Храм под землей

Анатолий Бирюковъ
Недалеко от села Солдатское Фатежского района Курской области есть место называемое ГОРНЯЯ. Крутой, поросший цветущей растительностью холм, высоко возвышается над местностью, всей своей торжественной величавостью внушая людям безмятежное спокойствие и умиротворение. Согласно имеющемуся преданию давным-давно стоял здесь старинный православный храм, далеко вокруг возвещавший о величии Христа переливным колокольным звоном. Всякий путник находил здесь себе приют, все обездоленные и оскорбленные  – утешение и защиту, а все отчаявшиеся – веру и надежду. Храм находился недалеко от переправы через реку Усожа, и в моменты нашествия вражеской конницы над округой раздавался тревожный колокольный набат, призывающий крестьян-хлебопашцев оставить плуг и мотыгу, и с оружием в руках выступить на защиту родного края.

В то время от Рыльска на Севск пролегала знаменитая дорога под названием Бакаев шлях, соединявшая широко известные Свиной тракт и Муромскую сакму. Бакаева дорога проходила через Льгов, по землям нынешних сел Кромское, Колычево и Солдатское, а затем через Верхний Любаж на Поныри и далее. Переправа и мост через Усожу находились в районе села Солдатское (в ту пору оно называлось «Чачина и Бехова»), а рядом с бродом располагался один из славянских оборонительных городов-бастионов. В документах той эпохи он упоминается как древнее «городище на земле дворян Рапп», которое многие исследователи считают местом расположения старинного Фатежа, сожженного во время одного из набегов крымчан. Происхождение Бакаева тракта связано с именем одного из князьков Ногайской Орды по имени Бакай, известного из русских летописей. Но, название дороги было дано гораздо позже ее появления, так как дорога издревле использовалась для походов вражеских войск на русские земли. 

Недалеко от села Солдатское находилось место сбора татаро-монгольской рати – обширная Холчевская степь. Маленькими группами отряды степных кочевников просачивались вглубь русской территории, чтобы объединившись в удобном месте, внезапно напасть на беззащитные населенные пункты, ограбить их, увести с собой в полон местных жителей.

Не было у степняков спокойствия, пока стояла на высоком холме белоснежная церковь, пока лился над мирной землей колокольный звон. Вокруг храма с каждым годом селилось все больше русских людей, росло количество защитников фатежского бастиона на берегах Усожи. Озлоблялись крымские князьки, когда вместо легкой беззащитной добычи на границах московского государства их ожидали вооруженные отряды русских витязей, способных дать отпор нежданным гостям.

И вот собралось однажды огромное войско и пошло оно войной на русскую землю. Запылали города и села, хутора и деревни. Пали под натиском лютого врага фатежские крепости Липник, Городец, Милолюбов, разрушена была фатежская цитадель у брода через Усожу. По всей земле слышны были вопль и стенания. И только с колокольни горней церкви далеко по округе разносился величавый тревожный набат, призывающих христиан к сплочению против лютого врага.

Всю мощь своего войска направили недруги на беззащитный православный храм, столь ненавистный ими за независимость и непреклонность. Конница степняков со всех сторон бросилась атакой на одинокий холм, желая разрушить, стереть с лица земли досадившую им церковь, прервать объединяющую, непокорную мелодию колокольного перезвона. Все ближе и ближе враги подступают к храму. Вот они уже у подножия мятежного пригорка, вот уже достигают его вершины вражеские всадники. Радуются враги – сейчас они разрушат православную святыню, навсегда заставят замолчать звучание набатных перезвонов.
 
Но, добравшиеся до вершины холма степняки были поражены открывшейся взорам картине. На месте, еще несколько мгновений назад находящегося храма, лишь легкое облачко тумана блистало под лучами летнего солнца, переливаясь всеми цветами величественной живой природы. И только набатный звон продолжал все громче звучать над русской землей, как будто сами небеса стали единой неумолкающей звонницей. 
Испугались враги, покатилось назад конница степняков, не смогли они больше выносить возвышенной мелодии незримого храма. А вслед им уже неслись русские полки, выступившие из Рязани и Тулы, Кром и Севска. У фатежского села Костина догнали они, отягощенное награбленной добычей, вражеское войско и разбили его в жестокой схватке. Лишь немногие из захватчиков смогли избежать гибели и вернуться в Крым, чтобы рассказать о славе русского оружия и  о чудесном подвиге небольшого сельского храма.

Возвратившиеся в родные дома жители села Чачина и Бехова стали свидетелями необъяснимых явлений. На месте, где прежде стояла их древняя красавица церковь, забил чудотворный родник. Его вода давала силу и энергию, утоляла жажду и исцеляла больных, защищала от черных сил и житейских напастей. А в период опасности многие слышали раздававшийся со дна источника колокольный звон, предупреждающий местных жителей о грозящей опасности. С тех пор среди селян появилась история об ушедшем под землю храме и рассказы о чудесной силе воды из новообразовавшегося источника. Место, где стоял храм, фатежане назвали Горняя в память о находившемся здесь прежде церковном алтаре, и приносящейся за людей Безкровной Жертве.
 
Уже в советское время история с чудесным источником получила неожиданное продолжение. Одна местная жительница, имевшая тяжело болевшего сына, горячо молилась Богу о даровании ему здоровья. Ежедневно  ходила она к святому источнику за водой, которой поила болящего отрока.  Однажды, набрав воды из родника, она присела отдохнуть, как вдруг увидела подходящего к ней старца в иноческих одеждах.

– Позволь, напиться из твоего ведра? –  обратился инок к удивленной женщине.
Увидеть в то богоборческое время человека в монашеском облачении было крайне удивительно и селянка, растерявшись, смотрела на старца, не в силах вымолвить ни слова. Женщина молча протянула незнакомцу  ведро, из которого тот сделал несколько глотков.

– Спаси тебя Господь, – поблагодарил инок крестьянку, и, добавил, – знаю я о твоей беде. Когда придешь домой, искупай сына водой из ведра, из которого я пил, и выздоровеет он. И долго еще проживет во славу Божию.

Сказав это, таинственный старец повернулся, дошел до орехового куста, растущего неподалеку от источника, и скрылся. Крестьянка,  вспомнив, что она не поблагодарила старца и не спросила его имени, попыталась догнать уходящего инока. Удивленная женщина подбежала к кусту, но никого на расстоянии нескольких сотен метров видно не было. И поняла тогда, отчаявшаяся мать, что по молитвам ее Господь послал ей небесного утешителя для исцеления любимого чада.

Придя домой, женщина искупала сына по совету незнакомца, в воде из указанного ведра и ребенок с того дня стал выздоравливать и вскоре окончательно исцелился. Слухи о чудесах быстро разлетелись по всей округе и к роднику стали стекаться паломники, чтобы набрать целебной воды, освященной присутствием Святого Духа. К чести местных партийных руководителей, они не только ни стали запрещать паломничества, но даже стали проводить на берегах родника выездные мероприятия. А сын той женщины и поныне жив.