Рояль

Наталья Максименко
Тишина вокруг была оглушающе-пронзительной и никто, кроме него, не слышал мелодию, потому что она звучала в его душе, рождённая мечтой и смутными воспоминаниями из детства. Эта мелодия жила в его сердце многие годы, и все эти долгие, бесконечные годы поисков он пытался найти тот инструмент, на котором сможет воспроизвести свою Мелодию. Но хотя его и называли Великим Настройщиком, и через его руки прошло множество роялей, фортепиано, клавесинов, и всех их он настраивал по всем правилам музыкальных канонов, добиваясь идеальной чистоты звука, ни один так и не смог подарить ему его мелодию. Всё печальнее становились его глаза, всё больше он верил в то, что мечта его не более чем недостижимый призрак и тем скучнее становилось жить на свете, хотя всё вокруг искрилось счастьем, богатством и весельем. Это было ему ни к чему, он хотел лишь услышать наяву свою мелодию и понять, для чего она столько лет не даёт ему покоя и зыбкой робкой надеждой манит опять дальше…
   ********************************
   Последние звуки мелодии, слышной ему одному, затихли, и он снова погрузился в привычную тишину. В последнее время к нему подходили всё реже и реже, да и то по большему счёту для того лишь, чтобы небрежно смахнуть пыль с крышки или снова пробренчать всё ту же песенку, которой потешали редких гостей. Разве думал он когда-то, что руки Мастера рождают его для «собачьего вальса»?! Он был сотворён для великой музыки, но со временем его заставили поверить в то, что он способен лишь на это. То, что он слышал по радио и телевизору, то волшебство, что творили избранные другие, наверное, это сказки, а он живёт обычной жизнью, наверное, даже нормальной. Ведь не всем же дано попасть в руки виртуоза, который сможет сотворить чудо и озвучить для других те чудесные мелодии, которые рождаются в его душе… Белый рояль печально стоял у стены и привычно грустил, слушая мелодии сердца…
   *****************************
- Да, посмотрите, пожалуйста, вот эти три клавиши, что-то стали западать – хозяин рояля небрежно ткнул пальцем в провинившиеся клавиши и скорчил недовольную гримасу, когда в ответ на его грубое прикосновение клавиши издали жалобное дребезжание.
Старый мужчина с грустными глазами невольно вздрогнул, словно при нём обидели беззащитное существо и укоризненно посмотрел на владельца, снова начавшего тыкать пальцем в клавишу, жалобно молившую о пощаде. Он крепко взял руку, терзающую инструмент, и отвёл в сторону.
- Позвольте, я сам, - и он склонился над клавиатурой, положил бережно руки на белые клавиши, нежно провёл по выступающим чёрным, не извлекая при этом ни звука. Он словно молча разговаривал с роялем, пытаясь понять, что ему нужно для того, чтобы он снова мог Звучать…
« Какой странный старик, хотя кто его знает, все, кто разбирается в музыке, говорят, что он гений в своей области, и если бы захотел, мог бы стать великим пианистом. А вот поди ж ты, выбрал ремесло настройщика, не больно то шибко на этом заработаешь. Ну да ладно, пусть делает своё дело.»
  А странный старик достал из своего чемоданчика мягкий замшевый лоскуток и стал, очень нежно касаясь клавиш, вытирать с них пыль. «Что он делает? Это так необычно, почему это заставляет трепетать мои струны?!» И в ещё большее волнение приходит рояль, когда лоскут отложен в сторону и крепкие, сильные пальцы уверенно и в то же время нежно-проникновенно берут аккорд. «О, неужели это я издаю такие чудесные полные звуки? Погоди, ведь эта клавиша должна дребезжать, она же только что дребезжала, а ведь мастер ещё даже не подтянул струну. Как же так, почему эти руки заставляют по-иному звучать моё сердце?!»
 И новый аккорд, именно тот, который уже звучал в душе рояля, был взят так уверенно, словно настройщик слышал его! «Но ведь это невозможно, это просто совпадение! И третий, и четвёртый аккорд верен, и это арпеджио, эта потрясающая дрожь души, рождающая начало мелодии, что долгие годы звучала в моём сердце! Это наваждение, это сон, этого не может быть, потому что мечты не сбываются, и то, что это происходит, это… Это звучит моя Мелодия, и она прекрасна, и она услышана, и она сыграна!»
  «Это моя Мелодия, она так прекрасна, она звучит, она существует наяву, а не только в моих снах! Господи, ведь я почти потерял надежду, я уже не искал того, кто поможет мне её сыграть. Я уже слишком стар для такого счастья, и всё же спасибо тебе за эту встречу!»
 «Ах, как сладко петь душой в унисон с сердцем человека, быть покорным его сильным рукам и дарить ему нежность музыки в ответ! Почему же столько лет я стоял словно кусок дерева, мёртвый, беззвучный, издавая лишь  фальшь от прикосновений к своим клавишам?»
 «Потому что Музыка рождается только тогда, когда умеют слушать сердцем, понимать душой и ощущать каждое биение нерва того, кто творит это чудо – Мелодию. И когда, научившись это делать, отвечают взаимностью, тогда диалог двух сердец и рождает великие Мелодии любви», - руки Великого настройщика продолжали творить волшебство музыки, и продолжался их молчаливый диалог, старика и рояля. И постепенно разглаживались морщины на лице мастера, и блеск его глаз наполнялся молодостью и задором, и всё больше хмурился владелец инструмента, охваченный странным волнением, слушая непонятную ему волнующую музыку.
  Наваждение стихло, стоило лишь настройщику убрать руки с клавиш. Потрясённый, он молча сидел, глядя прямо перед собой невидящими глазами, морща лоб, словно пытаясь вспомнить что-то.
-Ничего не понимаю, когда вы играли, вроде всё было в порядке, а ведь вы ничего даже не сделали!
«Да, я ещё ничего не сделал, а ты уже заиграл сам! Тебе никто ещё не говорил, что ты чудо?» - настройщик с замиранием сердца ждал ответа. Рояль смутился и еле слышно прошептал: «может быть… когда-то давным-давно, но возможно мне это тогда просто послышалось…»
Что-то словно молния мелькнуло в голове у старого… нет, он совсем ещё не старый, этот мужчина с грустными глазами, ведь вот же отражается его лицо в зеркальной лаковой поверхности крышки рояля. И глаза сейчас у него совсем не грустные, напротив, такие, как в детстве, огромные, полные восторга, наполнившего душу, которая впервые услышала наяву свою Мелодию. И, склонившись ещё ниже над крышкой рояля, с удивлением разглядывая своё помолодевшее лицо, настройщик увидел в уголке выгравированное имя того, кто создал рояль, чьи руки сотворили это чудо, сумевшее воплотить его Мечту. И в этот миг они узнали друг друга, и мгновенно пришло понимание всего того, что было в жизни каждого до этой их встречи, второй встречи…
   Маленький мальчик очень любил ходить в музыкальную мастерскую по соседству с их домом и наблюдать, как Старый Мастер делает инструменты. Особенно любил он слушать, как тот играет, настраивая их перед отправкой к заказчику, и чудо музыки, настоящей, заставляющей плакать и ликовать душу, рождало восторг и желание тоже так уметь – извлекать из бездушного инструмента такие же волшебные звуки! Тогда мальчик твёрдо решил, что станет пианистом, может быть, даже Великим, но Мастер объяснил ему, что для этого недостаточно знать технику игры, быть бездушным виртуозом и механическим исполнителем. Для того, чтобы играть по-настоящему, надо уметь слышать инструмент! «Но как я могу его слышать, ведь он вещь, просто бездушная вещь, созданная для нашего удовольствия!» - как посмотрел тогда на него Старый Мастер! «Боюсь, малыш, ты никогда не сможешь стать настоящим музыкантом! Настройщиком – да, может быть, даже и Великим, но музыкантом…»
Как обиделся тогда мальчик на старика и ещё настойчивее учил гаммы, часами играя упражнения и этюды, разрабатывая руки и пытаясь «услышать инструмент». Иногда ему казалось, что вот-вот это произойдёт, но увы… И чем старше становился он, чем искуснее были его руки, чем отточенней становилась техника игры, тем более призрачной становилась надежда услышать когда-нибудь «голос инструмента». А может его и вовсе нет, этого голоса, всё выдумал Старый Мастер, чтобы потешиться над мальцом? Но почему же все эти годы звучала в его сердце эта мелодия, что путеводной нитью привела его сегодня сюда, к этому роялю? И когда она начала звучать?»
  Он смотрел в зеркальное отражение и видел картину давно минувших дней, то, что вспоминал старый рояль: маленький мальчик с огромными глазами, восторженно распахнутыми в мир, робко заглядывает в мастерскую и видит его, уже совсем готового для отправки заказчику. Старый Мастер закончил настройку и любовно провёл рукой по клавишам, извлекая жемчужный перелив волшебных звуков. Мальчик робко подошёл поближе и тронул пальчиком белую клавишу. Она запела в ответ так ласково и нежно, что он прошептал в восторге: «О, ты чудо!». Так же робко он отошёл к двери и, оглянувшись напоследок, ушёл, унося в своём сердце зарождающуюся Мелодию… Тот единственный звук, в котором слились два сердца, два вздоха, две судьбы, дал начало их пути друг к другу через долгие года… А чтобы они смогли найти друг друга, путеводной нитью рождалась в их сердцах Мелодия, которая помогла им узнать, вспомнить и обрести…
 -Ну,  большое вам мерси, - нарочито пренебрежительным тоном владелец рояля вернул настройщика, витавшего в облаках, к действительности. – Сейчас попробуем что-нибудь забацать! – и он лихо забарабанил по клавишам.
 - Что за чертовщина! Опять всё дребезжит и западает! Но ведь только что этот мерзкий рояль прекрасно звучал! – и он со злостью стукнул кулаком по крышке рояля. Настройщик вздрогнул, словно это ему дали пощечину, но сдержался. Любой ценой ему надо сдержаться, иначе он не сможет спасти рояль от этого изверга!
 - Видите ли, в чём дело, милейший, иногда случаются удивительные вещи. Инструмент вроде бы и играет, но, как бы вам это объяснить… Не все пьесы, скажем так. Вот вы, как я полагаю, предпочитаете что-то такое попроще, народно-любимое, вроде «Мурки» и «Гоп-стоп», ну я не в обиду вам говорю, это тоже музыка, и «Сиреневый туман», и шансон. То, что обычно поётся в компании, понятно всем и просто в исполнении. А тут вдруг рояль начинает барахлить, капризничать, выдавать фальшь. Ему видите ли, хочется чего-то возвышенного, ну там типа Шопена или Рахманинова… - настройщик говорил, старательно подбирая слова, близкие по духу человеку, который стоял рядом и согласно кивал головой. – Ну вот, видите ли, вам в руки попал исключительно концертный вариант, настройка струн столь специфична, что обычную музыку исполнять на нём очень сложно, ему нужен профессионал самого высокого класса! – и тут же подумал «что я несу, ведь он сейчас заломит непомерную для меня цену». Но назад дороги уже не было – рояль всё слышал, и ждал, затаив дыхание, что же будет дальше. Настройщик слышал биение его испуганного сердца и, чтобы успокоить его, положил руку на крышку, погладив её еле заметным движением.
 -К сожалению, никакой настройкой тут дело не исправишь, но я могу предложить вам хороший вариант, - и он замер, глядя в озабоченное лицо владельца «непослушного» рояля. И продолжил в ответ на вопросительный взгляд:
-У меня есть прекрасное механическое пианино, это сейчас очень модно. Оно и места занимает намного меньше, и настройки не требует, электроника всякая, знаете ли. Вставляете диск с любимыми песнями и готово – клавиши сами играют, а вам остаётся лишь имитировать игру и шокировать друзей своим виртуозным мастерством! Право, к чему вам это ретро-старьё, ведь на дворе уже 21 век!
Чьё сердце билось сильнее в ожидании решения, от которого зависела их судьба? Не разобрать, ведь бьются они в унисон, на одной волне, на одной частоте, как можно разделить теперь их биение, если оно одно на двоих?...
   И снова тишина пришла, и поглотила все звуки, даже Мелодия затихла, утомлённая… Старый рояль молча стоит у стены, занимая почти полкомнаты, в углу у окна на маленькой тумбочке приютился старенький телевизор, из шкафа напротив глядят корешки старых книг… А на кровати, раскинувшись в сладком сне, спит счастливый Музыкант! Молодой, прекрасный в своём счастье, он обрёл сегодня умение слышать инструмент и воплощать его мелодии, он овладел искусством Импровизации, которое подвластно только истинно Великим, таким, как Шопен, Паганини, Рахманинов… Он познал слияние с инструментом, когда струны из металла вдруг становятся струнами твоей души и звуки, которые рождаются под трепетными пальцами, отражают музыку Вселенной… Чтобы услышать её, нужно просто … любить! И тогда тот, кого ты любишь, ответит тебе взаимностью, и тогда родится проза, поэзия, музыка, и целого мира будет мало!...
И тот, кто всю жизнь играл лишь «Собачий вальс», подарит тебе Твою Мелодию, твою «Лунную сонату», твою «Маленькую ночную серенаду», твою «Песнь Сольвейг»…
Женщина долго стояла у окна, глядя, как луна серебрит ветви дерева, потом тихо задёрнула шторы и подошла к роялю. Ну вот мы и дождались с тобой нашего Музыканта! «Где же он так долго ходил, почему не нашёл нас раньше?» - и ответила сама себе, -Наверное, потому, что ещё не дописана была наша Мелодия. Вчера был услышан её последний аккорд и мы наконец-то встретились! Скоро утро… - она подошла к кровати и осторожно, чтобы не разбудить любимого, легла рядом, тихонько положив голову на его плечо.
Скоро утро, оно придёт и принесет новые мелодии, которые сложатся в симфонию их Любви, гимн ожиданию и вере во Встречу, которая предначертана судьбой. Высокие слова, смешные пафосные , скажете вы? И будете правы, потому что каждый верит во что-то своё, каждому из нас своя музыка, кто чего хочет, тот то и ищет, и не судите друг друга. Мы разные, и хочется, чтобы каждый нашёл своё счастье, именно своё, а как его распознать?
Просто в полной тишине попробуйте услышать голос сердца и зов души, и когда-нибудь обязательно услышите ответные звуки, и если страстно желать встречи, то она состоится. По-другому не бывает! Рано ли, поздно ли – каждому своё время для рождения в душе той Мелодии, на звуки которой прилетит к тебе твоя единственная, твой единственный… И узнать его поможет самый прекрасный на свете дуэт – дуэт двух сердец, поющих их сокровенную Мелодию для двоих, которую люди называют Любовью…