Запутать следы

Анатолий Аргунов
Из нового романа "Деликатная работа"
Глава 20.
Он любил гулять по этой не похожей ни на что площадке большого города. Вокзал, как ладонь, на которую нанесены свои только присущие ему линии жизни. На вокзале можно многое узнать о городе, в котором ты находишься.  Хорошо одетые, целеустремленные люди  - верный признак благополучия и процветания. Если рядом два три десятка бомжей собирают свою нехитрую наживу: пустые бутылки, а если повезет, то кто-нибудь отвалит  целый стольник- это Дыра. На тех вокзалах, где лениво, словно осенние мухи, передвигаются  пассажиры- значит застой во всем городе. На таких вокзалах даже обычных бомжей нет, им там ловить нечего.
Другое дело вокзалы южных городов. Там все перемешались: и движение деловых людей, и сонливость провинциалов, с мешками и баулами, и суета молодежи, высыпавшей из вагонов на остановку перекурить и выпить пива. Тут же торговцы с вареной картошки и солеными огурцами ,вплоть до лотков лилово-красными раками. Все шумит. Все переговаривается и он издает свои, только присущее южным вокзалам знаки, которые понимают все: от  пассажиров до проводников вагонов.
Эх, хорошо бы сейчас купить билет и поехать на юг. Давно там не был. От этой идеи у Кая поднялось настроение. А что, бросить к черту эту работу в школе ,сопливых девчонок,лошадей. Тоже мне воспитатель!  Кай криво усмехнулся.  Он хотел уже выходить с вокзала, как его кто-то окликнул- Эй ,подождите,подождите... Кай не подал вида, что это относится к нему и прибавил шагу, пытаясь найти стекло, чтобы увидеть отражение человека, который его окликал.
-Постой же ,наконец! Крикнул преследователь. Но голос человека, окликавшего его,Кай не узнал и он по-прежнему шел, не обращая внимания, но и человек не отступал. Кай почувствовал, что-то неладное,напрягся. Незнакомец стал бегом догонять его. И тут Кай резко повернулся и почти лоб в лоб столкнулся с молодым парнем. Парень был одет в черную джинсовую куртку, с рубашкой в клетку. На голове высился клок  соломенно-рыжих волос. На вид  ему было не больше 25-27 лет.
- Ты чего не отзываешься? – спросил, немного задыхаясь от быстрой ходьбы парень.
- А я не понял, кому ты кричишь,– спокойно ответил Кай, пытаясь вспомнить, где он мог его видеть и встречаться. Но на память ничего не приходило.
- Во, даешь. Да ты и в самом деле не узнаешь или шутишь? Прикид-то у меня фраерский! Запутал... - загоготал парень.
- Нет, нет! – уверенно ответил Кай. Первый раз тебя вижу.Это ты с кем то перепутал.
- Да, ты чего, действительно не врубился? Да, это же я, Серега Кумач, аль склероз у тебя,как у моей бабки ...И парень снова расхохотался.
- Не знаю, какая у тебя сейчас кликуха, а тогда ты отзывался на «Ферзя».
- Ферзя? – переспросил Кай.
- Ну, да.
- Нет, приятель, ты, точно что-то попутал. Никогда  меня никто  Ферзем не называл, так что извини, обознался…
- Ну, ты даешь. Как же я мог обознаться, вылитый Ферзь, у тебя еще татушка на левой руке, до локтя, с голой бабой...
- На смотри! – и Кай загнул левый рукав куртки по локоть.
- Вот это да… - произнес Серега. Надо же так схожи, как две капли воды. А у тебя братана нет? – не унимался парень. Но не может же  быть такого сходства без родства.
- Кажется, нет – пожал плечами Кай. Впрочем, нужно будет поинтересоваться.  Может где-то, кто-то и есть – и Кай замолчал, думая, что ему с этим парнем делать. Второй раз за сегодняшний день, ему приходится встречать людей, которых он не знает.  Но они ,видно, считают наоборот. Ты, что Серега с Зоны откинулся? – спросил Кай, чтобы хоть немного выиграть время.
- То-то и оно, что с Зоны! – как-то не весело ответил тот. Думал знакомого встречу,перетрем по свойски... -Давай отойдем в сторонку -предложил парень
Кай и кивнул в сторону киоска. Они отошли к закрытому окошечку газетного киоска.
- Что негде перекантоваться? спросил Кай. -Идти мне некуда,точняк... В Питере я чужой... С Ростова я, а туда сейчас мне не с руки... Старые дела давят на горло... Хочу тут  осмотреться, да и к делу приобщиться...
Сергей закурил дешевую сигарету без фильтра…
- Я тебе один адресок подскажу ,там перекантуешься пару дней. Может понадобишься. У меня дел невпроворот, помощник потребуется – ответил Кай. - С бухней как?
- Не увлекаюсь, но если за компанию могу и ящик выпить – заржал Серега.
- Ладно, про бухло забудь.
- Про кого?  - не понял Серега.
- Говорю, про выпивку забудь! – дело требует трезвой головы.
- Замётано, шеф, как скажешь... Чего ж не понятного... Такие люди как ты, пустяками не балуются...
- Верно, верно ,Серега! А теперь давай на такси, и я покажу твою лежанку. Будешь меня там ждать, не возражаешь?
- Да ты че, шеф!? Ноги буду мыть и воду пить...
- Ладно, ладно, посмотрю на тебя в деле – прервал резко Кай. Он почти никогда не рисковал, работал всегда в одиночку. Но дело, которое он задумал, требовало помощника. И Кай решился на крайний случай – нарушил свое давнишнее табу – работать без помощников.
Таксист медленно пробирался через вечернюю пробку на Невском,  поминутно чертыхаясь:
- Надавали права кому  ни попади, вот и мучайся -  ворчал уже не молодой водитель. Ты смотри, чуть ведь бок не свернула – обругал он девицу, оттеснившую его на своем дорогом «Лексусе». И все им с рук сходит. Вот время: все продается, и все покупается – сокрушался мужичок.
Кай молчал, он не любил разговорчивых людей, а таксистов тем более…Но Серега тут же встрял:
- Ты, че папаша, хренотень вешаешь! Деньги это все и всегда! У нас на Зоне…
Но, Кай резко оборвал его.
- Смотри, смотри, вот наш человек идет, - и он ткнул пальцем в лобовое стекло, пытаясь переключить разговор на другую тему:
- Кто идет? Какой человек? – не понял Серега, смотря на движущую толпу народа…
- Да вот он ,впереди, в красной бейсболке и синей куртке.
- Не вижу, шеф, ей богу, не понял, кто?
- Ладно, ладно – примирительно похлопал по плечу Кай, проехали, завтра я тебя с ним познакомлю.
Шофер тоже недоуменно пожал плечами:
- Чудят пассажиры!
Наконец, они благополучно высадились в нужном месте, на площади, недалеко от дома, в подвале которого была два месяца назад рабочая точка у Кая.
 Кай понимал весь риск своего похода сюда. Но что-то неуловимое, помимо его желания тянуло сюда. Он уже давно подумывал, как бы попасть в эту комнатуху. Во-первых, у него после дела пропала золотая зажигалка  с монограммой, подарок одного крутого заказчика. Он искал ее всюду, но не нашел, наверное, выронил в комнатушке, когда там был последний раз, решил он для себя. И сотни раз обдумывал, как это сделать. Во-вторых, это серьезная улика, если она попадет к сыщикам, мало не покажется. И вот случай представился. Незнакомый, совершенно чужой человек, только, что из зоны, никого и ничего не знает. Если и вляпается в засаду, то ничего дельного не скажет. Вряд ли с его мозгами, он собственную мать описать  сможет, не только, что встречного человека. Тут сомнений у Кая не было.
- А че делать-то? Где хоронуха-то? – недоумевал Серега, стоя на краю площади, забитой машинами и спешащей толпой народа.
Кай провел парня через узкий проход вовнутрь двора.  Прошли быстро,  и, увидев скамеечку, Кай бросил:
- Садись!
Серега сел, озираясь по сторонам.
- Не зыркай! – приказал Кай. Кури, делай вид, что беседуешь со мной. И осторожно поворачивай голову, куда буду показывать. Только без резких движений. Понимаешь?
- Обижаешь шеф. Я в школе в шахматы лучше всех играл, мат даже директору ставил – начал, было, Серега...
Но Кай снова одернул его:
- Потом, в другой раз расскажешь. А сейчас слушай и хорошо запоминай. Вот видишь, левее, у первого подъезда дверь, черного цвета, красный крестик вверху… Код на двери 371: тройка, семерка и единица.
- А зачем, и так запомнил – начал, было, сопротивляться Серега.
- Повтори! – тихо, но с властно произнес Кай.
- Да, ладно, значит, тройка, семерка и туз – замотал головой Серега.
- Единица – опять тихо и раздельно по слогам повторил Кай. Еще раз повтори все три цифры – не стал спорить Кай.
Серега медленно, но верно стал въезжать в тему.
- Так, значит, тройка, семерка и единица.
- Отлично! – Кай ,аж взмок. Он никогда не думал, что так трудно быть педагогом у взрослых. -Слушай дальше. Заходишь в подъезд, внизу слева две ступеньки и дверь. Она едва заметная, обшарпанная,  и грязная как стена. Но на ней висит таблица «Электрощитовая». Убедишься, что никого нет, пошаришь под щелкой внизу дверки, там должен быть ключ. Он маленький, плоский, четыре-пять сантиметров. Вот такой, Кай достал из кармана связку своих ключей, выбрал похожий и показал.
- Да, ты че шеф, в натуре, все понял, не маленький…
- Сейчас проверим. И Кай раза два или три проинспектировал Серегу. Пока тот безошибочно стал отвечать на все вопросы. Ну, вот теперь порядок. Кай вытер платком вспотевший лоб, одновременно, наблюдая за происходящим вокруг них. Но ничего подозрительного он не заметил. Теперь главное - продолжил он инструктаж Сереги. Берешь ключ вот так, и Кай показал, как его нужно держать, зубчиками вниз. Понял!
- Да, понял, шеф. Понял!
- А вот открывать будешь не вправо, как все, а влево! Запомнил!
- Ты, даешь шеф.
- Вот так – и Кай, который раз показал в какую сторону нужно поворачивать ключ в замочной скважине. Кажется все. Дверь открывается внутрь. Войдешь, свет не включай, когда глаза привыкнут, дойдешь до окна, прикроешь чем-нибудь, тогда включай. Выключатель справа  у двери. Понятно говорю.
Серега видно устал от такого умственного напряжения и закивал головой:
- Мол, все понятно…
- Тогда последнее,  сиди там в течение получаса, а потом приходи опять сюда. Я буду ждать. Дверь закроешь и положишь ключ себе в карман. Все! Иди! – Кай толкнул в плечо Серегу.
Через полчаса Серега вышел из подъезда и в развалку направился к месту встречи, с этим чудным человеком, которого он признал за «Ферзя», своего фраера из Ростова. Надо же так похожи, все удивлялся Серега, идя к скамейке. Если бы татуировка не было на руке, ни за что, не поверил бы, что это не он… Но в условленном месте он Кая не застал. Серега стал ворочаться из стороны в сторону, ища глазами стройную фигуру незнакомого ему человека, представившего ему приют. Нора хоть и маловата, но перекантоваться на первое  время можно.
- Куда же он подевался – недоумевал Серега, не найдя своего покровителя.
В это время  Кай был в ста метрах от скамейки, расположился в подъезде у окна второго этажа, дома напротив,где не было жильцов. Он наблюдал за развитием ситуации. Если там, в квартире оставлена засада, то Серегу, конечно, возьмут, обработают и заставят привести на место их назначенной встречи.
- Хорошо, а как я узнаю, сдал он меня или нет - рассуждал Кай, внимательно наблюдая за подъездом, куда скрылся Серега. То, что по одному виду Сереги можно догадаться о многом, это само собой и комментировать нечего . А вот если еще за ним будет хвост, или попросту слежка, тогда вопрос отпадает сам по себе. Но как не пытался Кай найти хоть какие-либо отклонения в поведении Сереги, или что-либо необычного, что выдавало бы слежку ,он не обнаружил.
- Чисто! – и вздохнул свободнее Кай, приоткрыл полуопустившую створку окна и свистнул.
Серега, услышав короткий свист, насторожился, стал искать, откуда  он и вскоре уперся глазами в дом напротив. Кажется от сюда свист,  решил он для себя, направляясь в его сторону…
Кай, наблюдавший за действиями своего недавнего знакомца, все еще никак не мог отделаться от мысли, что фэсбешники,  прошли мимо его рабочей точке. На них не похоже… Хотя он знал с детства,  что играя в прятки, лучше прятаться под носом водящего, чем забираться куда-нибудь в глухой закоулок. Простота должна быть защитной, а не нагромождение таинственных обстоятельств, самые не раскрываемые преступления совершают дилетанты. Они делают свое дело естественным путем, не задумываясь о последствиях. Как пример у Кая всегда был под глазами образ Родьки Раскольникова. Убийство он задумал давно, но осуществил его, можно сказать, по ходу событий так, словно готовился к нему всю жизнь.  Прежнюю жизнь. Пришла сестра уже убитой бабули-ростовщицы, убил и ее, когда уходил, то никак себя не рассекретил. Хотя мог бы, если бы стал делать все по правилам, настоящих профессиональных убийц. Да, никто и никогда бы об этом студенте и не догадался, что он убийца.   Если бы Раскольников сам не пришел и не покаялся… Вот она психология поведения, думаешь об одном, а совершаешь другое. Но верно заметил старик Фрейд, что  подсознание составляет планы поступков, а человек их лишь слепо копирует. Так, не так, Кай точно не знал. Но весь его богатый опыт подтверждал его мысли. Поэтому ,Кай и пошел на риск.
Наверняка, ищейки из ментовки, облазили все чердаки или квартиры в поисках места, откуда  был произведен выстрел.  Баллистика  в данном деле не помощник, когда речь идет о стрельбе в движущуюся цель.  Определить координацию, откуда стреляли фактически невозможно. Но логика подсказывала им всем, что стреляли, наверняка, с чердака: обзор хороший, вероятность промаха минимальная и удобней киллеру уходить из подвала, да еще на уровне пояса, под углом в сорок пять градусов, стрелять в подвижную цель могут только дураки.  Собственно, на такой вывод и рассчитывал Кай, когда остановил свой выбор на подвале.
Когда Серега почти вплотную подошел  к стене дома, Кай еще раз тихо свистнул так, чтобы мог расслышать лишь Серега. Серега поднял голову. Кай махнул рукой в сторону подъезда, приглашая его к себе. Серега заулыбался, радостно закивал головой. Серега дернулся было за ручку двери, но она оказалась заблокированной. Но опытного домушника не надо было учить, как ее открыть. Еще секунда и она со щелчком раскрылась. Серега вошел в подъезд, озираясь по сторонам.
- Ты где? - не громко, но все же достаточно, чтобы его услышали, он позвал своего нового шефа.
- Тут, иди наверх… Кай все еще страховался.  Но хвоста так и не заметил.
Когда Сергей поднялся к нему на второй этаж, Кай коротко бросил:
- За мной, и рванул на шестой этаж, затем толкнул дверь на чердак и они оказались в темном пространстве. Кай взял Серегу за руку. Стой, сейчас глаза привыкнут, пойдем дальше. Уже через 15 минут они уже сидели в маленьком, уютном кафе на противоположной стороне площади. 
- Такая конспирация только у шпионов бывает – наконец выдавил из себя Серега, уставший от стремительной ходьбы и бега с препятствиями.
Кай усмехнулся:
- Может, снова на вокзал отвезти. Говори пока не поздно…
- Да, нет, это я так для понта…
- Про понты забудь, мы работаем на уровне разведчиков и нам без осторожности нельзя.
- А че за дело-то?
- Узнаешь в свое время. Пока вот глотай и пей пиво… Живи и радуйся…
Кай осмотрелся. Ничего подозрительного, чтобы его насторожило, не заметил.
- Как там в хате? – без предисловий спросил Кай.
- Тесновато, но сухо…
- Это точно! Послушай, Сергей, ты там ничего подозрительного не заметил? – задал наводящий вопрос Кай.
- Ничего! Темновато, может чего не разглядел.
- Да, я так к слову – как бы невзначай ответил Кай. Если найдешь что-нибудь, обязательно мне скажешь – продолжил он, разливая коньяк в рюмки.
- Да, что тут пачкаться, шеф – увидев, крохотную рюмочку с коньяком предложил Серега. Давай по фужеру жахнем. Такое знакомство и такая доза,что и пить то как-то не удобно.
Кай ни слова не говоря, взял бокал для минералки и доверху налил коньяка.
- Вот это по-нашему – радостно потер руки Серега. Поехали – он поднял бокал и без предисловия целиком опрокинул в рот.
Кай поморщился, слегка пригубил свою рюмку. Серега вопросительно посмотрел на  Кая.
- Мне нельзя, я подшит! – соврал Кай.
- А, ну в завязке, тогда другое дело! И Серега накинулся на еду.
- Слушай меня внимательно и запоминай. Кай налил себе пол бока минеральной воды, выпил, не притрагиваясь к еде. Ты будешь жить там, но появляться в комнатухе только по вечерам. Днем кантуйся, где придется, старайся уходить по раньше, приходить по позже.  Когда меньше всего народу болтается в подъезде. Твоя задача ждать от меня  указаний. Вот телефон – Кай протянул новенький мобильник. С него ты можешь позвонить мне, только в крайнем необходимости, в остальное время не использовать, а ждать моего звонка. Никто кроме меня, тебе не должен звонить. Понял?
- Ну!
- Я спрашиваю, понял?
- Понял, да понял я !– закивал головой Сергей. Номер –то, какой шеф, тебе звонить?
- Там один единственный номер под именем  «Ферзь2». Это и буду я.
- Вот спасибо, уважил! – снова ослабился в улыбке Сергей. «Ферзь2», отлично придумано…
- Ну а теперь главное. Кто бы к тебе не постучал, никому не открывай. Если застанешь там посторонних, ни о чем не говори. Мол, случайно наткнулся на обычного бомжа, он мне свой угол на время уступил. Секешь?
- Ага, секу… А кто должен прийти-то?
- Кто угодно: менты переодетые,  братки, резидент иностранной разведки – пошутил Кай.
Но Серега аж рот открыл.
- Че, шпион?
- А, что тебя удивляет? Я же сказал, кто угодно.
- Ну, ты даешь, шеф. А если грохнет, черт их знает этих иностранцев.
- Да ты,  не боись, если они захотят убить, ни что тебя не спасет… Нет, тут совсем другое. Ищут участника ограбления банка – соврал Кай. Он не любил без надобности врать, но разве Сереге, что-нибудь можно объяснить, без вранья. Чем больше такой категории  населения врут, тем больше они верят. Вот опять странности русской души. Хотят сказки,  хорошей, доброй, злой, но непременно, чтобы было какое-нибудь чудо, не может русский человек жить без чуда, скучно ему становится тогда. А вот скажи ему, что в таком-то царстве, в таком-то  государстве есть скатерть самобранка, поверит, и главное пойдет искать, хоть говори ему, не говори. Так уж устроена русская душа. Не боится смерти, да еще ради дела. Так и умереть не страшно, не то что от водки или какой-нибудь краснухи. Нельзя русскому человеку мелкие преграды ставить, надо такие, чтобы дух захватывало. Тогда он соберется весь ,в лепешку разобьется, а делать интересное дело будет охотно. Ему главное, чтобы дело было интересным  и денежным.
Но пока Кай размышлял на эту тему, Серега уже съел бифштекс, выпил весь коньяк и подъедал все тарелки с салатами.
- Банк, говоришь. Это дело серьезное. А, что в этой хате, деньги после грабежа лежали? – спросил Серега, набычив, свои глаза.
- Верно, а как ты догадался? – Кай сделал серьезное лицо. В общем ты живешь, и ждешь, кто придет, и делаешь мне знать по условленному телефону и времени. Больше ни во что не вникай.  Да, если найдешь, что-нибудь подозрительное: зажигалку или еще что-то, тоже позвони мне… Все больше мне с тобой некогда заниматься. В следующую субботу я тебе позвоню сам, и мы договоримся о встречи. На вот возьми на первое время - и Кай  протянул кошелек, там десять тысяч деревянных. Купи себе, что надо из одежды, остальное на еду. Не встревай  ни в какие авантюры, без моего согласия…
Кай вздохнул.
-  Я пошел, а ты после меня минут через пятнадцать, не раньше. Все, до встречи.
- Пока, шеф! – Серега привстал со стула, пряча деньги в потайной карман куртки…
Вскоре Кай был уже у себя на своей квартире и обдумывал, что делать дальше. Как использовать Серегу для своего предприятия. А дело, он задумал, вот какое. Убрать всех свидетелей по делу Марии. Прежде всего, этого хлыща, потом тех, кто чаще всего  общался с ней и мог быть потенциально опасен для нее. А потом тех, кто  знает какие-либо подробности ее личной жизни.