Валюшка

Лариса Сидякина3
  Она была бы моей тётей. Валюшка, Валя, Валентина – младшая сестра моей мамы. У меня были бы братья и сёстры, пусть двоюродные, но разве это не близкие по крови люди? Мы бы обязательно дружили,  помогали друг другу – были бы как одна семья.
…История не любит сослагательного наклонения, но мне только оно и осталось при воспоминаниях о Валюшке, которая была бы моей тётей. Но не стала.
  Война, как огромный спрут запускала свои удушающие щупальца, уничтожая как воинов на полях сражений, так и их детей в оккупированных фашистами городах и сёлах. И тянутся они  к нам уже много десятков лет, заранее отобрав, украв из нашей жизни людей, которые были бы нам самыми близкими…- опять сослагательное наклонение.
    Семья моей бабушки по маме жила до войны в городе Малоархангельске, на Орловщине. Муж и трое братьев ушли на фронт. А в ноябре 1941 года немцы захватили город.
   Бабушку, её маму и дочек выгнали жить в сарай, а сами заселили уютный , старинный семейный дом. Все бабушкины братья были офицерами советской армии, имели тяжёлые ранения и контузии, многочисленные награды, ордена -  сражались тогда на передовой.
 - Матка, сын офицер?- почти ежедневно звучал самый страшный для   живущих « под немцами»  вопрос – семьи офицеров незваные гости  беспощадно расстреливали.
- Нет, нет, солдат, - шептала бабушка и уводила детей прочь – от греха подальше. Никто из жителей их тогда не выдал. Но вот  зловещие постояльцы что- то заподозрили…
  Моя будущая мама отделалась тем, что немецкий солдат отобрал у неё школьную сумку, раскидав по всему двору тетради и учебники.
  Валюшке досталось больше. Её, худенькую, миниатюрную девчушку, немецкий водитель придавил машиной к стене сарая - так он забавлялся. Я порой задумываюсь - а есть ли у него сейчас
дети, внуки, правнуки…? Им каково – счастливо ли иметь такого «героя» - папу, дедушку, прадедушку?
   На глазах  застывших от ужаса мамы и сестры он убивал беззащитного ребенка. Поиздевавшись – передумал задавить до конца, постоял так, да и отъехал. Только вот Валюшка уже была, как говорят, "не жилец". После войны немного походила в школу. Писала там диктанты своим ровным, изящным девичьим почерком. Потом заболела. Тяжело и страшно – не смогла она оправиться после того потрясения. Умерла, не дожив до пятнадцати лет. Вот и остался от моей не дожившей до моего рождения тёти
листок в косую линейку  с её диктантом  и оценкой «пять» красными чернилами, выписка из больницы с  диагнозом, не дающим надежды, да пара чёрно – белых  фотографий.
   А ещё память о том, как бабушка, поглаживая меня маленькую по голове, приговаривала:  « Хорошая была  моя Валюшка, добрая, на тебя похожа». В комнате повисала тишина, бабушка уже не плакала, видимо всё уже выплакала раньше - тогда…
  Хожу в Храм, пишу записочки о поминовении, каждый раз бегут слёзы, как и сейчас, когда пишу эти строки. Добрая Валюшка была, очень хорошая…



                фото из семейного архива автора