Ёлки да сосны... продолжение

Наталия Ланковская 2
     Грибы же нас очень выручали в полях. Геологов, видите ли, снабжением не балуют. У нас , бывало, на отряд из пяти-шести человек можно было в неделю открыть одну только банку тушёнки. Хоть верьте, хоть нет. Одну! В целую неделю!.. Ну, давали нам, правда, такую бумагу для ОРСов, с просьбой оказывать содействие, и по этой бумаге можно было что-то выбить, выклянчить, получить у местных кормящих начальников. Но тоже не очень-то. Речь идёт о семидесятых годах, когда в "глубинке" с мясом было - сами знаете, как. Помните, наверное, кто жил в те времена, "колбасные поезда" в Москву и в Ленинград...
     Я просто диву давалась. Ехали мы по просторам родной земли; ехали по Чувашии, ехали по Татарии, ехали по Башкирии...Кругом паслись огромные стада, и колхозные, и совхозные; а в магазинах мяса - одни копыта да рога, как говорится. Куда же всё девается?.. Взять хоть Уфу - столичный город, всё-таки; а мяса, колбасы - только запах на прилавках... А на рынках если покупать - це-е-ны-ы!..
    К этому времени, между прочим, относится мало прошумевшая по стране забастовка новороссийских портовых рабочих, отказавшихся грузить мясо на иностранные суда; дескать, свои семьи без мяса сидят... И сильно прошумевшие новочеркасские события - тоже из тех времён...
     Ну ладно, я отвлеклась... Я о том, что грибы, и вообще леса, здорово нас выручали.Грибов на Урале богато! И каких грибов!.. И не только грибов - всего. Такой это край. Борька (это в другом отряде, в другой уже год шофёр у нас был), пока мы на выходах сидели работали, в речках для всего отряда хариусов ловил. Столько ловил, что мы их даже вялили... Борька этот был очень молодой, только-только из армии; но шофёр отличный. а в поле шофёр - фигура очень значительная... По-настоящему, звали его как-то иначе, по-казахски. Он казах был...
     Этот Борька, между прочим, многое для меня открыл.
     Дело было так. Сидели мы как-то вечером у костра, болтали перед сном. Что-то про Демидовых, Кажется. На Урале как Демидовых не вспомнить? Или тех же Строгановых... Ну болтали, и я обмолвилась про Петра Первого: "Наш государь..." Сашка, рабочий наш, засмеялся - с каких, мол, пор у тебя государь объявился? Смешно говоришь как-то! А я ему объясняю наставительно: " Пётр - Российский  Точнее, казаком. государь, а мы в России живём. Потому я и говорю - "наш государь".
     А Борька вдруг: " Мне-то ваш Пётр не государь!" - "Как так? Если он был Российским государем..." - "Да я ж не из России! Не было у нас тогда никаких государей. У нас свои жузы были."
     И вдруг до меня дошло. То, что мы называем "среднеазиатскими республиками", при Петре и в самом деле не было Россией! Они к России аж когда были присоединены!.. В Средней Азии ещё Скобелев воевал; а Скобелев воевал и в Балканскую войну, на Шипке. Я же, между тем, лично сама знала одного старика, Силуянова, дедушку моей школьной приятельницы, который воевал у Скобелева солдатом. Точнее, казаком. Там, на Шипке. То есть, присоединение Средней Азии - это, можно сказать, вчерашний день. А Кавказа и Закавказья - позавчерашний. Тоже, в общем-то, недавно. А я всю жизнь считала Кавуаз Россией просто потому, что сама жила на Кавказе...
     И мне вдруг открылась целая бездна событий во времени, о которых я хоть и знала (читала), но не осознавала. Так, краем сознания...
     Но Борька-то откуда бы? Недавний школьник. По советским нашим учебникам учился...Видно, кроме школьных учебников был у него какой-то ещё источник знаний. Может, семья; может, вообще окружение...
     Я в первый раз подумала о Казахстане, где у нас от ВСЕГЕИ была своя база в Боровом, как о другой стране, с другой историей...
      Но это опять лирическое отступление. Вернёмся-ка на Урал.
   

                (продолжение следует)