла к этому. Никогда не спрашивала, не отговаривала: он все равно бы их купил. Все наши фотографии, сделанные дома -  всегда на фоне цветов.
   
   На праздники   муж дарил  дорогие подарки. Я сейчас так думаю, что всю свою жизнь он посвятил мне, а потом и сыну. Всегда считал, что  женщине   надо много чего для полного счастья. Много работал, тяжело, в разлуках  мы были часто, но потом, когда  встречались,  пытался таким образом порадовать меня, а  с появлением сына -  и его. Я никогда не задумывалась  над тем, что я счастливая женщина, потому что все в той жизни было для меня. Я  часто и сама  покупала ему разные подарки, но для него это было несущественно. Он говорил , что ему не много нужно, он же мужчина!
   
   Однажды,  на 8 марта,  муж подарил мне очень дорогую  цепочку, на ней была такая красивая арабская вязь, нельзя было от нее оторвать взгляд. Я ее потеряла на третий день. Сняла   где-  то на работе, все время мешала мне работать, а потом не нашла. Весь коллектив тогда искал ее в помещении и по всей территории училища. Директор  тогда,  помню,  выстроил курсантов и дал задание найти цепь и вернуть. Но она не нашлась. Я очень переживала, а муж тогда обнял меня и спокойно сказал, чтобы  не переживала:  купит еще красивее. И потом  у меня было много всего , но память до сих пор хранит эту историю
   
    Когда у нас появился сын, мы   с  детства  стали возить  его повсюду с собой. Если в лесу муж собирал для меня первые цветы- сон-траву, то и сын становился рядом с отцом и маленькими ручонками срывал цветы, чтобы первым  принести мне . Потом это были ландыши.  Муж собирал огромный букетик цветов вместе со стеблями, чтобы было красиво, а сын только цветы на короткой ножке.  Со временем научился складывать букетики как папа. Хорошее было время сидеть себе в машине и наблюдать, как любимые мужчины отбиваются от  лесных комаров и собирают мне цветы.  Так они собирали землянику, чернику  и малину.  А осенью в лесу собирались  осенние листья  в такие яркие огненные букеты.
   

       В праздники  муж дарил какие-то дорогие вещи, сын ревниво следил за моей реакцией. Ему тоже хотелось подарить мне такое  же.  Отец  , заметив настроение сына, купил пластилин и предложил ему лепить для меня кольца. Не сразу, но ручки сына создавали  такие красивые кольца, которые мне нужно было немедленно показать на своих пальцах.
    
       Сыну было семь лет, когда не стало мужа.  Он запомнил, что весной нужно радовать маму луговыми цветами и всегда после школы приносил одуванчики или  простые цветочки  из ближайшего луга. В саду , где мы гуляли, сладко нежно цвела магнолия, сирень или розы и он  собирал  мне опавшие лепестки цветов , складывал  в рюкзак, а дома рассыпал  в чашку:   они несколько дней потом   радовали  нас сладкими ароматами и напоминали  о  хорошо проведенном времени. Теперь, когда сын  стал постарше,  он покупает цветы.  Откладывает в копилку сэкономленные на обед деньги.
 
     Сегодня  он смастерил мне сережки, колье и на цветы  денег не хватило. Только на  несколько веточек, распустившей почки,    вербы. Разбухшие котики вот-   вот пустят первые  зеленые  листочки  и это напомнило про те дни, когда мы всей семьей ездили в лес. Всегда подъезжали к знакомой  вербе у края дороги,  над озером,  и муж рвал  такие же веточки ,  а потом они распускались на вербное воскресение.
    
     Теперь я не отмечаю праздники. Не покупаю себе цветы,  потому что знаю:  принесу их домой, буду долго на них смотреть и заплачу. Мне теперь заплакать ничего не стоит.