Высечь искру юмора

Эдуард Скворцов
В  прошлом году в московском издательстве  "Экслибрис-Пресс"  вышла книга художественной прозы известного  писателя  Эдуарда  Скворцова "Заветы от наветов". В оригинальной аннотации книги изложено: "Написанное взывает, прочитанное умиротворяет. Писатель и читатель негласно заключают договор о взаимном доверии.

Сплошь и рядом современные люди испытывают давление обетов, посягающих на персональную свободу мышления и естественность поведения. В этом отношении определённую поддержку могут оказать тексты, содержащие заветы, противодействующие негативному воздействию на психику человека наветов злых людей".

Мне кажется, что здесь дана философская установка для всего понимания замысла книги. С этой точки зрения углублённого мышления надо её и рассматривать.
Но вначале вернёмся к интересному и, можно сказать, оригинальному построению книги. На первый взгляд, в ней собраны совсем необязательные афоризмы, пословицы, поговорки, кочующие из разнообразных книг по страницам опусов "мелкотравчатых" авторов. Но если приглядеться, то они с разных сторон "гранят" мысли и образы писателя, не давая "растечься мыслями по древу" литературы.

Удивляет владение автором разнообразными жанрами. Здесь и притчи ("Бессилие Зевса", "Грешно не каяться", "Бастион псевдонауки", "Два клоуна", "За прекрасное и высокое"), и опусы ("Барышня на спесях", "Помидоры у Федоры", и басни ("Гусь и свинья", "Авантюристка против аферистки", "Барсук и лисица", "Медведь, стервятник, выхухоль и шакал", "Дровосек и волки", и сказки ("Дичок яблони", "Резчик по дереву",), кроме них, лубок, одиоза, живца, баллада и другие жанры.

Для каждого жанра Скворцов находит "свой подход", выражающийся в словесных сочетаниях, настроениях, юморе и других "деталях", характерных для персонажей.
Вот, к примеру, короткий отрывок из притчи "Грешно не каяться":
" — Батюшка, я должен покаяться в том, что, испытывая помутнение рассудка, заставил сегодня вечером Солнце померкнуть.
— Но ты, блаженный, не мог этого сделать, подобное от нас не зависит, — возмутился священнослужитель,
— Батюшка, Вы мне отказываете впокаянии, — не унимался прихожанин.
— Нельзя покаяться в том, чего не совершал, — изрёк священник.
— Почему же меня уверяют в церкви, что грешно не каяться — канючит прихожанин. — Как же я покаюсь, если я не способен грешить?
— Грехом является сам факт твоего рождения, так что тебе обязательно надо что-либо делать, чтобы иметь повод каяться, — сказал священник...".

Уже по этому короткому отрывку видно, как можно из простого разговора священника с прихожанином "высечь" искру юмора. И такая стилистика присутствует почти во всех коротких рассказах автора. Читая их, мы не раз и не два улыбнёмся, оценив по достоинству талантливые произведения прозаика Эдуарда Скворцова.

Но основными произведениями в книге являются две пьесы: "Высота падения" и "Ва-банк". Обе пьесы о современности. В "Высоте падения" главные персонажи простые люди (проще уже не бывает). Живут они своими повседневными заботами: ничего грандиозного не создают, да об этом и не мечтают. Основные действующие лица: префект ЦАО г. Москвы, его жена, сын, девушка сына, секретарша и ещё достаточно много молодых людей, как бы создающих общий фон произведения. В нём и демонстранты, и полиция, что остро осовременивает действие. Ощущение такое, что как будто всё происходит сегодня, сейчас.

В пьесе хорошо выписаны образы главных персонажей, их взаимоотношения между собой.
Префект — личность не выдающаяся, серая. Его жена и любовница озабочены только своим жизненным благополучием за счёт своего "родного" босса, который всё ниже и ниже катится по духовной лестнице. Поэтому пьесе и дано такое философское название "Высота падения".

Вторая пьеса более сложная по фактуре. У неё двойное название: "Ва-банк" или "Игра с нулевой суммой" расшифровывающее глубокий смысл произведения.
Действие пьесы происходит в Москве. Главные персонажи: молодой человек Максим, работает на механическом заводе, его жена Ольга работает в женском ателье. Отец Венедикт — священник, не имеющий прихода, работает в здании Московской финансовой биржи сторожем. Эдуард Скворцов сводит их вместе в этом здании, чтобы "завязать" в крепкий финансовый "узел".

Молодым людям нужны деньги для покупки квартиры, поэтому они и пришли в здание МФБ и окунулись в необычную для них обстановку, где собираются, по словам автора, брокеры, трейдеры, шулеры, спекулянты, кидалы и просто любопытные.

Но среди этой публики выделяется отец Венедикт, которому нужны деньги на восстановление и реставрацию церкви. Кстати, той, в которой размещена в настоящее время и сама биржа.
Эдуард Скворцов умело выстраивает линию духовного противодействия отца Венедикта всем остальным посетителям биржи, склонным заполучить "золотого тельца" не на благие дела. В этом столкновении позиций смысл пьесы.

В результате действие заканчивается к обоюдному удовлетворению.
Задача пересказывать сюжет пьес неблагодарная. Их надо читать самим читателям, но лучше всего смотреть в театре. А то, что пьесы написаны профессионально, читатель может убедиться, прочтя данную книгу. Пожелаем Эдуарду Скворцову и вместе с ним нам — увидеть обе пьесы на театральных подмостках.

Рецензия Юрия Богданова. «Московский литератор», № 20, октябрь, 2019.